Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:09, лекция
Токвиля по своим убеждениям можно отнести к либеральным республиканцам, недаром у него возникли серьезные разногласия с Луи-Наполеоном Бонапартом, после его самопровозглашения императором Франции. Токвиль считает США либерально демократическим государством. Он перечисляет причины, делающие американскую демократию либеральной.
Теория демократического государства
Под предлогом изучения пенитенциарной системы Соединенных Штатов, Токвиль в 1831 году отправляется в длительное заокеанское путешествие. Интересно, что изначально у него не было представления об идеальном демократическом устройстве. Французский мыслитель говорит не о том, как должно быть в идеальном случае, а о том, как это было на самом деле. Таким образом, для Токвиля эталоном демократически устроенного общества становятся США на том уровне развития, на котором они находились к моменту его прибытия туда. Путешествие длилось около года и по возвращении, Токвиль издал книгу под названием «О демократии» (или в английском варианте «Democracy in America» - «Демократия в Америке»). Это произведение наряду с первой книгой Токвиля «Старым порядком во Франции», стало одним из главных трудов французского мыслителя. «Демократия в Америке» выдержала несколько изданий и была переведена практически на все европейские языки. Путешествуя по США и собирая материал для своей будущей книги, Токвиль пользовался так называемым методом интервьюирования, широко практикуемом в современной социологической науке. Другой характерной особенностью его исторического метода было то, что он всегда старался идти от широкого набора фактов к теоретическим обобщениям, так что можно сказать, что он находился у истоков позитивизма.
Токвиль в своей книге внимательно проанализировал современную ему федеративную президентскую республику с демократической формой правления. Токвиля по своим убеждениям можно отнести к либеральным республиканцам, недаром у него возникли серьезные разногласия с Луи-Наполеоном Бонапартом, после его самопровозглашения императором Франции. Токвиль считает США либерально демократическим государством. Он перечисляет причины, делающие американскую демократию либеральной.
Основной доминантой в поведении американцев А. де Токвиль выделил «страсть к материальному благополучию», «в высшей степени характерную для среднего класса». По мнению автора, «любовь к достатку стала господствующей чертой» их «национального характера; великий поток человеческих страстей течет здесь именно в этом направлении, увлекая за собой все, что встречается на его пути». Среди терминов, характеризующих американские ценности и социальное поведение и наиболее часто упоминаемых в тексте произведения, выделяются: «тяга к материальным благам» и «наслаждениям», «любовь к деньгам и богатству», «стремление к выгоде» и «извлечению материальной пользы» , «корыстолюбие».
Токвиль называет три рода причин, причем его подход в немалой степени сходен с подходом Монтескье:
- случайная и своеобразная
ситуация, в какой оказалось
- законы;
- привычки и нравы.
Случайная и своеобразная ситуация – это одновременно географическое пространство, на котором обосновались прибывшие из Европы иммигранты, его удаленность от Старой Европы. Второй важный фактор – отсутствие соседних государств вообще, либо государств враждебных или как минимум опасных. Американское общество во времена, описываемые Токвилем, имело исключительную выгоду развития вследствие минимума дипломатических обязательств и военного риска агрессии со стороны соседей. В то же время это общество было сотворено людьми, которые, обладая техническим снаряжением развитой цивилизации и напором и целеустремленностью авантюристов, устроились и укрепилось на огромном пространстве. Эта не имеющая аналогов в Европе ситуация – одно из объяснений отсутствия аристократии и придания первостепенного значения деятельности в промышленной сфере.
Как настоящий последователь Монтескьё, Токвиль устанавливает иерархию этих трех родов причин: географическая и историческая ситуации оказываются менее значимыми, чем законы. Законы – менее значимы, чем привычки, нравы и религия. По Токвилю в тех же условиях, но при других нравах и законах появилось бы иное общество. Анализируемые им исторические и географические условия оказались крайне важными обстоятельствами. Истинными причинами свободы, которой пользуется американская демократия, служат хорошие законы, а в еще большей мере привычки, нравы и верования людей составляющих американское общество, без которых там не было бы свободы.
Американское общество может служить европейским обществам не примером, а уроком, демонстрируя им, как в демократическом либеральном обществе обеспечивается демократия. Необходимо заметить, что Токвиль наблюдал, США в самом начале своего развития. В дальнейшем, в процессе своего исторического развития Соединенным Штатам было суждено пройти и через ужасы Гражданской войны 1861-1865гг. В полной мере ощутить последствия громадной пропасти, отделяющей наиболее зажиточных представителей так называемых WASP’ов (Белых Англо-Саксонских Протестантов) от рядовых обитателей Гарлема. Пережить ряд социальных потрясений (достаточно упомянуть серию «сытых» бунтов, начало которым в 1960-х гг. положили хиппи). Но все это было позже, вернемся к рассмотрению идей Токвиля.
Рассмотрим основные направления исследования американской конституции и американского общества проведенного Токвилем. с целью выявить его значения для решения общей общественной проблемы: какие законы в демократическом обществе наиболее способствуют сохранению свободы?
Прежде всего, Токвиль всячески подчеркивает выгоды, которые США извлекают из федеративной природы своего устройства. При федеративном устройстве можно различными способами сочетать и использовать преимущества больших и малых государств. Монтескьё в своей книге «Дух законов» уже посвятил несколько глав этому же принципу, позволяющему располагать силой, необходимой для безопасности государства, избегая неприятностей, свойственных большим скоплениям людей.
