Теории происхождения языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:25, реферат

Описание работы

Сведения о возникновении и эволюции человека как вида, а также о закономерностях исторических изменений языков, которыми располагает современная наука, заставляет отдать предпочтение той точке зрения, которая утверждает, что человек сам создал свой язык. Однако и в рамках этой точки зрения еще с античных времен выдвигались различные теории, объяснявшие, как именно появился язык.
Здесь представлены наиболее известные теории о происхождении языка.

Работа содержит 1 файл

Теории происхождения языка.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

    Теории  происхождения языка.

    1. Введение 

    Уже с древнейших времен человека интересовал  вопрос о том, как возник человеческий язык. Поскольку язык появился в очень глубокой древности и ученые не располагают результатами наблюдений над какими-либо  «возникающими» или «зарождающимися» языками, ответить на этот  вопрос можно лишь путем логических рассуждений.

    Все гипотезы о происхождении языка  делятся на 2 группы. Гипотезы I группы исходят из того, что язык был дан человеку извне: Богом или силами природы. Гипотезы II группы утверждают, что язык был создан самим человечеством без каких-либо внешних сил. Имеется и промежуточная точка зрения, которая состоит в том, что Бог дал человеку дар речи, однако конкретные языки создали сами люди. Именно эта точка зрения получила отражение в Библии, где говорится «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как назовет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»

    Сведения  о возникновении и эволюции человека как вида, а также о закономерностях  исторических изменений языков, которыми располагает современная наука, заставляет отдать предпочтение той  точке зрения, которая утверждает, что человек сам создал свой язык. Однако и в рамках этой точки зрения  еще с античных времен выдвигались различные теории, объяснявшие, как именно появился язык.

    Здесь представлены наиболее   известные  теории о происхождении  языка.

 

    2. Теории происхождения. 

          1. Звукоподражательная  теория 

    Эта теория была выдвинута еще древнегреческими философами и получила поддержку XIX и даже в XX в. Принципы звукоподражательной теории попытался обосновать Лейбниц (1646-1716). Великий немецкий мыслитель рассуждал так: существуют языки производные, поздние, и существует язык первичный, "корневой", из которого образовывались все последующие производные язык. По мысли Лейбница, звукоподражание имело место прежде всего в корневом языке и лишь в той мере, в какой "производные языки" развивали дальше основы корневого языка, они развивали вместе с тем и принципы звукоподражания. В той же мере, в какой производные языки отходили от корневого языка, их словопроизводство оказывалось всё менее "естественно звукоподражательным" и всё более символическим. Лейбниц также приписывал некоторым звукам связь с качеством. Правда, он считал, что один и тот же звук может быть связан сразу с несколькими качествами. Так, звук l, по Лейбницу, может выражать нечто мягкое (leben жить , lieben любить, liegen лежать), и нечто совсем другое. Например, в словах lion (лев), lynx (рысь), loup  (волк) звук l отнюдь не означает нечто нежное. Здесь, может быть, обнаруживается связь с каким-либо другим качеством, а именно со скоростью, с бегом (Lauf). 
Слова, возникшие на основе звукоподражания, действительно, есть в любом  языке. Но теорией звукоподражания можно объяснить происхождение лишь некоторых слов из любого из языков. К тому же способность имитировать различные звуки окружающего мира предполагает достаточно  высокое развитие речевого аппарата, чего у других людей не было. Наконец, пытаясь объяснить на вопрос, как появился язык, теория звукоподражания не дает ответа на вопрос о том, почему он появился.  
2. Теория эмоционального происхождения языка и теория междометий

    Возникла  в Древней Греции. Важнейшим её представителем был Ж-Ж Руссо (1712-1778). В трактате о происхождении языков Руссо писал, что "страсти вызвали первые звуки голоса". По мнению Руссо, " первые языки были певучими и страстными, и лишь впоследствии они сделались простыми и методическими". По Руссо получалось, что первые языки были гораздо более богаче последующих. Но цивилизация испортила человека. Вот почему и язык, и по мысли Руссо, испортился из более богатого, эмоционального, непосредственного сделался сухим рассудочным и методическим. Эмоциональная теория Руссо получила своеобразное развитие в XIX - XX вв. и стала называться теорией междометий. 
        Один из защитников этой теории русский лингвист Кудрявский (1863-1920) считал, что междометия были своеобразными первыми словами человека. Междометия являлись наиболее эмоциональными словами, в которые первобытный человек вкладывал различные значения в зависимости от той или иной ситуации. По мнению Кудрявского, в междометиях звук и значения ещё были соединены неразрывно. Впоследствии, по мере превращения междометий в слова, звук и значения разошлись, причем этот переход междометий в слова и был связан с возникновением членораздельной речи.                                                                                                            

