Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:05, курс лекций
Несколько тем.
Понятие,сущность и типология гос-ва.
Работа Ф.Энгельса происхождение семье,ч. собственности и гос-ва (гл.9). Признаки: гос-ву свойственно:
Гос-во это правовая форма организации и функционирования публичной , политической власти ( В.С. Нерсесянц). Гос. власть - публичная политическая власть , которая введена в правовые рамки посредством иных актов, той или иной мере ограничена свободой граждан участников гос-но правового общения.
Сущность гос-ва: Для гос-ва хар-но выполнение общих дел,в то же время для гос-ва хар-но специфические классовые функции. Сущность гос-ва - это то что определяет его содержание, назначение и функционирование,вопрос о сущности гос-ва это вопрос о том,кому принадлежит гос-я власть,кто ее осуществляет и в чьих интересах, современная трактовка сущности гос-ва состоит в понимание его как единство двух тесно связанных сторон,обще человеческой и классовой.
Гос-во есть объединение людей,подчиненных правовым законом.
Гос-во - политичсекий подход,ассоциации,члены кот. объеденяются в единое целов,публично-властными отношениями и структурами,сообщества. Гос-во есть орудие и средство достижения компромиса,между членами об-ва. Служебная роль гос-ва, гос-во служит для преодоления соц. противоречий,проведения в жизнь решение,которое отвечает требованием различных слоев населения,служит целям охранам прапорядка,прав свобод человека и гражданина,целям сохранения мира и предотворощения вооруженных конфликтов. Гос-во организация полит. власти,необходимое для выполнения как сугубо-классовых так и общих дел,вытекающих из природы всякого об-ва. Гос-во это политико-территориальная организация общества обладающая суверенной публичной властью,осуществляемой для решения общих дел общества,специальным аппаратом,и существующая нанология.
Признаки гос-ва:
специфичисность и четкость границ политического пространства
Основная цель пол-й системы,т.е. гос-ва,достижение такого ее состояния,когда человек и гос-во были бы не враждебными,а взаимодополняющими началами соц. Типология это осуществляемая посредством анналитических процедур,расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы) на основе их определенных признаков,критерий. Тип гос-ва взятые в единстве наиболее существенные признаки,хар-е для множества различных гос-тв и раскрывающие ее сущность и экономическую основу. ТГП 1. формационный подход 2. цивилизационный. Исходя из формационных предствлений и критериев различается 5 экономических-общественно формаций,но 4 типа политико-правовых систем:
Для рабовладельческого гос-ва характерно: 1) защита собственности рабовладельцев,на средство производства (рабы)
Рабовладельческое гос-во - это организации полит. власти господствующего класса,рабовладельцев,в данной общественно-экономической формации.
Феодальное гос-во - явилось результатом гибели рабовладельческого строя и возникновения феодельной общественно-экономической формации.Важнейшая функция данного гос-ва - это обеспечения права господствующего класса на землю,владение крепостными и присвоение значительной части и труда.
Буржуазное гос-ва - орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролиториатом и другими трудящемися.
Социалистическое гос-во - орудие политической власти трудящихся классов выражающее волю трудового народаоно обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Развитие гос-в происходит либо революционным путем , эволюционным,либо конвергентным путем.
Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков гос-но правовой системы. Ядро революции акт,насильственного овлдения гос. власти.
Эволюция - постепенная ненасильственная изменение существенных признаков гос-но правовой системы.
Конвергенция
- постепенное сбережение различных формаций
и гос-но правовых систем в частности капитолистической
и теоретической ч.
Термины: сущность гос-ва, соц. ценность гос-ва,полит. система об-ва,типы гос-ва,соц- гос-во,признаки гос-ва.
Механизм (аппарат гос-ва)
- Набор и
структура функционально определенных
органов гос-ва. Их структурных подразделений
и должностей. (должностных лиц и представителей
власти). Механизм гос-ва воплощается в
гос-м аппарате, и процессе его функционирования.
Механизм гос-ва - это система гос-х органов,
посредством которых оно осуществляет
гос-ю власть и реализует свои функции.
Гос-й аппарат - сложное системное образование,
дифференцированное по вертикале (высшие
федеральные органы гос-й власти, органы
власти субъектов РФ, органы местного
самоуправления), по горизонтали ( органы
власти национально-государственных,
национально-административных, административно-
Принципы закреплены в конституции РФ
Принципы сформулированные прежде всего в федеральном законе, «Об основах гос-й службы РФ» , а так же иных федеральных законах.
