Теория естественного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Основными целями данной работы является выявить основные причины возрождения естественного права, раскрыть его сущность, а также отметить различия с классической школой естественного права и провести исследование основных направлений естественно-правовой мысли ХХ-ХХІ веков.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОТП.docx

— 39.10 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди политико-правовых учений ХХ века особое место занимает возрождённая теория естественного  права. Данная теория является своего рода возрождением классической школы  естественного права. В настоящее время возрождённая теория естественного права является одной из самых влиятельных в правоведении, фундаментальной основой современной теории прав человека. Естественноправовая идеология выражает отрицательную реакцию демократической общественности Запада на антигуманность военных диктатур, опасность неофашистских тенденций, обострение международной напряжённости. Возрождённая теория естественного права очень важна и интересна тем, что она широко используется в борьбе за мир, демократию, права человека. Известный немецкий правовед Г. Радбрух в своей книге «Обновление права» подчеркивал значимость возрождённой естественноправовой теории: «Юридическая наука должна вновь вспомнить о тысячелетней мудрости античности, христианского средневековья и эпохи Просвещения, о том, что есть более высокое право, чем закон, - естественное право, божественное право, разумное право, короче говоря, надзаконное право, согласно которому неправо остаётся, неправом, даже если отлить его в форму закона».

В настоящее  время естественное право не утратило своего значения. Несмотря на то, что  оно прошло огромный путь своего развития и претерпело весьма радикальные изменения, естественное право по-прежнему продолжает привлекать к себе большое внимание, вызывать споры, разноречивые суждения и нередко политические и идеологические раздоры.

Основными целями моей работы является выявить  основные причины возрождения естественного  права, раскрыть его сущность, а также  отметить различия с классической школой естественного права и провести исследование основных направлений  естественноправовой мысли ХХ-ХХІ веков.

 

Глава 1. Причины возрождения естественного права. Сущность возрождённой теории естественного права, её различия с классической школой естественного права.

Возрождение естественного права было вызвано  рядом причин. Особенно бурно данный процесс начал протекать в первые десять-пятнадцать лет после Второй мировой войны. Как раз в это время окончательно углубился кризис юридического позитивизма. Возрождающееся естественное право выступало в качестве общей платформы для всех противников юридического позитивизма. Активное возрождение естественноправовой теории явился реакцией на фашистскую и коммунистическую тоталитарные системы, которые формально не противоречили нормативным представлениям о праве. Поэтому новое правопонимание в различных концепциях естественного права было связано с антитоталитаристской трактовкой права. После Второй мировой войны происходило переосмысление многих жизненных ценностей, в это время проводилась активная разработка проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства.

Как показывает история, естественно-правовые идеи всегда активизировались на переломных этапах развития общества. Так было в период борьбы с феодальным правовым произволом, так же произошло и в условиях преодоления современного тоталитаризма  с его грубым нарушением прав и свобод граждан.

Возрождённое  естественное право не отрицает своего родства с прежними этапами развития естественного права и всячески подчёркивает свою генетическую связь  с ними. «Основной постулат естественно-правовой концепции – признание существования не зависящих от государства принципов и норм, олицетворяющих Высший разум или мудрость Бога, социальную справедливость, объективный правопорядок, не только являющихся обязательными для законодателя, но и обладающих способностью непосредственного действия даже вопреки нормам позитивного права»1. Согласно современным естественно-правовым теориям вместе с позитивным правом существует идеальный порядок отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и есть естественное право. В таком понимании законы государства будут действенными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Так, известный голландский юрист, отец теории естественного права            Г. О. Гроций писал: «Не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву».2

Возрождённая  теория естественного права имеет  ряд существенных отличий от классической школы естественного права. Во-первых, по сравнению с эпохой буржуазных революций коренным образом изменились взгляды на человека как на носителя естественным прав. Если в то время он рассматривался как изолированный, обособленный индивид, то правоведение ХХ века видит человека как участника многообразных общественных связей. Поэтому в перечень его естественных прав включаются социальные, экономические, информационные, экологические, коллективные и политические права. Новейшие естественноправовые учения смыкаются с теорией социального государства и плюралистической демократии.

Во-вторых, для возрождённого естественного права характерен заметный поворот к реальным и конкретным аспектам правовой практики, который свидетельствует о внимании естественноправовой мысли к актуальным проблемам действительности.

В-третьих, возрождённое естественное право не признаёт вечного, неизменного для всех времён и народов права. Оно исходит из того, что в мире существует естественное право только с исторически меняющимся содержанием. И отсюда следует, что естественные права не рассматриваются как неизменные, а интерпретируются под время.

В-четвёртых, для возрождённого естественного  права характерна множественность  различных направлений частных теорий. «Следует заметить, что в современной теории естественного права эти различные направления и подходы нередко переплетаются между собой и дополняют друг друга»3

Также важной особенностью современной теории естественного  права является её ярко выраженная политическая и идеологическая направленность. Данная теория всегда была не только юридической, но и политико-идеологической. Это значит, что её использовали не только в юридических, но и в политических целях, например, для укрепления или расшатывания существующего строя, для усиления или ослабления революционного движения. Так, с помощью различных положений теории естественного права в 30-40 годы ХХ в некоторых странах (Германия, Италия, Португалия и др.) фашизм и тоталитаризм сначала оправдывались, а затем, после победы над ними стали осуждаться. Используя теорию естественного права, официальная политика и идеология стран Запада всячески осуждали коммунизм, как не соответствуюший природе и характеру человека, и в прямой и косвенной форме утверждали капитализм как естественный, адекватно отражающий природу и потребности человека.

