Теории происхождения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происсхождения государства свидетельсвует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области.

Содержание

1 Общая характеристика
2 Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
2.1 Древнегреческая теория
2.2 Древнеиндийская теория
2.3 Древнекитайская теория
2.4 Теологическая теория
2.4.1 Теологическая теория в условиях современности
3 Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
3.1 Патерналистская теория
3.2 Патриархальная теория
4 Органические концепции происхождения государства
4.1 Теория Огюста Конта
4.2 Теория Герберта Спенсера
4.3 Теории других предствителей органической школы
5 Естественноправовые (договорные) концепции происхождения государства
5.1 Теория Гуго Гроция
5.2 Теория Томаса Гоббса
5.3 Теория Джона Локка
5.4 Теория Жан-Жака Руссо
6 Насильственные концепции происхождения государства
6.1 Теория Евгения Дюринга
6.2 Теория Людвига Гумиловича
6.3 Теория Карла Каутского
7 Психологические концепции происхождения государства
7.1 Теория Тарда
7.2 Теория Николая Коркунова
7.3 Теория Льва Петражицкого
8 Марксистская концепция происхождения государства
8.1 Государство по Энгельсу
8.2 Государство по Ленину
9 Иные концепции происхождения государства
9.1 Либертарно-юридическая теория
9.2 Патримониальная теория
10 Литература

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 40.16 Кб (Скачать)

Теория Джона Локка

Либеральная концепция договорного происхождения  и назначения государства, согласно которой целью общественного  договора об учреждении государства  является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной  жизни) естественного права каждого  на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и  обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть  деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам  решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства  или покинуть его.

Теория Жан-Жака Руссо

Трактует  возникновение государства как  соглашение, заключённое для попытки  преодоления социального неравенства, с целью создания государственной  власти и законов, которым будут  подчиняться все. Однако неравенство  частной собственности, дополненное  политическим неравенством, привело, в  конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

Под заметным влиянием учения Руссо идеи договорного происхождения государства  отстаивал А.Н. Радищев. С позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель договорно формируемого государства – это «блаженство граждан».

Насильственные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о возникновении государства, как  результата насилия (внутреннего или  внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более  сильными и организованными, т.е. государство  является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом  принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государства. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Теория Евгения Дюринга

Насилие (внутреннее насилие) одной части  первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный  фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних  другими возникают также собственность  и классы.

Теория Людвига Гумиловича

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет в войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей.

Теория Карла Каутского

Государство возникает как аппарат принуждения  завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Психологические концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления  о возникновении государства  в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в  коллективе, его стремлением к  поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться  в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям - это продукт  разрешения психологических противоречий между инициативными (активными  личностями), способными к принятию ответственных решений, и пассивной  массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности - важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться причинами образования государства, т.к. психика человека формируется под влиянием внешних (социально-экономических факторов).

Теория Тарда

Вся история человечества, включая переход  от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.

Теория Николая Коркунова

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Т.е. власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного.

Теория Льва Петражицкого

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного  характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние  связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания  и давления в сторону определённого  поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается  другому лицу. Государство и официальное  законодательство рассматриваются  при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики.

Марксистская концепция происхождения государства

Согласно  этой концепции, государство есть результат  изменения социально-экономических  отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает  средством угнетения людей, поддержания  господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции  заключаются в том, что она  зиждится на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в  результате естественно-исторического процесса развития- первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т.д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому – в результате общественного развития – идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) – это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Государство по Энгельсу

Государство, по характеристике Энгельса, возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно, за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда  государство получает относительную  самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который  при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые  средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство, по Энгельсу, является связующей силой цивилизованного общества; во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу, являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила.

Государство по Ленину

В подходе В.И. Ленина к государству  акцент делается на антагонизме классов  и на классовой природе государства. Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда  и постольку, где, когда и поскольку  классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».

Иные концепции происхождения государства

Либертарно-юридическая теория

Согласно  данной теории право и государство  возникают, функционируют, развиваются  и до сих пор существуют и действуют  как две взаимосвязанные составные  части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления  свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется  в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право  и государство, пришедшие на смену  нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую  форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.

Патримониальная теория

Согласно  данной теории государство произошло  от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически  распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет.

Заключение

 

          Уже тысячелетия люди живут  в условиях государственно-правовой

действительности. Они являются гражданами определенного государства,

подчиняются государственной  власти, сообразуют свои  действия с  правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

         Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по

разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

         История цивилизации знает десятки,  сотни правовых теорий. Глубокие

умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права,

раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием

человеческой культуры, стремлением  научной мысли проникнуть в самую

сердцевину человеческих отношений.

         В наиболее общем виде все  разнообразие взглядов на разнообразие

права и государства может  быть сведено к противостояний двух исходных

принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Информация о работе Теории происхождения государства