1-я группа охватывает Конституционно Закрепленные Принципы Организации Деятельности Гос-ва ( народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность)
2-я группа принципов подкрепляет и конкретизирует, комплексное положение эта группа в федеральном законе ( верховенство КРФ и фед-х законов, приоритет свобод и прав гражданина, их непосредственное действие, равный доступ к гос. службе, обязательность, профессионализм и компетентность гос. служащих, гласность в осуществление гос. службы, ответственность гос. служащих за принимаемые решения, внепартийность гос. службы). Гос. орган - это часть гос-о механизма, его основная клеточка, которая обладает определенными специфическими признаками:
Автономная часть гос. аппарата
Реализует гос-ю функцию
Действует, как от своего имени, так и от имени гос-ва
Несет ответственность перед гос-м за свою деятельность
Создан на основе правового акта
Формируется из служащих, осуществляющих правление общественными процессами
Хар-я организационным единством
Гос-во обладает гос-ми полномочиями
Наделен компетенцией обеспечивающей решения поставленных задач
Издаваемые им правовые акты - обязательны для адресатов
Гос-й орган - звено в системе гос-го управления, обладающего властными полномочиями в областях гос-й деятельности, кот. Различаю по содержанию и пространственным границам своей власти. Орган гос-ва - юридическо оформленное, организационно и гос-е механизма состоящее из гос-х служащих, наделенное гос-но властными полномочиями для осуществленния пределах своих компетенций определенных задач и фун-й гос-ва. Органы гос-ва подразделяются по различным научно-обоснованным критериям, в частности на основе принципа разделения властей:
По субъектам формирования :
Формируемыми иными гос-и органами
По структуре: 1. Простые; 2. Сложные;
По Территориальным признакам деятельности: 1. Центральные; 2. Местные (Правительство города )
По хар-ру компитенции: 1. Общая компит. 2. Коллегиальные или единоначальные
По организационно правовым фд : законодательные, исполнительные и распорядительные, конрольные, правоохранительные.
Механизм Российского гос-ва: (цель, задачи )
Цель: формирование гражданского об-ва, создание условий обеспеивающие достойную жизнь и развитие свободного чел-ка.
Гарантии свободы предпринимательства и сободы конкуренции
Создании условий для релаизации каждым право быть собственником
Проведение политической реформы, для дальнейшей демократизации полит. Системы
Функции:
Экономическая
Соц. Услуги
Экологическая
Охрана правопорядка, собственности и прав и свобод граждан
Идеологическая
Внешние функции гос-ва:
Оборона гос-ва
Международное пол-е сотрудничество
Международная охрана окруж. Среды
Интеграция в мировую экомику
Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью
Термины:
механизм гос-ва, принцип организации
деятельности органов гос-й власти, орган
гос-ва, признаки органов гос-ва, виды органов
гос-ва.
Правовое
гос-во и гражданское общество.
Для античного времени идея правового гос-ва заключалась в наиболее разумной и справедливой форме общения людей, при которой закон обязателен и для граждан и для гос-ва. Ядром идей правового гос-ва выступает господство и святость закона, как решающего гаранта справедливости и безопасности. Идеи Сократа, Платона, Аристотеля высказывали идеи о справедливом гос-ве, делая акцент прежде всего на законности этого гос-ва. До эпохи средневековья тоже были идеи о справедливом гос-ве, они были в эпоху возрождения ( Н. Микиавелли, Ж. Боден, Д. Локк ). Обеспечить свободу каждого, следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом. Гос-во может быть могущественным только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину, сохранение его жизни, собственности, безопасности, чести и свободы. Частный институт , как свобода. Свобода - это право делать всё, что разрешено законом. Истинным законодателем может быть только народ, только его воля - источник политической власти. Гос-во - это объединения множества людей, подчиненных правовым законом. Гос-ву - это наиболее совершенное организация жизни общества, которая строится на правовой основе. Гос-во в своей деятельности связанно, и ограниченно правом, стоит под ним , а не вне или над правом. Томас Д. впервые принял попытки , практической реализации теории правовой реализации. Для советского гос-ва идеи правого гос-ва были не воспринимаемы. Позже идеи социалистической демократии в 88г. Трансформировались. Характеристика правового гос-ва: правовое гос-во это форма осуществления народовластия , это политическая организация основана на верховенстве правового закона, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Основные принципы и признаки правового гос-ва: