Теория общественного договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Теория общественного договора Гоббса и других философов просвещения подразумевает также, что появление государства стало результатом юридического акта – собственно, самого естественного договора, который является следствием воли людей, которые решили придумать этот механизм для удобства совместной жизни и лучшего обеспечения свободы. Достаточно революционной для того времени была мысль, что власть монарха идет не от Бога, а от народа, и что его главной задачей должно являться, прежде всего, защита свобод граждан. Наиболее полно эта идея выражена в работах Поля Гольбаха.

Работа содержит 1 файл

Теория общественного договора.docx

— 12.98 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория общественного  договора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент III курса группы ТГСВД-10

Поляков Р.И.

 

Теория общественного  договора, появившаяся в эпоху  философии просвещения, говорит  о том, что такому общественному  механизму как государство предшествовало естественное состояние человека. Передовые  философы того времени Гоббс, Руссо  и другие считали естественной неограниченную личную свободу, однако одни из них  полагали, что эта свобода при  этом противопоставлялась воле окружающих людей, а другие – что она была основой мирного первобытного общества.

Теория общественного  договора Гоббса и других философов  просвещения подразумевает также, что появление государства стало  результатом юридического акта –  собственно, самого естественного договора, который является следствием воли людей, которые решили придумать этот механизм для удобства совместной жизни и  лучшего обеспечения свободы. Достаточно революционной для того времени  была мысль, что власть монарха идет не от Бога, а от народа, и что его  главной задачей должно являться, прежде всего, защита свобод граждан. Наиболее полно эта идея выражена в работах  Поля Гольбаха. Согласно его трудам, идея о священной воле и праве  монарха лишь служила оправданием  к получению бесконтрольной власти и произвола власти. То есть, часть  общества воспользовалась своим  привелигированным положением и нарушила естественный договор. Используя принцип «разделяй и властвуй», монархи посеяли рознь между гражданами для того, чтобы стать абсолютными правителями. Прихоть монарха возводилась во власть закона, а сами они извратили естественное право людей, изменив их сознание и посеяв семена безнравственности. Его идеи нашла поддержку многих философов просвещения того времени и, прежде всего, А. Радищева, согласно мнению которого государство создавалось не по прихоти монарха, а для более эффективной защиты прав угнетенных.

Теория общественного  договора Локка утверждала, что любое  мирное создание государства являлось причиной соглашения граждан между  собой, а потому это и должно быть единственным принципом создания государства.

Но наиболее ярко определение  понятию «теория общественного  договора» дал философ Руссо. По его мнению, основной задачей  общественного договора является нахождения такой формы союза между людьми, благодаря которому каждый, соединяясь со всеми, подчиняется при этом лишь себе и остается лично свободным. Идеальное государство по Руссо  – это то, во власть которого граждане добровольно отдают часть своих  свобод для достижения общественного  блага. Таким образом, люди уже являются не личностью, а неким сообществом  – юридическим лицом (его также  называли республикой и гражданской  общиной). Большую роль в этом обществе играют справедливые законы. Согласно Руссо, наиболее желательной является система прямого надежного правления. Только совокупность народных масс может  принимать законы, ограничивающие свободу  ради общей цели, и никакой государь не имеет права их нарушать. Теория общественного договора говорит  также, что народ имеет право  сопротивляться тиранам, ограничивающим их законные права, а идея о божественной неограниченности права монарха - не более, чем желание властолюбивого недобросовестного монарха. Эта идея была поистине революционной для того времени.

Руссо утверждал, что власть государя, основанная на любви к  нему граждан хороша, но лишь условна  и не может быть причиной его особых прав. К тому же, любой государь в  стремлении к власти будет стремиться ослаблять народ, чтобы тот не смог оказать ему сопротивления  и не ограничил его власти и  его собственная выгода будет  всегда для него на первом месте.

 

Теория общественного  договора легла в основу многих идеологий  передовых государств Нового времени  – Соединенных штатов Америки, Французской  Республики, и была закреплена в  их конституциях.


Информация о работе Теория общественного договора