    Междометия  входят в словарный состав любого языка и могут иметь  производные  слова, как в русском языке: ах, ох, ахать, охать и т.п. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причиной возникновения сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции.  Не отрицая наличие этой функции, следует сказать, что в языке очень многое, несвязанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают, кроме того данная теория предполагает наличие «человека без языка»,  который пришел к языку через страсти и эмоции.

    3. Теория трудовых выкриков

    В XIX в. появляется еще одна теория происхождения языка – теория трудовых выкриков.  С точки зрения ее сторонников, язык возник из возгласов, которые производили другие люди с целью синхронизировать свои движения в процессе коллективной трудовой деятельности. Эта теория так же, как и теория социального договора, справедливо связывает появление языка с жизнью человеческого общества, а кроме того, еще и с трудовой деятельностью человека. Однако стремление синхронизировать коллективные усилия в процессе труда вряд ли можно считать основной причиной, по которой возник язык.                                                            

    Необходимо  отметить, что трудовая деятельность человека, начиная с того времени, когда человек появился как биологический вид, принципиально отличается  от любых видов деятельности животных. Труд человека – это, во-первых, труд с применением специальных орудий, во – вторых, труд коллективный и, наконец, в – третьих, труд прогрессирующий, постоянно совершенствующийся и усложняющийся. Можно предположить, что наиболее ранней формой коллективной трудовой деятельности первобытного человека была коллективная охота на крупных животных.   Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.  
 

    4. Теория социального  договора

    Основы  этой теории еще были заложены античными  учеными и которая получила развитие в XVIII в. в трудах английского философа Адама Смита и Ж-Ж. Руссо.

    Адам  Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его  теорией двух периодов в жизни  человечества:

    5.Человеческое  происхождение языка

    Немецкий  философ Гердер говорил о чисто человеческом происхождении языка.  
Гердер считал, что язык человека возник не для общения с другими людьми, а для общения с самим собой, для осознания своего собственного я. Если бы человек жил бы в совершенном одиночестве, то и тогда, по мнению Гердера, у него возник бы язык. Язык явился результатом "тайного соглашения, которое душа человека заключала сама с собой ".  
Существуют также иные теории о происхождении языка. Например, теория жестов (Гейгер, Вундт, Марр). Все ссылки на наличие якобы чисто "жестовых языков" не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей имеющих звуковой язык. Среди жестов нет слов, жесты не связаны с понятиями. 
Также неправомерно выводить происхождение языка из аналоги с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения(Ч. Дарвин), тем более из пения человеческого (Руссо, Есперсен). Недостаток всех перечисленных выше теорий в том, что они игнорируют язык как общественное явление.
 
 

    6.Трудовая  теория Энгельса

    Особо следует остановиться на трудовой теории Энгельса. 
В связи с трудовой теорией происхождения языка следует прежде всего назвать  
незаконченную работу Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В "Введении" к "Диалектике природы" Энгельс разъясняет условия появления языка:  
"Когда после тысячелетней борьбы рука, наконец, дифференцировалась о ноги и установилась прямая походка, то человек отделился от обезьяны, и была заложена основа для развития членораздельной речи…"Вертикальная походка была в развитии человека а предпосылкой возникновения речи, и предпосылкой расширения и развитии сознания. 
Революция, которую человек вносит в природу, состоит, прежде всего, в том, что труд человека иной, чем у животных, - это труд с применением орудий труда, и притом изготовляемых теми, кто ими должен владеть, а тем самым труд прогрессирующий и общественный. Какими бы искусными архитекторами мы ни считали муравьёв и пчёл, но они не ведают, что говорят: их труд инстинктивный, их искусство не сознательное, и они работают всем организмом, чисто биологически, не применяя орудия труда, а потому никакого прогресса в их труде нет. 
Первым орудием человека стала освободившаяся рука, иные орудия труда развились как добавление к руке (палка, мотыга, грабли); ещё позднее человек перекладывает тяжесть труда на слона. Верблюда, лошадь, а сам управляет ими, наконец. Появляется технический двигатель и заменяет животных. 
Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путём модуляций для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим". Таким образом, язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания. Но не как индивидуальное свойство той или иной вочеловечившейся особи. 
Энгельс пишет: "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг человека постепенно превратился в человеческий мозг".
 

