Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:11, реферат
В самом начале использования термина «глобализация» исследователи рассматривали ее как чисто экономический феномен. Сейчас этот термин-процесс охватывает практически все сферы общественной деятельности.
Приведем пример одного из множеств определений этого слова в наше время: «Глобализация — одно из явлений, под знаком которого ХХI век сменил предшествовавший ему век ХХ. Ее можно охарактеризовать как макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в мировых системах — экономической, политической, социальной и правовой».
Интрадакшн: Глобализация, в общем.
Новое время, новый мир – новые проблемы. Мир глобальных проблем…
В самом начале использования термина «глобализация» исследователи рассматривали ее как чисто экономический феномен. Сейчас этот термин-процесс охватывает практически все сферы общественной деятельности.
Приведем пример одного из множеств определений этого слова в наше время: «Глобализация — одно из явлений, под знаком которого ХХI век сменил предшествовавший ему век ХХ. Ее можно охарактеризовать как макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в мировых системах — экономической, политической, социальной и правовой».
Как говорил идеолог новой теории глобализации, М. Уотерс, «Глобализация общества — процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой», это значит, что глобализация вторглась во ВСЕ сферы жизнедеятельности мирового общества. И полноценно понять определенную сторону этого слова, «Глобализация и ее влияние на развитие правовых систем» можно только после рассмотрения этого понятия в общем.
Глобализация приняла форму необходимости только во второй половине XX, когда новые технологии мира стали угрожать самому же существованию мира, человечества и когда эти же технологии, или же развитие государств в экономическом, социальном и других отношениях, могли решить нарастающие проблемы в масштабе всего Земного Шара. Это проблемы прав человека, международный терроризм, проблема экологической и ядерной катастрофы, необходимость выхода потенциальных ТНК за пределы страны на единое экономическое пространство (создание мирового рынка), и ряд других проблем. Особенность названных проблем в том, что они являются глобальными и могут быть решены лишь совместными усилиями государств.
Чтобы решить эти проблемы создавались и создаются международные организации, такие как ООН, ЕЭС, НАТО, Совет Европы, СЭВ, СНГ, НАФТА, ОПЕК, АТЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, страны большой восьмерки, и другие. Посредством законов-программ, рамочных законов, актов-документов, прогнозов, рекомендаций, страны, вошедшие в международные организации, объединялись в одну структуру, целью которого было решение глобальных проблем. Так, самая влиятельная и масштабная международная организация, ООН, устав которого был подписан 50 государствами в 1945 году на конференции в Сан-Франциско, сейчас охватывает почти весь мир.
Теоретически с созданием упомянутых объединений следует ожидать всемирный подъем состояния экономики и развитие тесно связанных с нею государственных, правовых и социальных систем, в том числе расширение круга демократических государств, соответствующих западному образцу, установлению на всех континентах господства права и усиления защиты прав человека. Действительность, однако, не полностью соответствует вышесказанному. Насколько велико несоответствие в практике развития правовых систем я покажу ниже, а несоответствие других систем - это тема другой работы.
Глобализация и правовые системы.
Международная унификация права, «развитие права». Это значит, что происходит углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права, что зачастую, по-моему, следует из экономических причин и стремления войти в число демократических стран. В свою же очередь унификацию права можно назвать основным инструментом глобализационного процесса.
Человечество сейчас стоит на пороге создания новой модели права – мировой глобальной правовой системы. Что значит создание международного права. Это финансовые вопросы, проблемы экологии, рационального использования природных богатств, обеспечение и защита прав и свобод личности, борьба с международным терроризмом, с организованной преступностью и др.
Так, наблюдается интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права, с другой стороны, процесс сближения континентальной и англо-саксонской правовых систем. В странах англосаксонского права, где ведущую роль среди источников права играл судебный прецедент, возрастает роль нормативно-правового акта. И наоборот, в государствах с романо-германской правовой системой возрастает роль судебной практики. Таким образом, тенденция унификации сводится к сближению, взаимному проникновению, всех правовых семей. Классическое их деление на англосаксонскую, континентальную, мусульманскую и систему обычного права стран Африки и Азии переживает существенные трансформации.
