Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:40, доклад
В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.
В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.
Древнегреческая теория
Согласно Платону государс
Древнеиндийская теория
Бог
Индра установил
Древнекитайская теория
Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.
Теологическая теория
Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Теологическая теория в условиях современности
Сходные
мысли о Божественном первоисточнике
государственной власти в ХХ в. развивал Жак
Маритен.
Также и многие другие современные приверженцы
теологических естественноправовых учений
(А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и
др.) в конечном счёте именно в Боге (Его
Разуме, Воле, Творении и т. д.) сопряжённым
с волей, разумом и творчеством
человека видят исходное основание и
источник права и государства. В настоящее
время данная концепция представляет
официальную доктрину государства Ватикана.
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.
Патерналистская теория
От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти...
Патриархальная теория
От
слова патриарх — родоначальник. В данной
теории государство трактуется как закономерный
этап развития (разрастания) семьи, при
этом понятие государство не приравнивается
к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая,
завершенная форма общения (развития по
схеме семья-селение-государство), в целях
достижения общего блага. При этом Аристотель
говорит не о первичности государства
перед семьей, а о человеке как о существе
политическом, то есть в наиболее развитом
виде государство — это общение свободных
и равных граждан. В развернутом виде патриархальная
теория представлена в произведениях Р.
Филмера.
Полагаясь на Библию, он делает выводы
о том, что первочеловек Адам как родоначальник
человечества был первым отцом и первым
монархом, а исходной формой правления,
установленной Богом и основанной на божественном
праве, является монархия. Все последующие
монархи — это наследники Адама, преемники
его отцовской и одновременно монаршей
власти. С этих позиций он расценивал всякое
выступление против абсолютной власти
монарха как греховное нарушение божественного
порядка властвования и божественно установленной
формы отцовской власти в государстве.
Плюсы данной теории заключаются в том,
что аналогия государства с семьей возможна,
так как структура современной государственности
возникла не сразу, а развивалась из простейших
форм, и формировала уважение к государственной
власти. Минусы в упрощении процесса
происхождения государства, к тому же
существуют версии, согласно которым семья
возникла практически параллельно с возникновением
государства.
В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.
Теория Огюста Конта
Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
Теория Герберта Спенсера
Спенсер
трактует государство как часть
природы, которое развивается подобно
зародышу животного, причем во всей истории
человеческой цивилизации естественно-
Теории других представителей органической школы
Представители
органической школы в социологии
(А.
Шеффле в
Германии, Р. Вормс во Франции, П. Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли
значительно дальше своих предшественников
в биологизации социальных и политических
явлений. Так, у Шеффле экономические отношения
в «социальном теле» трактуются как обмен
веществ в живом организме, а Вормс выявлял
физиологические особенности и половые
функции различных социальных органов
и организмов, изучал их социальную гигиену
и т. д. Правительство, согласно Лилиенфельду,
осуществляет функции головного мозга,
а торговля — функции кровообращения и т. п.
В
основе данных концепций лежат естественно-
Теория Гуго Гроция
Трактует
государство, как явление воле-
Теория Томаса Гоббса
Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.
Теория Джона Локка
Либеральная
концепция договорного
Теория Жан-Жака Руссо
Трактует
возникновение государства как
соглашение, заключённое для попытки
преодоления социального
Под
заметным влиянием учения Руссо идеи
договорного происхождения