Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность, функции денег и их роль в рыночной экономике.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и происхождение денег;
- проанализировать виды денег;
- проанализировать функции денег;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

                                     Введение 

Деньги  появились на свет примерно в то же самое время, что и человек. Они прошли длинный путь от раковин  морских животных в юго-восточной  Азии и шкурок пушных зверей на северных пространствах восточной Европы, до привычных нашему глазу бумажных денег, без которых уже трудно представить жизнь в современном обществе, а в будущем им на смену, возможно, придут электронные деньги, тем более что для этого есть все необходимые предпосылки, ведь в развитых странах, вследствие широкого распространения кредитных карточек, среди которых безусловной монополией на производство пластиковых карт обладают трансатлантические гиганты Visa и MasterCard, подобное положение вещей мало у кого вызывает сомнение. Деньги часто называют языком рынка, так как именно с их помощью совершается кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими от населения. Правильно организованная и четко функционирующая денежная система играет важнейшую роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.  
Поскольку деньги служат мерой стоимости товаров, вся экономическая наука без них была бы невозможна. Ведь именно с их помощью мы сравниваем и измеряем стоимости различных по своей природе товаров и услуг. Нередко говорят, что деньги есть то, что делает их деньгами, т. е. определяют их природу по тем функциям, которые они выполняют в экономической системе. С функциональной точки зрения деньги выступают в более общей форме, чем те деньги, к которым мы привыкли, т.е. в виде монет и бумажных купюр. Экономика – это часть повседневной жизни людей, которые принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде , постоянно используют термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и т. д.). 
В работе предполагается рассмотреть сущность и функции денег и их роль в рыночной экономике. Объект исследования – деньги как экономическая категория. 
Предмет исследования – роль денег в рыночной экономике. 
Цель исследования – изучить сущность, функции денег и их роль в рыночной экономике. 
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть понятие и происхождение денег;

- проанализировать  виды денег;

- проанализировать  функции денег;

- рассмотреть  понятие денежной системы;          
 
 
 
 
 

                     

Понятие и функции денег. 

Деньги являются одним из гениальнейших изобретений  человечества. Поверить в то, что их когда-то не было, трудно, но если окунуться в историю возникновения денег, то придется. Самой ранней формой торговли, а точнее, товарообмена был бартер, или непосредственный обмен одной вещи на другую, одной услуги на другую. При всей простоте такого обмена, у бартера есть множество недостатков, важнейший из которых заключается в том, что в условиях экономики бартера необходимо найти человека, который имеет то, что нужно другому человеку. Совпадение интересов должно произойти как по времени, так и по качеству и количеству товара. 
Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги, приводит, помимо всего прочего, к снижению издержек обращения, что стимулирует развитие специализации и торговли. 
И все же сам факт того, что товарно-денежный обмен эффективнее бартерного, еще не объясняет, что же заставляет людей выделять из всего товарного мира особый товар, который они называют деньгами, и создавать денежные системы. 
Однако бартер не исчез. Бартерные сделки являются неотъемлемыми спутниками инфляции, когда она достигает высокого уровня. Бартер расцветает и в условиях дефицитной экономики (например, период 1990-1991 годов в России, когда практически ничего не могли купить не потому, что не хватало денег, а потому, что за деньги никто ничего не хотел продавать, а также характерное для этого времени широкое использование в России специфических «жидких» денег).  
Кстати, в условиях дефицитной экономики альтернативой денежному обмену или бартеру может быть использование системы карточек и талоны, при которой товар обменивается скорее на карточки и талоны, нежели непосредственно на деньги. 
Целью введения талонов и карточек было ограничение спроса в условиях контролируемых государством цен и быстрого роста доходов населения. Но известно, что цель эта была достигнута лишь частично, так как талоны постепенно теряли свой особый характер и становились просто еще одним видом денег (например, талоны на сигареты и водку можно было покупать за деньги). 
Происхождение денег связано с 7-8 тыс. до новой эры, когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. 
Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались – с переменным успехом – скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. 
Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения это и есть деньги. Действительно, деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров. 
Основные этапы истории развития денег: 
1) появление денег с выполнением их функций случайными товарами;

2) закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным); 
3) этап перехода к бумажным или кредитным деньгам; 
4) постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей. 
Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность. Четкого, признаваемого всеми экономистами определения сущности денег, в общем-то, нет. В марксистской теории можно найти следующее определение: деньги – это особый, общественно признанный товар – всеобщий эквивалент.  
Большинство же экономистов, занимавшихся и занимающихся вопросами теории денег, выводят их сущность из выполняемых деньгами функций и констатируют, что деньгами может быть все, что признается людьми за деньги и выполняет их функции. 
Сущность денег и их значимость для жизнедеятельности человека на различных этапах формирования можно выразить следующими понятиями: 
1) всеобщая непосредственная обмениваемость; 
2) самостоятельная меновая стоимость; 
3) внешняя вещная мера труда. 
Кроме того, деньги имеют собственную классификацию. В частности, по форме существования деньги бывают наличные и безналичные. 
Наличные деньги: 
- реальные деньги (это монеты из драгоценных металлов, слитки); 
- кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты); 
- разменная монета. 
Безналичные деньги: 
- могут существовать в рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты; 
- могут существовать в форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов.

 Деньги выполняют следующие пять функций:

 1.Мера стоимости - т.е  величина стоимости товаров определяется по средствам приравнивания его к определённому количеству денежного товара

2.Средства обращения – эту функцию деньги выполняют, в процессе товарного обращения, они выступают посредником обмена, такая их роль позволяет заменить денежный товар знаками стоимости бумажными

3.Средства накопления – развитие товарного производства и обмена потребовало накопление и сбережение денег, кроме того деньги являются источником ррлдщ и накопление становится самоцелью. При этом  действительным сокровищем является благородный металл, который не подвергается обесцениванию. Выполняя данную функцию, деньги выступают в виде стихийного регулятора процесса производства и количества денег в обращении. С расширением масштаба часть денег из сбережения уходит на рынок и выполняют функцию, если же производство и обмен сокращается, то деньги вновь превращаются в сбережения.

4.Средства платежа  – Эту функцию деньги выполняют  в случае продажи товаров с  отсрочкой платежа, а так же при выплоте з/п , арендная плата и т.д.Развитие данной функции привело к тому что появились кредитные деньги.

5. Мировые деньги  – здесь функция денег состоит  в том, что полноценные деньги выступают в виде слитка благородных металлов, производится путём зачёта банками, взаимно долговой капитал. Необходима в использовании денежного металла только в случаи нарушения баланса платежей. 
 
 
 
 
 
 

                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теории  спроса и предложения 
 

    Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия. Составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с неё начинается знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.

    Действительно,  любому акту купли – продажи  предшествуют два феномена –  «спрос» и «предложение», величины  которых определяют объём сделок  и уровня цен  на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объёма сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса и предложения. Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.

   Сказанным  объясняется то внимание, которое  теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.

    В  экономической науки нет, пожалуй,  более детально разработанного  вопроса, чем взаимодействия спроса и предложения.

 

Спрос – магическое для экономиста слово, ибо в нём  могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворённый спрос может стимулировать рост производства, а может и спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может – кризис перепроизводства. Словом, спрос – поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.

 Спрос – это платёжеспособная платёжность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спрос является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платёжных средств у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

    Между  этими понятиями складывается  не простое количественное соглашение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает  число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при её отсутствии на прилавках не осталось ни одного товара! Можно спорить о «плюсах» и «минусах» ценообразования, но если бы цена вдруг исчезла, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.

    В  экстремальных экономических ситуациях  спрос может превышать потребность,  поскольку отражает влияние других  факторов. Итак, спрос – это объем  возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознавать, что спрос – это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли благотворно,  так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объёмами производства, а коммерсантов – объёмами предложения. Специальная наука (маркетинг) озабочена одним – как помочь «спросу» превратиться в реальную «куплю».

    Из  данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определённая величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса, между уровнем цены (P) и величиной спроса на него (Q) существует обратная зависимость: Q = f(1/P), - разумеется, при прочих равных условиях. Говоря простым языком, чем ниже цены – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса.

   Закон  спроса имеет общепринятое в  экономической теории графическое  изображение: 
 
 
 

Анализ рыночной экономики мы начали со спроса. И поступили правильно: для любого человека спрос – дело повседневное, близкое и понятное.

Но создаёт  товары и предлагает их потребителю  производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена, есть «цена предложения».

    Предложение,  как и спрос, - особая, самостоятельная  сфера рыночной экономики, со  своей экономической логикой  поведения её участников. Понять  эту логику позволяет анализ  связи рыночной цены и величины предложения.

Информация о работе Теория государства и права как наука и учебная дисциплина