Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:39, лекция
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
Теория происхождения государства
Существует множество
теорий происхождения государства
и права. Такой плюрализм научных
взглядов обусловлен историческими
особенностями развития общества, своеобразием
тех или иных регионов мира, идеологическими
приверженностями авторов, задачами, которые
они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным
относятся следующие теории:
1. Теологическая
(Фома Аквинский). Широкое распространение
получила при феодализме. Однако
и в настоящее время эта
концепция представляет официальную
доктрину Ватикана.
Согласно данным
воззрениям, государство является результатом
проявления божественной воли, практическим
воплощением власти бога на земле. По
мнению богословов, любая светская
власть производ-на от власти церкви, власти
религиозных организаций. А народ должен
беспрекословно повиноваться всем велениям
государственной воли как продолжению
воли божественной.
2. Патриархальная
(Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский).
По утверждению Аристотеля, государство
– наилучшая форма человеческого
общения в целях достижения общего блага.
Это своеобразная разросшаяся семья. Власть
монарха – естественное продолжение власти
отца (патриарха), который заботится о
членах своей семьи и обеспечивает их
послушание.
3. Патримониальная
(А. Галлер). Представители этой теории
считают, что государство произошло от
права собственника на землю (пат-римониум).
Из права владения землей власть автоматически
распространяется и на проживающих на
ней людей. Подобным образом обосновывается
феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Б.
Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж.
Руссо, П. Гольбах, А.Н.
жили в соответствии
со своими естественными правами. Но
не существовало власти, способной
защитить человека, гарантировать его
права на жизнь, честь, достоинство и собственность.
Для устранения такого социального «порока»
люди объединились и заключили между собой
договор о том, что часть своих прав, присущих
им от рождения, они передают государству
как органу, представляющему их общие
интересы, а государство, в свою очередь,
обязуется обеспечить права человека.
Если же условия договора нарушаются,
то народ приобретает право на революцию.
5. Теория насилия
(Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский).
Сторонники этой теории
По мнению представителей
данной теории, государство более
необходимо слабым племенам, нежели сильным.
Будучи инструментом организации и
управленческого воздействия завоевателей,
государство становится мощным средством
защиты завоеванных от возможных посягательств
со стороны других сильных племен.
К. Каутский пытался
доказать, что при дальнейшем развитии
общества государство трансформируется
в инструмент всеобщей гармонии, в орган
защиты и обеспечения всеобщего блага
как сильных, так и слабых. Теория была
воспринята нацистской Германией в качестве
официальной идеологии.
6. Психологическая
(Л.И. Петражицкий). Возникновение
государства объясняется
7. Марксистская
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.
Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно
этой террии, государство есть результат
изменения социально-экономических отношений,
способа производства, итог воз-
) Гумплович Л
Общее учение о государстве
СПб. 1910. С 47,120–121
никновения классов
и обострения борьбы между ними.
Оно выступает средством
Существуют и
иные, менее известные теории происхождения
государства. Но все они не могут
претендовать на абсолютную достоверность.
Каждая доктрина является лишь определенной
ступенькой к познанию истины.