Теория происхождения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:25, реферат

Описание работы

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.

Работа содержит 1 файл

Теории происхождения права (Автосохраненный).docx

— 28.65 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Кардинальное  преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном  цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим и тем  более тем, кто выбрал юриспруденцию  своей профессией - настоящей или  будущей. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права  разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении  права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом. Вопрос о развитии права есть вопрос о том, каковы факторы, под влиянием которых происходит преобразование права, приобретение им таких форм, в которых мы можем видеть право  сегодня. Цель данной курсовой работы 
– рассмотрение вопросов происхождения и развития права.

Вопрос об образовании  права сложен, и у юристов нет  единого мнения на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные  различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного правового учения, а  также субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его отношением к той или  иной социальной группе. Было бы неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых школ, учения о  природе и происхождении права. Сразу отбросив ненаучные концепции, хотелось бы привести взгляды классических правовых школ: школы естественного  права, исторической школы права (вместе с учением 
Рудольфа Иеринга - поначалу представителя этой школы, но затем обособившегося и внесшего свои поправки в учение школы, ставшими отдельной концепцией), учение экономического материализма. И уже опираясь на концепции классических правовых школ, что-то почерпнув из них, а с чем-то не согласившись, мы рассмотрим вопросы о появлении права и о его дальнейшем развитии.

При обсуждении проблемы образования права мною был изучен ряд литературных источников. Основными  являются труды по теории права, из которых почерпнут теоретический  материал, прежде всего взгляды тех  или иных школ права. При этом были взяты книги как современных  юристов 
(таких, как С.С.Алексеев, автор "Теории права"), так и дореволюционных 
(прежде всего, Г.Ф.Шершеневич, «Общая теория права»). Труды по истории государства и права (такие, например, как «Всеобщая история государства и права» З.М.Черниловского или «История государства и права зарубежных стран» под редакцией О.А. Жидкова) помогают рассмотреть вопрос о происхождении права с историко-правовых позиций, что помогает постичь суть проблемы, последовательность фактических событий; без изучения литературы по истории права также довольно затруднительно получить общее представление о юридических памятниках начала его зарождения и развития (древних сводах правовых норм - Законах Ману, Законах XII таблиц, а также юридических памятниках средневековья - так называемых варварских правдах, прежде всего Русской Правды и Салической Правды), без чего невозможно полноценное написание данной курсовой работы.

К сожалению, сильно ограниченный объем данных не позволяет  провести глубокий анализ вопроса, рассмотреть  все возможные его аспекты. Однако я считаю ,что это не мешает, рассмотрев основные аспекты темы, раскрыть ее достаточно полно.1

 

   Теории происхождения права: теологическая, естественного права, историко-материалистическая. 

  §1. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА.

  Ярким представителем и одним из главных разработчиков  данной теории был крупнейший идеолог  католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.

  Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение  человека не к самому себе, а к  другим людям и состоит в воздаянии  каждому ему принадлежащего.2 Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

  Ф. Аквинский  различал право и закон. Последний  представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.

  На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон – отражение вечного  закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению  рода. Вечный закон – это сам  божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего  возможности людям самим прийти к единому представлению о  правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все  другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который  есть отражение Вечного закона в  человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон – это позитивное право, выражающее требования естественного  закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы  люди вследствие грехопадения не извращали  закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям  и божественному закону, то им можно  не повиноваться. Но любое выступление  против законной власти он считал смертным грехом.

  В эпоху  капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак  Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом – Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

  Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как  право (пусть и как выражение  божественной воли) и справедливость.3 Вместе с этим имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория. Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции Бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы.

  Божественная  теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного  развития вряд ли она приемлема. 
 

ТЕОРИЯ  ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 

     Данная  теория возникла давно, ещё до нашей  эры. Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования  права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «Правда» есть результат  соглашения людей, их договорённости придерживаться в своих взаимоотношениях определённых правил, чтобы обеспечивать безопасность всех и каждого. Таким образом, право  – изобретение людей, искусственное  образование. Против этого возражали  такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они  исходили из того, что не всё право  искусственное изобретение человеческого  разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписаные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

     Расцветом теорий естественного права принято  считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия), Т.Гоббс и Д.Локк (Англия), Ж.Ж.Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

     По  мнению Вольтера, естественное право  вытекает из законов природы. Но не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного права, представители данной теории едины  в одном – естественное право  не создаётся людьми, а возникает  стихийно, само по себе. Люди каким-то образом  лишь познают его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости.

     В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права  и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех  пор, пока существует человек.4

     Основные  положения теории естественного  права нашли закрепление в  Декларации независимости США в 1776г., затем в Конституции США 1787г, в Декларации прав человека и  гражданина во Франции (1789г) и др. Уступив  на какое-то время своё место исторической школе права, теория естественного  права вступила в XXв., в период возрождённого естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы, Латинской и Северной Америки.

     Теория  возрождённого естественного права  подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительного права. Оно не признаёт вечного, неизменного  для всех народов и времён права  и полагает, что естественное право  исторически меняет своё содержание. Для возрождённого естественного  права характерно возникновение  на его базе частных теорий и доктрин. Хотелось бы назвать, прежде всего, неотомическую  теорию. Она традиционно рассматривается  как одно из течений естественно-правовой теории и одновременно причисляется к теологическим учениям, так  как её исходное начало – божественная воля. Суть неотомической теории состоит  в том, что всё должное и сущее проистекает от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

     Ещё, к примеру, сторонники договорной теории права считали, что люди первоначально  находились в естественном состоянии, где они все были равны и  свободны, имели собственность и  находились в состоянии мира и  безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал Дж.Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права. Они договорились создать государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями. Естественные права транслируются законами и обеспечиваются наказанием нарушителей закона в той степени, в какой это может воспрепятствовать нарушению естественных прав.

     Герменевтическое  направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» - разъясняю, т.е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва  и противопоставления естественного  и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к  происхождению сущности права полагают, что естественное право развивается  исторически и выступает как  высшая справедливость для каждого  конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и  сущего, их полное совпадение. Текст  юридического закона должен «вписываться»  в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе  не нормы права, а правовые отношения  между людьми, правовые решения, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создаётся конкретно-историческое право.5

     Экзистенциалистическая  теория исходит из противопоставления обыденного, отчуждённого бытия и  глубинного, живого существования, воплощённого в существовании человека. Право  черпает свою силу именно в способе  существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных  формах. Отсюда позитивное право имеет  вторичный и, следовательно, необязательный характер. Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер считал, что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа  существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции  со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна  и неповторима. Юридическая норма  представляет собой мертвое, механическое образование в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.

Информация о работе Теория происхождения права