Теория правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Категория «правоотношение» - одна из ключевых в теории права. Это определяет традиционное внимание к ней ученых всего мира. Интенсивная разработка данной проблемы утвердила неоднозначность подходов к пониманию правоотношений, сделав «правоотношение» одним из наиболее дискуссионных вопросов в области правовой науки.

Содержание

Введение.
1. Правоотношения: понятие, признаки, виды, предпосылки возникновения.
2. Объекты и субъекты правоотношения.
3. Содержание правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность).
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория правовых отношений.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

  Деликтоспособность  – это предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. В административном праве деликтоспособность наступает с 16 лет. Ответственность за преступления по общему правилу наступает с 16 лет, а за некоторые преступные посягательства с 14 лет. В особых случаях законодатель предусматривает уголовную ответственность по достижению восемнадцатилетнего возраста. Ответственность по налоговому законодательству предусмотрена по достижению возраста 16 лет. В уголовном, административном и налоговом праве непременным условием деликтоспособности выступает вменяемость, которая в отраслях частного права охватывается понятием дееспособности. Деликтоспособность коллективных субъектов наступает с момента их официальной регистрации в налоговых органах.

  Понятие правосубъектности включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Различают три вида правосубъектности: общую, отраслевую и специальную. Общей правосубъектностью обладают все лица. В частности, все граждане потенциально могут стать носителями любых прав и обязанностей и нести за их исполнение (соблюдение, использование) ответственность.

Отраслевая  правосубъектность дает возможность обладать правами, обязанностями и нести ответственность в той или иной отрасли права.

  Специальная правосубъектность дает возможность обладать правами, обязанностями и нести ответственность в определенной группе общественных отношений в рамках конкретной отрасли права.

     Отраслевая  и специальная правосубъектность  зависит от ряда характеристик (качеств, свойств) субъекта, таких как: возраст, гражданство образование, наличие иждивенцев, состояние физического здоровья (инвалид), наличие опыта (стажа) в соответствующей деятельности и др. Например, статус адвоката может получить только лицо, имеющее стаж юридической деятельности; субъектом шпионажа может быть только иностранный гражданин или лицо без гражданства, а субъектом государственной измены является только гражданин России.

     Изначально  субъекты правоотношений классифицируются на две большие группы: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, иностранные граждане. Лица без гражданства и иностранные граждане могут вступать на территории Российской Федерации в большинство правоотношений, что и граждане России. В ГК РФ определено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако на иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется ряд ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных силах и т. п.

     К коллективным субъектам правоотношений относятся: государство в целом, государственные организации, негосударственные организации.

     Государство в целом вступает в международно-правовые отношения с другими государствами и международными организациями. Между Российской Федерацией и ее субъектами функционируют конституционные правоотношения. В ст. 2 ГК РФ указывается, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях может участвовать Российская Федерация.

     Государственные организации могут выполнять функции управления и обладать властными полномочиями, заниматься социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями и заниматься хозяйственной деятельностью. Государственные органы, наделенные властными полномочиями, чаще всего выступают субъектами конституционных, уголовных, уголовно-процессуальных, административных правоотношений. Другие учреждения (больницы, учебные заведения, библиотеки, театры, музеи) реализуют предоставленные им функции в соответствующих сферах социальной жизни, но их деятельность не связана с реализацией в правоотношениях властных полномочий. Государственные хозяйственные предприятия выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц, управляя обособленным имуществом, и отвечая им по своим обязательствам.

     Негосударственные организации как субъекты правоотношений очень многообразны, ими могут  быть: общественные объединения (политические партии, движения, некоммерческие организации), хозяйственные организации, религиозные  организации и т.д.

     Объектом  правового отношения выступает  то реальное благо, на исполнение или  охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности  его участников, т.е. то ради чего возникает  само правоотношение.

     В зависимости от характера и видов  правоотношений их объектами выступают:

    • разнообразные материальные блага (вещи, предметы, драгоценности);
    • личные нематериальные блага (честь, здоровье, неприкосновенность и т.д.);
    • предмет духовного творчества (литературное или музыкальное произведение);
    • поведение, действие субъектов, различного рода услуги и их результаты;
    • ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и др.)

 

     3. Содержание правоотношений (субъективное  право и юридическая  обязанность).

     Субъективное право и юридическая обязанность составляют юридическое содержание правоотношения. «Субъективное право в юридической науке определяют как гарантируемые законом вид и меру возможного или дозволенного поведения лица, а юридическую обязанность – как вид и меру должного или требуемого поведения» (Н. И. Матузов). В основе субъективного права лежит возможность поведения, а в основе юридической обязанности необходимость такого поведения.

     Субъективное  право – это предусмотренная  для управомоченного лица в целях  удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Основным признаком субъективного права  является то обстоятельство, что его  носитель всегда имеет выбор: действовать  определенным образом или воздержаться от действий.