Несмотря  на эти отличия, основой современной  теории естественного права по-прежнему остаётся различие между правом и законом. Р. З. Лившиц пишет: «Право характеризуется своими гуманистическим, демократическим содержанием… Право есть нормативно закреплённая и реализованная справедливость… Несправедливый закон не есть право».4

 

 

Глава 2. Основные направления возрождённой теории естественного права

В рамках теории возрожденного естественного права  выделяются два основных направления – неотомистская теория права и светские концепции естественного права. Также ещё существует ряд других направлений, таких как неокантианство, экзистенциалистское направление и др.

Представители неотомизма возводят своё понимание естественного закона к философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского, которые считали, что его источником является Бог. К ним относятся Ж. Маритен,     Ж. Дабен, И. Месснер и др.

Жак Маритен – виднейший представитель неотомизма, французский философ и общественный деятель, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Согласно его концепции естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом. «Естественный закон – совокупность вещей, которые делать нужно и которые делать не нужно, которые вытекают из него необходимым образом и только из факта, что человек есть человек, исключая всякое другое рассмотрение»5. Источником естественного закона является Бог. Бог – первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознавать их из-за своей сопричастности Божественному разуму. Будучи ревностным католиком, Маритен считал, что верующие более полно и глубоко ощущают веления естественного закона, чем атеисты. По его мнению, католическая церковь является хранительницей естественного права.

Маритен считал, что естественное право раскрывается перед людьми постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к Богу. Учёный полагал, что каждая эпоха имеет свой «конкретный исторический идеал». Поэтому он считал свои попытки составить полный перечень прав человека на все времена бесплодными. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории».6 Учение Маритена явилось одной из концепций, которая идейно подготовила разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида: фундаментальные, политические и социальные. Фундаментальные права включают права на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными, потому что коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Маритен полагал, что человеческая личность принадлежит миру высших ценностей, который недоступен государству.

Политические  права определяются законами государства, но они тоже косвенно зависят от естественного права и образуют его продолжение. Это происходит потому, что установления государственной  власти становятся законом только лишь в случае их соответствия естественному  праву. К политическим правам относятся: право народа устанавливать конституцию  государства, право граждан на активное участие в политической жизни, свобода  высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Маритен полагал, что реализация этих прав с помощью церкви приведёт к христианской демократии.

Социальные  права человека охватывают право  на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости. Трудящиеся вправе участвовать в  управлении предприятием, стать его  совладельцами.

Ещё одним  представителем неотомизма является бельгийский  учёный Жан Дабен. Для него естественное право является естественной моральной нормой. Естественное право есть моральный принцип, взятый в его единой всеобщности. «Определённое таким образом естественное право соотносится с законами, издаваемыми государством двумя способами. С одной стороны, гражданское право приходит на помощь естественному праву, с тем, чтобы заставить людей сойти с пути зла, и дополняет естественное право, предоставляя ему выводы, взятые из первых принципов. С другой стороны, естественное право даёт действующим законам их базис, а также обоснование необходимости подчинения этим законам»7.

Австрийский представитель неотомизма богослов Йоханнес Месснер выступал за исследование естественного права в духе традиционной естественноправовой этики, которая восходит ещё к Платону и Аристотелю и была дальше развита Августином и другими теологами. В учении Месснера всеобщность требования естественного закона трактуется как внутренне свойство самой человеческой природы. Среди правовых принципов, которые выражают смысл естественного права, учёный выделял основной (главный) принцип (поступай справедливо, избегай несправедливости). Из него выводятся «первичные элементарные принципы» (соблюдение меры, мира, внешнего порядка и др.) и «вторичные элементарные принципы» (отвергают ложь, воровство и др. как зло).

Светская доктрина естественного права исходит из различения права и закона, настаивает на существовании этической первоосновы для писаного права. Для этой теории характерно признание в качестве основы правильного и законного права естественной нормативной системы, которая не совпадает с позитивным правом. Сторонники светской теории считают, что естественное право существует само по себе, при этом оно вытекает из особенностей человека как социально-биологического существа. Это очень ярко можно проиллюстрировать на примере права на жизнь. Человек рождается и живёт, тем самым реализуя своё право на жизнь, которое, согласно данной доктрине, дала ему природа. Человек живёт независимо от того, что об этом может записать законодательный орган. В данном случае человек ничем не отличается от другого живого существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назвать естественно-биологическим.

Среди направлений  возрождённой теории естественного  права выделяют такое учение как  неокантианство. Основополагающим принципом  данного направления является принцип  данности истинного права лишь через субъективное мышление. «Для неокантианцев естественное право – не содержание справедливых и конкретных решений, а само формальное требование справедливости, требование к законодателю и к судье стремиться к априорному идеалу упорядочивания общественных отношений и разрешения социальных конфликтов, требование отыскивать для конкретных обстоятельств содержательные формулировки должного»8. Значимыми представителями неокантианства были немецкие учёные Р. Штаммлер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.

Ещё одним  направлением современной теории естественного  права является экзистенциалистское  учение. «Экзистенциализм выводит естественное право из существования человека»9. Особенностью экзистенциалистских воззрений выступает отрицание классических представлений о естественном праве. Экзистенциалистское предполагает понятие права в качестве правоотношения. Его сторонники провозглашают конкретность, антинормативность, непрерывность развития истинного права в качестве возникающих в социальной жизни индивидуальных правовых решений. Экзистенциалисты объявляют все общие принципы фикцией и связывают понятия истинного права именно с конкретными содержательными формулировками. На мой взгляд, такое понимание права значительно увеличивает риск несправедливости, который связан с отказом от нормы в пользу конкретного решения. Основные представители экзистенциалистского направления – М. Хайдеггер, Макс Мюллер и др.

Информация о работе Теория естественного права