Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:04, реферат
Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ...........................................2
1.1. Состав государственной территории..........................................................................3
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО....................................................................7
3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ......................................................................................................................8
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ............................................................................12
4.1. Понятие и виды государственных границ................................................................12
4.2. Установление государственных границ ..................................................................12
4.3. Режим государственных границ................................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................17
Принцип самоопределения имеет две стороны: внешнюю - право народна на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государстве и внутреннюю - определение своего внутреннего устройства. С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образования самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, — вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.
Таким образом, самоопределяющийся
народ распоряжается своей
Все критерии, определяющие границы территории самоопределяющегося народа, следует рассматривать в их совокупности, в диалектической связи между собой и другими факторами, например, географическими. Существуют географические принципы установления пределов территории по какой-либо реке или по горному водоразделу. К числу географических принципов, использовавшихся в прошлом, относятся принципы смежности и протяженности, сутью которых, с некоторыми различиями в деталях является то, что при отсутствии установленных границ государству принадлежат непосредственно прилегающие к его территории земли. Географические принципы могут применяться лишь как вспомогательное средство для уточнения границ территории, принадлежащей самоопределяющемуся народу, и только в той мере, в какой их применение не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Географические принципы применяются для того, чтобы не создавалось неоправданного разрыва естественного единства местности, и чтобы граница проходила наиболее справедливым и удобным образом для разграничивающихся сторон.
Географические принципы могут иметь особое значение, когда пределы территории самоопределяющегося народа находятся в труднодоступных, пустынных и незаселенных местностях, где основные элементы общности этого самоопределяющегося народа не проявляются достаточно отчетливо. Разумеется, речь идет о сравнительно небольших уточнениях пределов территории, и основой нового территориального суверенитета в целом являются не географические принципы, а осуществление народом права на самоопределение.
Как уже отмечалось, самоопределение не является единственным основанием территориальных изменений. В практике международных отношений нередко возникают вопросы о передаче тому или иному государству небольших незаселенных участков. Принцип самоопределения в этих случаях не затрагивается. Такие территориальные изменения происходят в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. В любом случае передача участка территории происходит небезвозмездно.
Пограничные государства могут произвести обмен равноценными участками территории. Так, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись равными по размеру пограничными участками. Обмен был произведен исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к смежным территориям СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах.
Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, однако при условии достаточного учета как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое вообще имеется.
Одной из форм компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила СССР территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту уступаемую территорию, включая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советский Союз, как отмечено в договоре, выплачивает Финляндии 700 млн. финских марок. Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие участки территории, которые являются, незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории, то эта уступка должна отвечать общенациональным интересам.
Передача участка территории должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами. Отсутствие договора может привести к тому, что в дальнейшем права нового территориального суверена на вновь приобретенную территорию могут быть оспорены.
Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно, поскольку государственная территория не является собственностью правительства, а достоянием всего данного государства. Ратификация производится высшим представительным органом государственной власти.
Тот факт, что передача территории оформляется заключением договора, влечет за собой весьма важное обстоятельство: передаваемая территория становится территорией другого государства с момента вступления договора в силу, если в нем не оговорено иное. Обычно такие договоры требуют ратификации и, соответственно, вступая в силу после обмена сторонами ратификационными грамотами, или во время, установленное в самом договоре. С этого момента на переданную территорию распространяется территориальное верховенство нового суверена, в том числе, его законодательство.
Поскольку передача участков территории
оформляется заключением
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
4.1. Понятие и виды государственных границ
Государственные границы определяют
пределы государственной
Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами.
4.2. Установление государственных границ
Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.
Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — по середине реки. Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения о ее изменении.
Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.
Установление
Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела территориальных вод.
Граница территориальных
вод - морская государственная
Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.
Внешняя и внутренняя границы территориальных
вод устанавливаются
Поверхность, образованная движением
вертикали вдоль линии
До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного. пространства, составляющего государственную территорию.
Государственная территория представляет собой, таким образом, пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные государственные границы определяют его пределы.
4.3. Режим государственных границ
Режим государственных границ включает правила:
- содержания Государственной границы;
- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через Государственную границу товаров и животных;
- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных;
- ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Правилами содержания государственных границ регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственных границ.
Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами. Этими актами может определяться время пересечения государственных границ, устанавливается порядок следования от государственных границ до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Пограничным войскам
предоставляется право
Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными договорами.
Иностранные невоенные
суда и военные корабли в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы.
Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет.
Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов, лиманов и др. Территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство по сложившейся правовой практике включает высоту до 100 км.
В пределах своей территории государство осуществляет территориальное верховенство, заключающейся в легитимизации публичной власти.
Пределы Государственной территории определяются государственной границей.
Значение государственных границ велико для каждого государства, поскольку они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальными условиями жизни всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства, то есть полной и исключительной власти государства, обеспеченной всеми средствами принуждения, предусмотренными его законодательством. Четкое разграничение принадлежащих государствам ресурсов и пределов их верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между ними и развития мирного сотрудничества на границах.