Теория и практика формирования правового государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Идеальное государство, его критерии и механизм построения - вечная проблема человечества. Она тысячелетиями стояла в центре политико-правовой, социально-философской мысли, занимала внимание мудрецов и правителей, становилась причиной создания десятков различных теорий и концепций.

Содержание

Введение
Раздел 1 Понятие и признаки правового государства
1. Понятие правового государства………………………………4
2. Признаки правового государства……………………………..6
Раздел 2. Теория и практика формирования правового государства
1. Пути формирования и основы правового государства……..7
2. Правовое государство в современной России………………...9
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ТГП.docx

— 35.84 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Теория государства  и права»

 

Теория и практика формирования правового государства  в России

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

очной формы  обучения

Табакаев  Игорь

 

 

Преподаватель:

К.ф.н., доцент

Оглезнев В.В

 

Дата представления работы

«14» декабря2011г.

 

 

 

 

ТОМСК

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Раздел 1  Понятие и признаки правового государства

1. Понятие правового государства………………………………4

2. Признаки правового государства……………………………..6

Раздел 2. Теория и практика формирования правового государства

1. Пути формирования и основы правового государства……..7

2. Правовое государство в современной России………………...9

Заключение

Литература

 

 

Введение

Идеальное государство, его критерии и механизм построения - вечная проблема человечества. Она тысячелетиями стояла в центре политико-правовой, социально-философской мысли, занимала внимание мудрецов и правителей, становилась причиной создания десятков различных теорий и концепций. С древнейших времен люди искали такую разумную и справедливую политическую форму общественной жизни, где государство не превращалось бы в режим насилия, где взаимные отношения между гражданами и властью опирались бы на закон. Другими словами, закон был бы признан гражданами и властью, превратился в обязательную норму для всех, а государство являло бы собой правовую организацию публичной власти и функционировало как политическое учреждение, обеспечивающее верховенство закона. Это верховенство закона и "связка" государственных органов законом - основной признак правового государства. Данное положение не вызывает у исследователей принципиальных положений. Богиня правосудия Фемида, держащая в руках как символ силы меч и в качестве символа права - весы, с завязанными глазами олицетворяла первичные признаки правового государства. Ее образ прививал людям мысль о том, что охраняемые ею законы для всех одинаковы и обязательны.

Ориентированная на оптимизацию  социальной, экономической, политической и духовной сфер жизни, эта проблема олицетворяла собой, в определенном смысле, абсолютную цель человеческой истории и, будучи целью, непрерывно сталкивалась с борьбой между привлекательными утопиями и рациональными теориями, с соответствующим этим теориям социальным опытом, являющимся гарантом прогресса. И в этом своем качестве она уже давно перестала быть лишь только целью. По меньшей мере, человечество уже более двух столетий имеет дело со средством - весьма конструктивным и динамично развивающимся, благодаря которому некоторые страны причисляют себя к категории правовых. Следовательно, речь идет не просто о духовной и мировоззренческой основе, в наиболее полной мере отвечающей стремлениям человека жить достойно, но и о материализации человеческого духа. Так, эта материализация духа сегодня выражает себя в той системе принципов, норм, законов и механизмов, а также процедур и лексики, которая обеспечивает социально-экономический и правовой порядок, свободу человека. Благодаря этой системе нашла свое рациональное решение проблема дихотомии между обществом и государством, по поводу которой, в частности, в свое время высказал особо значимые мысли Гегель.

Объект исследования - предмет  теория государства и права.

Предмет исследования - "теория и практика формирования правового государства в России".

Целью нашей контрольной работы является раскрытие темы: "формирование правового государства в России".

Задачами нашей курсовой работы являются:

1) дать понятие правового  государства; 

2) рассмотреть кратко  идеи правового государства;

3) показать его признаки  правового государства;

4) дать характеристику построения правового государства в России.

Мы считаем, что тема контрольной работы является актуальной. Данной темой интересовались многие исследователи, но среди них мы хотим выделить следующих: Пахомов В.Г.; Хлопушин С.Н.

Изученность данной темы в  литературе по-нашему мнению, является очень высокой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.  Понятие и признаки правового государства

  1. Понятие правового государства

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому  государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное  воле народа как суверена власти.

Правовое государство  – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько  приоритет закона как разновидности  нормативно-правового акта в отношении  подзаконных актов, сколько широкий  спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим  законодательством. В правовом государстве  любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно  и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи  принципиальное значение приобретает  проблема равенства граждан, наличие  у них равных возможностей в различных  сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое  равенство.

Правовое государство  по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного  индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и  либерально-демократическим политическим режимом. Круг или перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г., и др. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. В правовом государстве делается акцент на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих жесткие санкции за это. Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Признаки правового государства.

Основными признаками правового государства являются:

  1. Разделение властей;
  2. Верховенство закона или связанность государства правом, основанным на воле общества;
  3. Деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  4. Наличие в государстве прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных международными актами, и их реальная защищенность.
  5. Социальная и юридическая защищенность личности;
  6. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  7. Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
  8. Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  9. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех  или иных государственных проблем;

  • Верховенство и прямое действие конституции; 
  • Единство прав и обязанностей граждан. 
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового  государства отражают основные его  черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать.

 

Раздел 2. Теория и  практика формирования правового государства

Пути  формирования и основы правового  государства

Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни  общества, для чего необходимо изменение  соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого1:

1. Добиться  такого состояния  общества, при котором соблюдение  закона было бы выгоднее, чем  его нарушение, что предполагает  высокий уровень политического  и правового сознания людей,  политической культуры личности  и общества, понимание необходимости  сознательного участия в управлении  государственными и общественными  делами.

2. Превращение его правоохранительных  органов в рабочий механизм, активно  содействующий становлению правопорядка.

3. Децентрализация управления, разграничение  функций центральных структур  власти и органов самоуправления, а также расширение  компетенций  последних.

4. Необходимо сформировать экономическую  основу общества, которой являются  производственные отношения, основанные  на многообразии форм собственности,  свободе предпринимательства. Необходима  экономическая независимость и  самостоятельность индивидуума,  поскольку только экономически  самостоятельный гражданин может  быть равноправным партнером  государства в политико-правовой  сфере.

5. Режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет  народа, предотвращение попыток  узурпации власти.

6. Гражданское общество, т. е.  система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение  их неотъемлемых прав и интересов  на основе самоуправления и  свободы. Лишь «разгосударствленное»  общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства  государства решать встающие  перед ним проблемы, может быть  социальной базой правового государства. Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий структура является фундаментом политической системы.

7. Также необходимо создать нравственную  основу правового государства,  которую образуют общечеловеческие  принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в  демократических методах государственного  управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод  личности во взаимоотношениях  с государством, защите прав меньшинства,  терпимости к различным религиозным  мировоззрениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовое государство в современной России

В Конституции РФ нашли  свое признание и нормативное  закрепление все три основных аспекта правовой государственности  – гуманитарно-правовой (права и  свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция  РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала  РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской  формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ  как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции  посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические  преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов  в годы перестройки,  особенно после  поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип  «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты  и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционный  суд Российской Федерации, Высший арбитражный  суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция  судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы,  независимой в своей  деятельности от властей законодательной  и исполнительной. Принятая Верховным  Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет  прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий  в  нашей  стране  действовала  однопартийная система, которая  исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной  идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором  взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология  не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве  строится на основе идеологического, политического  многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним  из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между  личностью и государством,  в  котором реализуется большая  часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического  плюрализма.

Информация о работе Теория и практика формирования правового государства в России