Теория государства и права. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:05, курс лекций

Описание работы

Несколько тем.

Работа содержит 1 файл

курс лекций по ТГП.rtf

— 266.63 Кб (Скачать)

Понятие,сущность и типология гос-ва.

Работа Ф.Энгельса происхождение семье,ч. собственности и гос-ва (гл.9). Признаки: гос-ву свойственно:

  • гос-во является сложной организацией,организация об огрганов в своей совокупности образ. гос-й аппарат.
  • в приделах своей территории оно выступает в качестве единственного представителя всего населения.
  • для гос-ва присущ гос-й суверинитет,гос-й суверинитет - присущий гос-ву верховенство на всей территории и независимость во внешних отношениях.
  • тесная связь гос-ва с правом, представляющих  собой нормативно выражение гос-й выражения мнения об-ва, право - выразитель гос-й воли
  • гос-во распологает спец. органами принуждения, только гос-во распологает вооруженной силой

Гос-во это правовая форма организации и функционирования публичной , политической власти ( В.С. Нерсесянц). Гос. власть - публичная политическая власть , которая введена в правовые рамки посредством иных актов, той или иной мере ограничена свободой граждан участников гос-но правового общения.

Сущность гос-ва: Для гос-ва хар-но выполнение общих дел,в то же время для гос-ва хар-но специфические классовые функции. Сущность гос-ва - это то что определяет его содержание, назначение и функционирование,вопрос о сущности гос-ва это вопрос о том,кому принадлежит гос-я власть,кто ее осуществляет и в чьих интересах, современная трактовка сущности гос-ва состоит в понимание его как единство двух тесно связанных сторон,обще человеческой и классовой.

Гос-во есть объединение людей,подчиненных правовым законом.

Гос-во - политичсекий подход,ассоциации,члены кот. объеденяются в единое целов,публично-властными отношениями и структурами,сообщества. Гос-во есть орудие и средство достижения компромиса,между членами об-ва. Служебная роль гос-ва, гос-во служит для преодоления соц. противоречий,проведения в жизнь решение,которое отвечает требованием различных слоев населения,служит целям охранам прапорядка,прав свобод человека и гражданина,целям сохранения мира и предотворощения вооруженных конфликтов. Гос-во организация полит. власти,необходимое для выполнения как сугубо-классовых так и общих дел,вытекающих из природы всякого об-ва. Гос-во это политико-территориальная организация общества обладающая суверенной публичной властью,осуществляемой для решения общих дел общества,специальным аппаратом,и существующая нанология.

Признаки гос-ва:

  • гос-й представитель всего общества
  • органы власти обладающие аппаратом принуждения,способным обеспечить реализацию его задач и воли
  • на основе реализации правотворческой функции создается возможность управления обществом регламентация собственной деятельности
  • профессианализация гос-ой власти и как следствие передача гос-м органам и их служащим,полномочий на управление обществом

специфичисность и четкость границ политического пространства

Основная цель пол-й системы,т.е. гос-ва,достижение такого ее состояния,когда человек и гос-во были бы не враждебными,а взаимодополняющими началами соц. Типология это осуществляемая посредством анналитических процедур,расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы) на основе их определенных признаков,критерий. Тип гос-ва взятые в единстве наиболее существенные признаки,хар-е для множества различных гос-тв и раскрывающие ее сущность и экономическую основу. ТГП 1. формационный подход 2. цивилизационный. Исходя из формационных предствлений и критериев различается 5 экономических-общественно формаций,но 4 типа политико-правовых систем:

  1. Первобытно-общинная формация
  2. Рабовладельческая формация
  3. Феодальная формация
  4. Капиталистическая формация (Социалистическая)
  5. Коммунистическая формация

Для рабовладельческого гос-ва характерно: 1) защита собственности рабовладельцев,на средство производства (рабы)

Рабовладельческое гос-во - это организации полит. власти господствующего класса,рабовладельцев,в данной общественно-экономической формации.

Феодальное гос-во - явилось результатом гибели рабовладельческого строя и возникновения феодельной общественно-экономической формации.Важнейшая функция данного гос-ва - это обеспечения права господствующего класса на землю,владение крепостными и присвоение значительной части и труда.

Буржуазное гос-ва - орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролиториатом и другими трудящемися.

Социалистическое гос-во - орудие политической власти трудящихся классов выражающее волю трудового народаоно обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Развитие гос-в происходит либо революционным путем , эволюционным,либо конвергентным путем.

Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков гос-но правовой системы. Ядро революции акт,насильственного овлдения гос. власти.

Эволюция - постепенная ненасильственная изменение существенных признаков гос-но правовой системы.

Конвергенция - постепенное сбережение различных формаций и гос-но правовых систем в частности капитолистической и теоретической ч. 

Термины: сущность гос-ва, соц. ценность гос-ва,полит. система об-ва,типы гос-ва,соц- гос-во,признаки гос-ва.