Процессу унификации права способствует значительное увеличение значения и числа международно-правовых актов, которые зачастую являются образцами, моделями единообразных норм внутригосударственного законодательства. Очевидно, что международные нормы больше внедряются в сферы экономики, экологии, уголовного права. Международное право оказывает существенное влияние на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений, как при создании, так и при применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают их международные последствия. Нормы международного права нередко служат образцом для правового регулирования внутри страны. Отставание внутреннего права от требований времени чревато весьма серьезными международными последствиями.
Все большее значение по мере развития глобализации приобретает проблема прав всего человечества в целом. К ним можно отнести права на существование человечества, на мир и безопасность на планете, пользование общим достоянием человечества (космос, океан, открытое море, морское дно, Антарктида), на благополучную природную среду и др.
При наблюдаемой нами глобализации происходит также снижение роли правового суверенитета национальных государств, вследствие создания надгосударственных образований, которым предоставляется право принимать обязательные для всех государств законы. Так, например, ЕС (Европейский Союз) разрабатывает ныне единую Конституцию и общий Гражданский кодекс. Также Всемирный Банк реконструкции и развития, МВФ (международный Валютный фонд), ВТО (Всемирная торговая организация) и другие влекут за собой существенные изменения в национальном законодательстве.
Теоретически, будущее мировое право призвано быть арбитром при острой борьбе экономических, финансовых, политических и военных интересов различных государств, инструментом защиты слабой и бедной страны перед сильным. Будущее справедливого мира за всемерным развитием новых форм права, которые ныне активно внедряются в правовое регулирование, в первую очередь в сфере хозяйства.
Но на практике, пока происходит в некоторой степени «диктат» условий сильных государств, имеющих власть в тех же международных объединениях, слабым. «Диктат», если следовать логическим соображениям, исходит из ТНК (Транснациональных корпораций), в лице государств. Так, например вступление в ВТО уменьшает или ликвидирует пошлины на ввоз товаров, что приводит к неспособности конкурировать локальных фирм с качественными и недорогими товарами ТНК. И это только один пример.
Далее рассмотрим краткие выводы, каким образом воздействуют нормы международного права на развитие внутреннего права:
1. Возникает новая правовая связь между государствами, добровольно взявшими на себя международные обязательства, взамен чего государства приобретают новые возможности коллективного и согласованного решения публичных дел, использования для этого международных институтов, охраны своих интересов, также находят новых союзников во всех смыслах этого слова.
2. Происходит процесс перехода международных норм в национальные нормы внутреннего права (особенно конституционного и гражданского), полного или частичного воспроизведения в тексте национального закона, ссылки.
3. Также следует стабилизация общества, спад количества «политических войн», споров, разногласий в идеологии между государствами, должно упасть опасность ядерных, экологических, террористических проблем, что должно обеспечиваться международными законами, санкциями…«Важность» всех государств должна приравняться.
4. Создаются новые экономические, финансовые, валютные и др. единые пространства, «мировой рынок», что должно в первую очередь усилить мировое разделение труда, но что может привести спаду экономики стран не готовых к этому процессу.
Право одного государства не может успешно функционировать в другом. Специфика права каждого государства – это его национальное достояние, исходящее из исторической судьбы народа, особенностей социального развития, природных особенностей и других факторов. Поэтому не должно привести к полной унификации права. Так, в декларации тысячелетия, принятой на саммите ООН в 2000г., была выражена решимость «усилить уважение к правовым нормам в международных и внутригосударственных делах». В худшем случае, есть такое понятие «антиглобализм».
Глобализация в примерах нескольких стран.
Рассмотрим два примера, пример успешной глобализации и пример неуспешной глобализации:
Кыргызстан. Неуспешная глобализация.
Вхождение Кыргызстана в глобальную общность сказывается на нем преимущественно негативно. Именно этим можно объяснить кризисы в стране, в том числе и кризис власти. Это связано с тем, что Кыргызстану не удалось подготовиться к глобализации, отчасти, данную ситуацию можно объяснить повышенной восприимчивостью и толерантностью кыргызстанцев к инокультурному опыту, сознательная неподготовленность правовым системам международных сообществ.
