Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа
Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как "божий помазанник". Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя, государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога. Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми""; "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу" (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению, а противящиеся сами навлекут на себя осуждение.” (послание от Павла к римлянам. 13. 1,2.)
Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».
Некоторые считают, что наоборот, государство — продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и потому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро. Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом. Поэтому каждый обязан подчиняться государственной власти во всём, что касается земного порядка "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк.12,17).
Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как "божий помазанник". Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя, государства - великий грех, поскольку это выступление против Бога. Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка и согласия. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
Государство как
система управления обществом создано
высшими силами с целью объединения
людей для выживания и
На рубеже XII
- XIII в западной Европе развивается
теория "двух мечей". Она исходит
из того, что Бог вручил основателям
церкви два меча - церковный и светский.
Церковный они возложили в ножны и оставили
при себе. Ибо не пристало церкви самой
использовать меч. А светский они вручили
государям для того, чтобы те могли вершить
земные дела. Таким образом, следует, что
государство возникло по образу и подобию
Царства Божьего на земле. Государь, по
мнению богословов, наделяется церковью
правом повелевать людьми и является слугой
церкви. Однако сторонники независимой
царской власти, напротив, утверждали,
что императоры получили светский меч
непосредственно от бога. Основной смысл
данной теории - утверждение приоритета
духовной организации (церкви) над светской
(государства). Нет государства и власти
"не от бога", считают ее приверженцы.
Основными авторами были:
1) архиепископ
Константинополя (Царьград, столица
Византийской империи), представитель
греческого церковного
2) византийский
философ Фома Аквинский (1226–
3) игумен (ведущий,
духовный чин, присваиваемый
4) французский
философ Жак Маритен (1882–
Основные положения теории:
1) государство есть результат Божественного замысла;
2) государство
образовалось в результате
3) государство возникло как необходимый элемент в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений пороков (греха);
4) государство
сформировалось в результате
последствий грехопадения
5) государство вечно как и сам Бог;
6) государь наделяется
Церковью правом повелевать
7) государство появляется вместе с монорелигией;
8) царь, отвечая
перед Богом за вверенное ему
государство, несет три
Плюсы теории:
1) Впервые
подчеркивается значимость
2) Теория
позволяет установить в
3) Отражает
объективные решения того
Минусы теории:
1)Является
ненаучной так как с ее
2)Данная теория закрепляет стагнацию (неизменность) государственной власти.
3)Закрепляется и оправдывается Божественной волей принятие несправедливых решений.
4)Отсутствуют
какие-либо исторические
В основе теологической теории лежат реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов, божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность.
Оценивая теологическую теорию, следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Но эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией, а также то, что первые государства нередко были теократическими, вождь одновременно был верховным жрецом, позднее вступление на престол освещалось церковью, что придавало власти особый авторитет. Эту теорию использовала для оправдания неограниченной власти монарха.
Возникшая в
русле христианской религии теологическая
теория происхождения государства
сегодня сохраняет большое
Теологическая
теория весьма уязвима в научном
отношении. Исторические факты доказывают,
что государство создается не
Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед,
действовавший, как он утверждал, по
воле Аллаха, сам организовал войско и
захватил Мекку. Но в то же время особенность
теологической теории происхождения государства
именно в том и состоит, что ее сторонники
аппелируют не к знаниям, не к доказательствам,
а к вере. Они утверждают, что люди все
равно не способны постичь всей глубины
божественного замысла, и поэтому они
должны просто верить, что все на Земле
создано Богом - в том числе и государство.
Информация о работе Теологическая теория происхождения государства