ТГП шпоргалки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:29, курс лекций

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
Теория государства и права изучает общие закономер¬ности возникновения, развития, назначения и функциони¬рования государства и права. Она как бы вычленяет государ¬ство и право из всей системы общественных явлений и ис¬следует их внутренние закономерности. Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и го¬сударства, роль и место государства и права в политичес¬кой системе общества. Она изучает не только государствен¬но-правовые явления и процессы, но и представления лю¬дей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.
Единство предмета теории государства и права обус¬ловливается ее практическим и научно-понятийным един¬ством. ТГП подразделяется на две относительно само¬стоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение)
Именно отмеченные единство и дифференциация по¬зволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государствен¬ном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом уг¬лубленному и детальному анализу и государства, и права.
Итак, предметом теории государства и права высту¬пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 391.00 Кб (Скачать)


1. ПРЕДМЕТ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

Теория государства и права изучает общие закономер­ности возникновения, развития, назначения и функциони­рования государства и права. Она как бы вычленяет государ­ство и право из всей системы общественных явлений и ис­следует их внутренние закономерности. Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и го­сударства, роль и место государства и права в политичес­кой системе общества. Она изучает не только государствен­но-правовые явления и процессы, но и представления лю­дей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Единство предмета теории государства и права обус­ловливается ее практическим и научно-понятийным един­ством. ТГП подразделяется на две относительно само­стоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение)

Именно отмеченные единство и дифференциация по­зволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государствен­ном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом уг­лубленному и детальному анализу и государства, и права.

Итак, предметом теории государства и права высту­пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Теория государства и права в системе гуманитарных наук.

Прежде всего, Теория государства и права связана с историей, изу­чающей прошлое человечества во всей его конкретности и много­образии. Это — сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических усло­виях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историчес­ким материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Неразрывная связь существует также между теорией государ­ства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производствен­ные отношения и экономические законы, регулирующие разви­тие исторически сменяющих друг друга социально-экономичес­ких формаций, теория государства и права исходит из предпосыл­ки, что государство и право — важные неотъемлемые части над­стройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их актив­ное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической сис­темы, правовых форм возникновения и деятельности госу­дарства.

Теория государства и права в системе юридических наук.

Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.

1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки.

2. Историко-правовые науки, к которым относятся история государства и права России, зарубежных стран, история полити­ческих и правовых учений.

3. Специальные отраслевые юридические науки: государст­венное (конституционное) право, административное право, тру­довое право, гражданское право, экологическое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и др.

4. Юридические науки, тесно связанные со специальными от­раслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, организация самоуправления, право социального обеспечения, криминоло­гия и др.

5. Технико-прикладные юридические науки, широко поль­зующиеся данными других наук, в том числе математики, статис­тики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это крими­налистика, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статисти­ка, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психо­логия.

6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право.

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ ТГП

              Существует несколько подходов к пониманию методологии. Некоторые полагают, что методология – не только совокупность методов, но и наука, применяемая в действительности.

              Методы: 1. дедуктивный – знания выводятся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский – получение знаний из самого опыта, его изучения.

              Вся совокупность методов может быть разбита на 3 гр.:

I). Общефилософский (то же что диалектическая логика): 1) З-ны: a)единства и борьбы противоположностей (мир – всегда в движении, но в круговом – по Аристотелю) б) переход количества в качество c) отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот).

2) Содержание и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание – формировано).

3)Сущность и явление (в каждом из явлений можно выделить сущность, определение закономерности)

4) Общее и единичное. Вот эти элементы применяются при изучении государства и правовой системы.

II.Общенаучные методы, из которых самый применяемый - 1)Теория систем или системный анализ: a)элементы и структура (всякая система состоит из элементов, находящихся в структуре), где элемент – наименьшая дробная часть целого, сохраняющая качественные признаки целого (правовая норма, государственный институт) б)динамическая устойчивость и надежность; они находятся в обратной зависимости. Динамическая устойчивость – способность системы приспосабливаться к изменениям среды, а надежность характеризует способность системы выдерживать нагрузки c) управления и самоуправления. Управление – поддержание системы в заданном состоянии. Самоуправление - механизм приспособления системы к среде

2)Сравнительное правоведение, которое нужно для сравнения положительного правового опыта других стран и выявление их сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучшению, а вторая задача: постепенное сближение правовых систем разных стран (после подписания договора об общем рынке в 54 году)

III. Количественные методы (с помощью ЭВМ) - возможность автоматического поиска нормативных актов, а в последствии автомоделирование юридических норм.

 

3. ФУНКЦИИ ТГП

Значение теории государства и права легче выявить через ее функции: Онтологическая функция теории государства и права выражается в изуче­нии вопросов о бытии, его принципах, структуре, применительно к госу­дарству и праву это вопросы генезиса государства и права (то есть происхож­дения и становления), их взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их настоящего и будущего. Гносеологическая функция теории государства и права заключается в изу­чении природы познания государства и права, выработке определенных те­оретических конструкций для совершенствования данного вида познания. Суть методологической функции теории государства и права - в выработ­ке приемов, способов, с помощью которых изучаются государственно-правовые явления. Эвристическая функция заключается в открытии новых явлений, законо­мерностей в сфере государства и права. Идеологическая функция реализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права, которая влияет на правосоз­нание общества и тем самым косвенно регулирует общественные отношения. Практически-организаторская функция теории государства и права зак­лючается в том, что она вырабатывает практические рекомендации, кото­рые используются в государственном строительстве и при разработке пра­вовых норм. Политико-управленческая функция реализуется при использовании дос­тижений теории государства и права в государственном управлении. Прогностическая функция выражается в том, что на основе накоплен­ного теоретического материала в сфере государства и права можно прогно­зировать тенденции развития, будущее государства и права.

 

4.ВЛАСТЬ И СОЦ.НОРМЫ В ДОГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали, поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь, изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями — исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО СТРОЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

В результате эволюционного развития человек для удов­летворения своих потребностей постепенно перешел от при­своения готовых животных и растительных форм к подлин­но трудовой деятельности, направленной на преобразова­ние природы и производство орудий труда, пищи и др. Имен­но переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделе­нию скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обо­соблению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

  Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменив­шихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожа­луй, то, что родовая община постепенно начинает дробить­ся на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью со­впадают с интересами рода. С возникновением семьи нача­лось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повы­шения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появ­ление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения час­тной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права ко­ренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выжи­ванию и укреплению рода человеческого, но и оказало мно­гоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру.

Родовая организация общества трансформировалась в го­сударство эволюционно, сохраняя историческую преемствен­ность, проходя переходные стадии. Одной из таких пере­ходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового об­щественного самоуправления еще сохраняются, но посте­пенно набирают силу новые предгосударственные структу­ры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоре­чия, все более разрушающие вековые порядки.

Информация о работе ТГП шпоргалки