Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:01, курсовая работа
Целью данной работы является обобщение теорий государства и права и их всесторонний анализ, выделение различных направлений эволюции науки теории государства, закономерностей и форм возникновения государства.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- выделить причины и основы происхождения государства,
- рассмотреть социальные взаимоотношения в рамках первобытного общества,
- указать сходства и различия восточного и западного направлений эволюции государства,
- рассмотреть основные теории возникновения государства,
- обобщить общие закономерности возникновения государства и права.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Происхождение права и государства………………………………….6
1.1. Причины и условия происхождения права и государства………..6
1.2. «Естественные факторы» происхождения права и государства…..9
1.3. Особенности концепций происхождения права…………………....11
1.4. Возникновение и способы закрепления правовых норм………….14
1.5. Роль религии в процессе возникновения права……………………16
2. Традиционные теории происхождения государства……………….18
2.1. Теологическая (божественная) теория……………………………...18
2.2. Патриархальная теория……………………………………………...18
2.3. Договорная теория…………………………………………………...19
2.4. Теория насилия………………………………………………………..27
2.5. Психологическая теория……………………………………………...31
2.6. Расовая теория…………………………………………………………33
2.7. Органическая теория………………………………………………….34
2.8. Материалистическая (классовая) теория…………………………….36
2.9. Теория «инцеста»………………………………………………………39
3. Современные концепции происхождения права и государства….40
3.1. Пути эволюционного возникновения государства………………..40
3.2. Цивилизационный подход к происхождению
государства и права…………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………..46
Библиографический список……………………………………………….....52
Мы не можем достоверно сказать, почему все более высокоорганизованные типы животных эволюционировали на протяжении геологических периодов, пока не появился человек. Мы можем приписать развитие цивилизации божественным законам или же неизменным свойствам мироздания, но в этом проявляется всего лишь признание нашей веры или незнание[34].
3.2 Цивилизационный подход к происхождению общества и государства
Поскольку цивилизационный подход к объяснению зарождения и происхождения права и государства в современной истории получает все большее распространение, необходимо раскрыть его сущность с точки зрения теории права и государства. Разнообразие понятий "цивилизации" во многом объясняется тем, что, во-первых, в его основу берутся различные критерии; во-вторых, это понятие рассматривается в разные исторические периоды; в-третьих, неодинаковым объяснением понятия "общества", которое лежит в основе понятия "цивилизация"; в-четвертых, тем, что идет накопление научных знаний, которые порой несколько изменяют сложившиеся представления о цивилизации.
Также заслуживает внимания положение о тесной связи понятия "цивилизация" с определением "общество". Вместе с тем, существует два подхода к определению общества, которые, в свою очередь, влияют на содержание понятия "цивилизация". В одних случаях общество определяется как совокупность людей, связанных взаимными интересами. Отсюда и цивилизация определяется как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу[35]. В других случаях общество определяется как совокупность общественных отношений, состоящих из различных элементов. Оно связано с разнообразными сферами деятельности: экономической, политической, социальной, семейной, культурной и др. Отсюда обращается внимание на то, что цивилизация и есть общество, а значит, она сочетает в себе компоненты, необходимые для существования общества. Правда, это сложное общество — в отличие от простого, а значит, включающее различного рода подсистемы, прежде всего политическую, экономическую, культурную и социальную[36].
Однако это не означает, что цивилизация полностью отождествляется с понятием общества. Следует согласиться с выводом о том, что появление в 1877 г. книги Л. Моргана "Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества[37]. Поэтому "цивилизация" — это не просто общество, а уровень развития общества, характеризующий ту или иную его стадию. В свою очередь, отдельные признаки права и государства зарождаются уже в недрах первобытного общества.
В теории права и государства сложился стереотип о том, что экономические и социальные условия определяют развитие общества, и что в основе перехода от первобытного общества к последующим этапам лежат экономические предпосылки, в частности, появление частной собственности. Концепция цивилизованного развития общества прерывает и устраняет монополию одной научной идеологии, мало того, она оттесняет концепцию общественно - экономических формаций на обочину истории развития человечества. Еще русский философ Н.Я. Данилевский обращал внимание на то, что главное в цивилизации должно состоять в отличии культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов, религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития[38].
Современная концепция происхождения права и государства оказала влияние и на периодизацию исторического развития человечества, а вместе с тем, и на развитие права и государства. Но это уже другой вопрос.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство – явление многогранное. Рассмотренные выше теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.
Подводя итог проделанной работы необходимо отметить ряд обстоятельств:
Одним из специфических признаков и черт государства является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания назначения наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти органы управления суда прокуратуры и др. Первичным звеном аппарата является государственный орган.
Важной отличительной особенностью государства является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также всякого рода принудительных учреждений (тюрем лагерей и т. п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей нередко называют публичной властью, однако единого понятия и однозначного толкования «публичной власти» в науке не выработано. Как правило, ее рассматривают в качестве одного из важнейших признаков государства иногда - в качестве синонима государства.
Специфической чертой государства является также разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку - в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен - в государстве власть распространяется на всех проживающих на его территории. Независимо от кровнородственных связей люди выступают на территории государства как граждане (в условиях республики) как подданные (в условиях монархии) либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства под действие его законов.
На основании выделенных признаков, возможно, подвести общий итог по оценке ряда основных теорий происхождения государства.
Теологическую теорию нельзя доказать как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога Высшего Разума т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются. Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья - мельчайшая частица общества и само ее существование ее форма, влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.
Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики химии биологии и т.п.). И так же как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов связанных с возникновением государства.
Теория насилия. Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство необходим такой уровень экономического развития общества который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания к этому времени должны уже созреть внутренние условия что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что кроме умозрительных построений нет научных данных подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических материальных предпосылок для того чтобы могло возникнуть государство. Однако надо иметь в виду то, что объединение людей требует их взаимного согласия и это определяет, то положительное значение, которое имеет данная теория.
Теория государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения — служить научным ориентиром государственно-правовой практике.
Таким образом, методы теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.
Многовековой мировой опыт государственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и получают далёко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей, и т. д.
В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изучению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась единственно истинной, т. е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.
Вместе с тем любая теория, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым, пожалуй, приемлемым для теории государства и права является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.
Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвергалась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонников. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потребность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марксизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной справедливости, трудовой морали неистребимы, пока существуют человек и мир.
Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не затрагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надлежит дистанцироваться от групповых, классовых, националистических интересов во имя истины и правды.
Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы — как, какими способами она это делает. В основе методов лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука — бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооруженная адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.
1. М.Н.Марченко. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Курс лекций. Москва, изд. «Зерцало», 1997 г.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21.
3. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.
4. Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994
Информация о работе Теория государства и права, ее предмет и функции