Механизм (аппарат гос-ва)

- Набор и структура функционально определенных органов гос-ва. Их структурных подразделений и должностей. (должностных лиц и представителей власти). Механизм гос-ва воплощается в гос-м аппарате, и процессе его функционирования. Механизм гос-ва - это система гос-х органов, посредством которых оно осуществляет гос-ю власть и реализует свои функции. Гос-й аппарат - сложное системное образование, дифференцированное по вертикале (высшие федеральные органы гос-й власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления), по горизонтали ( органы власти национально-государственных, национально-административных, административно-территориальных образований. Конституция РФ действующая в ст. 10, закрепляет три самостоятельные ветви власти, реализуя принцип, разделения гос-й власти на законодательную, исполнительную и судебную. Принципы - законодательные отправные начала, идеи и требования лежащие в основе формирования, организации и функционирования, механизмов (аппарата гос-ва).В ТГП эти принципы разделяются на две группы:

    Принципы закреплены в конституции РФ

    Принципы сформулированные прежде всего в федеральном законе, «Об основах гос-й службы РФ» , а так же иных федеральных законах.

1-я группа охватывает Конституционно Закрепленные Принципы Организации Деятельности Гос-ва ( народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность)

2-я группа принципов подкрепляет и конкретизирует, комплексное положение эта группа в федеральном законе ( верховенство КРФ и фед-х законов, приоритет свобод и прав гражданина, их непосредственное действие, равный доступ к гос. службе, обязательность, профессионализм и компетентность гос. служащих, гласность в осуществление гос. службы, ответственность гос. служащих за принимаемые решения, внепартийность гос. службы). Гос. орган - это часть гос-о механизма, его основная клеточка, которая обладает определенными специфическими признаками:

    Автономная часть гос. аппарата

    Реализует гос-ю функцию

    Действует, как от своего имени, так и от имени гос-ва

    Несет ответственность перед гос-м за свою деятельность

    Создан на основе правового акта

    Формируется из служащих, осуществляющих правление общественными процессами

    Хар-я организационным единством

    Гос-во обладает гос-ми полномочиями

    Наделен компетенцией обеспечивающей решения поставленных задач

    Издаваемые им правовые акты - обязательны для адресатов

    Гос-й орган - звено в системе гос-го управления, обладающего властными полномочиями в областях гос-й деятельности, кот. Различаю по содержанию и пространственным границам своей власти. Орган гос-ва - юридическо оформленное, организационно и гос-е механизма состоящее из гос-х служащих, наделенное гос-но властными полномочиями для осуществленния пределах своих компетенций определенных задач и фун-й гос-ва. Органы гос-ва подразделяются по различным научно-обоснованным критериям, в частности на основе принципа разделения властей:

Законодательной,

Исполнительные

Судебные

По территориальному признаку (постоянные)

По субъектам формирования :

Представительные

Формируемыми иными гос-и органами

По структуре:  1. Простые;  2. Сложные;

По Территориальным признакам деятельности: 1. Центральные; 2. Местные (Правительство города )

По хар-ру компитенции:  1. Общая компит.   2. Коллегиальные или единоначальные

По организационно правовым фд : законодательные,   исполнительные и распорядительные, конрольные, правоохранительные.

Механизм Российского гос-ва: (цель, задачи )

Цель: формирование гражданского об-ва, создание условий обеспеивающие достойную жизнь и развитие свободного чел-ка.

Задачи: перехода обеспечение к рыночным отношениям

Гарантии свободы предпринимательства и сободы конкуренции

    Создании условий для релаизации каждым право быть собственником

Проведение  политической реформы, для дальнейшей демократизации полит. Системы

    Функции: 

    Экономическая

    Соц. Услуги

    Экологическая

    Охрана правопорядка, собственности и прав и свобод граждан

    Идеологическая 

    Внешние функции гос-ва:

    Оборона гос-ва

    Международное пол-е сотрудничество

    Международная охрана окруж. Среды

    Интеграция в мировую экомику

    Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью

Термины:  механизм гос-ва, принцип организации деятельности органов гос-й власти, орган гос-ва, признаки органов гос-ва, виды органов гос-ва.  

Правовое гос-во и гражданское общество. 

      Для античного времени идея правового гос-ва заключалась в наиболее разумной и справедливой форме общения людей, при которой закон обязателен и для граждан и для гос-ва. Ядром идей правового гос-ва выступает господство и святость закона, как решающего гаранта справедливости и безопасности. Идеи Сократа, Платона, Аристотеля высказывали идеи о справедливом гос-ве, делая акцент прежде всего на законности этого гос-ва. До эпохи средневековья тоже были идеи о справедливом гос-ве, они были в эпоху возрождения ( Н. Микиавелли, Ж. Боден, Д. Локк ). Обеспечить свободу каждого, следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом. Гос-во может быть могущественным только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину, сохранение его жизни, собственности, безопасности,  чести и свободы. Частный институт , как свобода. Свобода - это право делать всё, что разрешено законом. Истинным законодателем может быть только народ, только его воля - источник политической власти. Гос-во - это объединения множества людей, подчиненных правовым законом. Гос-ву - это наиболее совершенное организация жизни общества, которая строится на правовой основе. Гос-во в своей деятельности связанно, и ограниченно правом, стоит под ним , а не вне или над правом. Томас Д. впервые принял попытки , практической реализации теории правовой реализации. Для советского гос-ва идеи правого гос-ва были не воспринимаемы. Позже идеи социалистической демократии в 88г. Трансформировались. Характеристика правового гос-ва: правовое гос-во это форма осуществления народовластия , это политическая организация основана на верховенстве правового закона, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Основные принципы и признаки правового гос-ва:

Информация о работе Теория государства и права. Лекции