    7. Какой была первоначальная  речь человека?

    Можно спросить, а каким был язык, речь человека, когда этот самый человек  только выделился из мира животных? Первоначальный язык человека был примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции он превратился в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений. Первоначальная человеческая речь состояла из диффузных (расплывчатых) звукопредложений, слитых с интонацией и жестом. Она походила на обезьяньи выкрики или те односложные обращения к животным, которые можно наблюдать и сейчас. Основной единицей языка стал звуковой комплекс, который можно характеризовать следующим образом: 
1. Первоначальный звуковой комплекс был односложен. Звуки были не достаточно дифференцированы, их было немного, причем в основном согласные.  
2. Инвентарь звуковых комплексов был невелик. Поэтому древнейшее слово было семантически расплывчатым, обозначая в разной ситуации разное. 
3. Семантическая и звуковая расплывчатость древнейших слов, которых было немного, делала повторение основным средством образования форм слова. Дифференциация форм слова была вызвана возникновением частей речи, с их категориями и постоянным синтаксическим назначением. Вопрос о происхождении языка может быть решён. Решений может быть много, но все они будут носить гипотетический характер.
 

    8. Проблема праязыка

    Научную основу проблема праязыка получила лишь в период зарождения сравнительно-исторического языкознания. В результате сопоставительного анализа ряда языков к началу 19 века было доказано существование групп языков, объединенных признаком материального родства. Это материальное родство было объяснено общностью происхождения этих языков из одного источника. Так возникла идея праязыка. Основоположником теории происхождения индоевропейских языков от одного общего предка, или праязыка, следует считать Шлейхера, который первый попытался восстановить индоевропейский праязык и проследить его развитие в каждом из его разветвлений. 
Большинство лингвистов считают праязыковую теорию верной. Были созданы даже специальные схемы, описывающие признаки праязыка. Предполагается, что: 
В звуковой системе праязыка были представлены гласные a e i o u,  
различные по долготе, а также гласный неопределенной артикуляции, который обычно называют шва или шва индогерманикум. В праязыке были представлены и дифтонги, которые также различались по долготе и краткости. 
В индоевропейском праязыке уже было деление существительных на роды: мужской женский и средний. 
В праязыке существовала восьмипадежная система. В праязыке различалось три числа - единственное, двойственное и множественное. 
Степени сравнения прилагательных еще не были развиты в достаточной 
степени. В праязыке уже сложилась система числительных в пределах сотни. 
В праязыке уже существовало противопоставление настоящего и прошедшего времени, имелось и видовое различие. Кроме изъявительного и повелительного наклонений, в праязыке могли быть представлены оптатив и коньюнктив, возникшие, по-видимому, на базе переосмысления первоначальных временных значений. 
Как было отмечено, в праязыке были представлены существительные трех родов. Однако исследователи языка, анализируя основы имен существительных с разными исходами, которые представлены в индоевропейских языках, приходят к выводу, что, по-видимому, родовому делению предшествовала какая-то иная система классного деления имен существительных. Но такая более глубокая реконструкция всегда связана с еще большими трудностями, чем восстановление праязыка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение                

 Язык  – результат физиологического  процесса, происходящего в коре  головного мозга человека, а также  ряд действий органов речи, однако  сущность языка невозможно объяснить,  исходя только из биологических процессов. Язык не наследуется, он возникает и существует только в человеческом обществе.               

 Язык  обслуживает общество, это позволяет  отнести его к общественным  явлениям. Существуют разные теории, объясняющие общественный характер языка. Одной из таких теорий является классовая теория языка.               

 Общественный  характер языка проявляется в  диалектном членении языка, в  истории формирования литературных  языков и других фактах.               

 Выделяют  основные и частные функции языка. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную.                

 Между  языком и мышлением существует  тесная связь, которая не означает  их полной индентичности. Различают  два типа мышления.  Лишь вербальный тип связан с языком. Категории мышления и единицы языка находятся в сложных отношениях взаимосвязи.                

 Различие  языка и речи важно для предмета  лингвистики. Основные признаки, по которым осуществляется противопоставление  языка и речи, следующие: социальное  – индивидуальное, системное – асистемное, статическое – динамическое, общее – отдельное, нелинейное – линейное. 
 
 
 

Информация о работе Теории происхождения языка