В книге «О демократии» Токвиль пишет: «Если бы существовали только маленькие нации и вовсе не было бы больших, человечество, наверное, стало бы более свободным и более счастливым; но нельзя сделать, чтобы не было больших наций. Последнее обстоятельство вводит в мир новый элемент национального процветания – силу... Малые народы нередко несчастливы совсем не потому, что они малые, а потому, что они слабые; большие процветают совсем не потому, что они большие, а потому, что сильные… Не знаю более жалкого состояния, чем состояние народа, который не может ни защищаться, ни самостоятельно существовать без посторонней помощи» .
В соответствии с твердым убеждением философов-просветителей, Токвиль настаивает на том, что государство должно быть достаточно большим и сильным для обеспечения своей безопасности и достаточно малым для того, чтобы законодательство можно было приспособить к разнообразию обстоятельств, социальных слоев, и национальных особенностей. Такое сочетание учитывается только в федеративной или конфедеративной конституции. Именно в этом, по Токвилю, главное достоинство законов, которые выработали для себя граждане США.
Наконец, по Токвилю, «две главные опасности угрожают существованию демократий: полная зависимость законодательной власти от желаний избирателей, сосредоточение в законодательных органах всех других форм управления». Иными словами недопустимо демократическое государство без разделения властей. Демократическое правление, по Монтескьё и по Токвилю, не должно допускать, чтобы народ под влиянием каких бы то ни было страстных увлечений оказывал давление на решения правительства. А вместе с тем, по Токвилю, любой демократический режим стремится к централизации и концентрации власти в законодательных органах.
Токвиль, так же обращает внимание на обсуждение вопроса о свободе прессы. Пресса кажется ему перегруженной всякого рода негативными материалами: газеты настолько злоупотребляют ими, что это может легко перерасти в произвол журналистов, навязывание своего мнения обществу. Однако он тут же добавляет – и это его замечание напоминает слова Черчилля о демократии: хуже вольности прессы – только уничтожение этой вольности. В современных обществах тотальная свобода пока предпочтительнее тотального упразднения свободы. И между этими двумя крайними формами едва ли есть промежуточные.
В третью категорию причин Токвиль объединяет нравы и верования. В связи с ней он развивает главную идею своего труда, касающуюся истолкования американского общества, которое он явно или неявно постоянно сравнивает со Старой Европой, а точнее со своей родиной – Францией.
Это фундаментальная тема его книги. В конечном счете, по Товилю, условием свободы служат нравы, верования и обычаи людей, а основой нравов выступает религия. Американское общество, по Токвилю, - это общество, сумевшее соединить религиозный дух с духом свободы, с либерализмом и демократией. "В Соединенных Штатах", - писал А. де Токвиль, - "всякий раз, когда наступает седьмой день недели, торговая и промышленная жизнь нации кажется остановившейся… Каждый гражданин в окружении своих детей и домочадцев направляется в храм". И сегодня подавляющее большинство американцев каждое воскресенье отправляется в церковь. Возможно, о них также можно сказать словами Токвиля, что "их души…разом рвут все узы, связывающие их с миром плоти, и неудержимо устремляются к небесам". Стремление к духовному, доходящее до экзальтированности у "отдельных личностей", объяснялось им как естественная обратная реакция на увлеченность материальными благами подавляющего большинства людей27.
Токвиль отмечал, что американцы «веруют горячо и истово», хотя подчас «более по привычке, чем по убеждению» или потому что «боятся прослыть неверующими». Наблюдения французского социолога наталкивают на заключение, что религия играет существенную роль в укреплении конформистских настроений в обществе, поскольку «вера, даже если она лицемерна, обязательна для всех» в стране, где «глава государства – верующий». Устанавливая общепринятые нормы и правила нравственной жизни, религия, рассуждал Токвиль, ограничивает «поле мыслительной деятельности» … Какими бы смелыми ни были мысли человека, они время от времени наталкиваются на непреодолимые преграды. Тот, кто хочет изменить общество, вынужден считаться с определенными аксиомами и придавать своим самым дерзким замыслам определенную форму, что умеряет и гасит его порывы". Отсюда, полагал Токвиль, происходит и «привычка к сдержанности» в политической жизни общества, способствующая "спокойствию народа и длительному существованию созданных им институтов"30
Единственной причиной, по которой в будущем свобода вероятна в Америке и ненадежна во Франции, по мнению Токвиля, является то обстоятельство, что американское общество соединяет религиозный дух с духом свободы, в то время как французское общество и вообще Старая Европа раздираемо противостоянием церкви и демократии, религии и свободы. Именно в конфликте современного сознания гражданина и церкви заложена конечная причина трудностей, с которыми во Франции сталкивается демократия в своем стремлении оставаться либеральной, и, напротив, в основе американского общества лежит близость ориентаций религиозного духа и духа свободы.
Таким образом, основной предмет рассуждения Токвиля – неизбежность поддержания в аристократическом обществе, стремящемся к самоуправлению, моральной дисциплины, внедренной в сознание граждан. Надо, чтобы для граждан подчинение дисциплине было естественным, а не внушалось бы просто страхом наказания. По мнению Токвиля, являющегося последователем Монтескьё по этому вопросу, именно религиозная вера лучше всего другого создаст эту моральную дисциплину.
Информация о работе Теория демократического государства Алексис де Токвиль