Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:43, научная работа
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества: развития производительных сил, общественного разделения труда, социальной дифференциации закономерно привело к замене родоплеменной формы организации общественной жизни к новой — государству. По мнению, например, древнегреческого философа Платона государство появилось в результате врожденных людям социальных потребностей. Государство, по Платону, зиждется на разделении труда между свободными гражданами.
Десятник Евгения Владимировна
Студентка 1 курса
Юридического факультета
ТФ НОУ ВПО МАЭП
Научный руководитель:
Тема : «Теории происхождения государства и права» .
«Национальное начало тесно связано с государственным и разделят с ним его сверхразумный, или мистический, характер.» П.Б.Струве.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества: развития производительных сил, общественного разделения труда, социальной дифференциации закономерно привело к замене родоплеменной формы организации общественной жизни к новой — государству. По мнению, например, древнегреческого философа Платона государство появилось в результате врожденных людям социальных потребностей. Государство, по Платону, зиждется на разделении труда между свободными гражданами. Государство возникает тогда, когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. По мнению другого выдающегося философа Древней Греции Аристотеля, государство принадлежит к естественным образованиям, а человек от природы есть политическое животное. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека. Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.
На сегодняшний день
мы можем перечислить
1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. Следовательно, государство, его институты, власть:
= вечны, незыблемы и святы;
= их возникновение и
= являются выразителями воли Бога на земле.
Достоинства данной теории:
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Обратимся к Николаю Александровичу Бердяеву: «Я называю злым и безбожным государственное начало, которое в государственной воле и присущей ей власти видит высшее воплощение добра на земле, второго Бога. Зла и безбожна не просто всякая государственность в смысле организации общественного порядка и системы управления, а государство абсолютное и отвлеченное, т.е. суверенное, себе присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя ограничить и ничему высшему себя подчинить.»
2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
- способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
- вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.
По этому поводу Кашанин Т.В. даёт свою оценку теории : "Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия, как «семья» и «государство», взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне.Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до эры Рождения Христа, их знания об окружающей жизни были невелики, да, впрочем, в то время в Греции были сильны остатки родового строя и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности."
3). Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
Достоинства :
- были разрушены теологические
и патриархальные
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
- фактически выдвинут принцип
народного суверенитета - власть
производна от народа и
- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
К недостаткам:
- "общественный договор" - скорее
идеал, чем реальная
- ни одно государство
не возникло на основе
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
А.И. Денисов, будучи сторонником материалистической теории происхождения государства, писал, что : «Договорная теория антиисторична, ибо в основу общественной жизни кладет индивида, человека. Вместе с тем эта теория односторонняя: подчеркивая, что историческое развитие должно определятся природой человека, она не замечает того, что человек воздействует на природу и создает себе новые условия существования».
В научности Г.Ф. Шершеневич отказывал
и договорной теории. Более того,
он считал, как, впрочем, и остальные ученые
- юристы России, ее полностью дискредитированной.
Разбирая договорную теорию происхождения
государства, Г.Ф. Шершеневич формулирует
несколько оснований ее несостоятельности:
1) психологическая; 2) историческая; 3) политическая.
Психологическая несостоятельность состоит
в том, что люди, жившие в догосударственном
состоянии, не имевшие представления о
том, что такое государство, не могли и
создать его в результате заключения договора.
Историческую несостоятельность ученый
видит в том, что в мире нет примеров, подтверждающих
создание государства на основе общественного
договора. И, наконец, политическая несостоятельность,
по мнению Г.Ф. Шершеневича, может быть
объяснена самой природой договора. При
заключении договора достигается согласование
воль его участников, при этом субъекты
договорных отношений оставляют за собой
право расторгнуть его. Исторические факты
говорят совсем об обратном. Насильственно
присоединенные части одного государства
к другим не могут самостоятельно отойти
от них и создать единое государство. В
пример Г.Ф. Шершеневич приводит Польшу,
чья территория была поделена между Германией,
Австрией и Россией.
4)Органическая (Г. Спенсер.) Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.
Достоинствами органической теории является следующее:
- восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
- признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
- оригинальность теории.
Недостатками органической теории является следующее:
- прямое проецирование
- сильное влияние дарвинизма;
- отождествление государства с
биологическим организмом, в то
время как оно является
Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.
5)Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.
В своих работах по теории государства и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову «внутреннего голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
Информация о работе Теории происхождения государства и права