     Субъективное  право в самом общем виде представляет собой меру дозволенного поведения. В ряде случаев эта мера сводится к праву требования и к потенциальной возможности притязания (правоотношения активного типа). Здесь понятия субъективного права и правомочия, т.е. конкретной юридической возможности, в принципе, тождественны, совпадают. В то же время нередко субъективное право отличается сложным строением, имеет дробные части, что позволяет говорить о его структуре. В таких случаях различие между субъективным правом и правомочиями проявляется весьма отчетливо. Это, например, относится к субъективному, праву собственности, которое складывается из ряда правомочий – прав владения, пользования, распоряжения (плюс правомочия требовать от всех других лиц воздержания от определенных действий).

     Правомочия, входящие в состав субъективного  права, могут быть трех основных видов:

    • право требования;
    • право на положительные действия;
    • притязание.

     Право требования – это правомочие, содержание которого состоит в возможности требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности. По своему юридическому значению право требования – правомочие на чужие действия, оно является своего рода юридически вспомогательным средством: призвано обеспечить исполнение или соблюдение юридической обязанности другим лицом или лицами.

     Хотя  право требования и не выражает всего  богатства субъективного права (главное  в этом содержании – возможности на свои положительные действия), оно является для субъективного права исходным и обязательным элементом. Юридическое существо любого субъективного права заключается в том, что управомоченному предоставляется средство, при помощи которого он может проявить свою волю и инициативу, чтобы добиться осуществления другим лицом возложенной на него юридической обязанности. В качестве такого средства, с приведением в действие которого начинает "работать" весь механизм юридического обеспечения, и выступает право требования.

     Право требования с корреспондирующей  ему юридической обязанностью образует стержень всякого правоотношения. Они  как раз и создают связь  между лицами те провода, по которым  идет активная правовая энергия от юридических норм через правовую связь сначала в юридический  инструментарий (в том числе в  иные правомочия, в право на собственные  активные действия), а затем в  реальные, жизненные отношения.

     Право на положительные действия – это  правомочие, содержание которого состоит в возможности лица самому совершать юридически значимые активные действия. В отличие от права требования данное правомочие представляет собой право не на чужие, а на свои действия, иными словами, на такое дозволенное поведение, которое, прежде всего, касается самого управомоченного: жизненный интерес удовлетворяется при помощи его собственных акций-действий активного (положительного) характера.

     Отсюда  своеобразие механизма осуществления  рассматриваемого правомочия: его реализация не нуждается в активном содействии каких-либо других лиц. Необходимый  эффект (удовлетворение интереса) достигается  либо путем фактической деятельности управомоченного (например, при фактическом  использовании вещи собственником), либо автоматическим наступлением обязательных юридических последствий (например, при принятии наследства). Права на свои действия в ряде случаев отличаются сложным строением и, следовательно, сами слагаются из нескольких правомочий. Например, право автора включает такие правомочия, как право на авторство, право на авторское имя, право на опубликование и на распространение произведения, и др. Правомочия данного вида непосредственно и наиболее полно выявляют положительное содержание субъективного права. Именно с ними связаны самостоятельное значение субъективного права в правовой системе, его самостоятельная ценность и его глубокое значение для объективного права как критерия (определителя) свободы правомерного поведения.

     Притязание  – это входящее в состав субъективного права (при нарушении юридической обязанности) правомочие, выраженное в возможности привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица.

     Притязание  является своего рода продолжением исходного  и обязательного элемента любого субъективного права – права  требования. Вместе с тем притязание имеет иного непосредственного  адресата (органы, обеспечивающие государственно-принудительное воздействие) и по-иному проявляющееся содержание (требование об исполнении обязанности при помощи этого государственно-принудительного воздействия).

     Притязание  представляет собой такое правомочие, которое существует в правоотношении не с самого начала его формирования, а включается при наличии дополнительных фактов (неисполнения обязанности) в  состав субъективного права для  обеспечения правового воздействия  на нарушителя юридической обязанности.

     Включение в субъективное право рассматриваемого правомочия (притязания) свидетельствует  о том, что субъективное право  перешло в новую стадию развития и его содержание обогатилось  новым моментом – возможностью привести в действие аппарат государственного принуждения. Субъективное право на стадии притязания приобретает "боевой" характер, выступает в качестве права, непосредственно готового к принудительному осуществлению.

     Возможность перехода субъективного права в  стадию притязания выражает одну из важнейших  его особенностей как юридического права, опирающегося на силу государственного принуждения. Однако не следует абсолютизировать это качество субъективного права. Так, осуществление прав на активное действие производится путем односторонних актов самого управомоченного; здесь тоже возможно обращение к компетентным органам государства, но не для принуждения лица к исполнению обязанности, а для признания обязательности наступивших юридических последствий, возникших в силу односторонних действий. Да и вообще защита субъективного права осуществляется государственными органами не в рамках данного правоотношения, а в рамках особых, охранительных правоотношений. Притязание и является звеном, связывающим регулятивные (правоустановительные) и охранительные правоотношения.

     Юридическая обязанность – это предписанное обязанному лицу и обеспеченное возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которому оно  должно следовать в интересах  управомоченного лица. Основным признаком  юридической обязанности является то обстоятельство, что у ее носителя нет выбора между исполнением и неисполнением обязанностей, т.е. это необходимое поведение.

Информация о работе Теория правовых отношений