В последние годы стремительно растут антиглобалистские движения как в Кыргызстане (пока не сильно проявившихся) так и во всем мире, принимающие самые разнообразные формы и объединяющие протестующих экологов, защитников прав человека, пацифистов, религиозных фанатиков, сторонников протекционизма, активистов профсоюзов и пр. Антиглобалисты вынуждают ученых и политических деятелей по-новому смотреть на негативные стороны глобализации.
ЕС (ЕвроСоюз). Успешная глобализация.
Наиболее успешным «проектом» глобализации оказался Европейский союз, при котором не только создалась единая валютная система, но и заложены основы единой финансовой и экономической политике членов союза. Маастрихтский договор ЕС предусматривает критерии конвергенции – предельные ставки банковского процента, допустимые величины государственного долга, темпов инфляции, дефицита госбюджета. Все права на проведение кредитно-денежной политики Союза переданы Центральному европейскому банку.
В декларации Лаэкена в 2001 году ставилась цель уменьшить бюрократию, добиться высокой культуры управления и четкого разграничения компетенции между Союзом и его членами, отсутствия препятствий передвижению людей, услуг, товаров и капитала.
Можно сказать, что закладываются основы будущего федеративного государства.
Глобализация в России.
В начале 90-х гг. ХХ в. прекратилось разделение на капиталистический и социалистический лагери, Россия оказалась перед выбором: адаптироваться в глобальный мир или превратиться в режим-изгой. Так, Российская Федерация встала на рельсы глобализации. "Грядущий век будет эпохой глобализации проблем, соответственно и глобализации задач, стоящих перед мировым сообществом" - подчеркнул И.С. Иванов в своем выступлении на саммите "большой восьмерки" 1999 года.
Современное Российское государство идет по пути строительства и укрепления правового государства, используя демократические методы государственного властвования. Россия стала членом Совета Европы (в соответствии с резолюцией ПАСЕ от 25 января 1996г. было процедурно оформлено вступление России в Совет Европы), объявила общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью правовой системы.
Все государства-члены Совета Европы взяли на себя обязательства исполнять требования Конвенции и отвечать за их нарушения перед Европейским Судом по правам человека. Основные права и свободы граждан закреплены в Конституции РФ, но для их реализации необходимо соответствующее развитие экономических, политических и культурных институтов страны, в том числе и информационной сферы. Из 180 конвенций, принятых Советом Европы, Российская Федерация подписала 40. Так, например, в 1987 г. Совет Европы принял Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения, которая была ратифицирована Российской Федерацией 28 марта 1998 г. без оговорок и вступила в силу с 1 сентября 1998 г. Таким же способом в России была отменена смертная казнь.
Думаю, стоит отметить, что наибольшие изменения в России под влиянием глобализации претерпевает, прежде всего, конституционное право, гарантии для права собственности, обязательственное право, регулирование приватизации, правила имущественной ответственности, права и свободы человека и гражданина, пенитенциарное законодательство, и некоторые другие сферы правового регулирования.
С другой же стороны всему вышесказанному опыт взаимодействия России с международными организациями свидетельствует, что Россия в процессе согласования условий сотрудничества с международными организациями, например ВТО, безусловно, должна стремиться к тому, чтобы защитить свои государственные интересы и отразить их в нормах, которые создаются в рамках ВТО.
Отсутствие политики по развитию собственного производства и низкие пошлины на импортные товары позволили иностранным кампаниям захватить позиции на рынке России. Доля импортных товаров в 1997 г. составила 51%. Процессы глобализации существенно обострили кризис в стране и затрудняют выход из него. Произошел отток иностранного капитала, имел место крах фондового рынка, банковская система оказалась банкротом. Попытки решить проблему дефицита бюджета путем внешних и внутренних заимствований привели обвальному падению курса рубля.
Информация о работе Теория права-Глобализация и ее влияние на развитие правовых систем