Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 06:04, курсовая работа
Государственный суверенитет – «независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела».
Введение ……………………………………………………………..…..…..3
1. Суверенитет государства и народа……………………………………5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства.……………….....5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………….......7
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….…………9
2. Проблемы суверенитета Российской Федерации …...........................12
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве ……………...12
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……....…14
Заключение …………………………………………………………..…........17
Глоссарий …………………………………………………………………....19
Список использованных источников ……………………………….….......23
Приложение А .………………………………………………………..……..25
Приложение Б …………………………………………………….…..……...26
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Новосибирский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Теория государства и права |
Тема | Суверенитет государства в современных условиях |
Фамилия студента | Лопухина |
Имя студента | Анна |
Отчество студента | Александровна |
№ контракта | 06018100101001 |
Введение ……………………………………………………………..…..….
1. Суверенитет государства и народа……………………………………5
1.1 Понятие суверенитета, его юридические свойства.……………….....5
1.2 Суверенитет народа ……………………………………………….......7
1.3 Государственный суверенитет России ….………………….…………9
2. Проблемы суверенитета Российской Федерации …...........................12
2.1 Проблема суверенитета в федеративном государстве ……………...12
2.2 Россия – субъект государственного суверенитета ……….……....…14
Заключение
…………………………………………………………..….....
Глоссарий
…………………………………………………………………....
Список использованных источников ……………………………….….......23
Приложение А .………………………………………………………..……..25
Приложение
Б …………………………………………………….…..……...
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.
Государственный
суверенитет – «независимость государственной
власти от всякой иной власти внутри страны
и вне ее, выраженная в ее исключительном,
монопольном праве
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
В
то же время проблема суверенитета
в современном мире, как нельзя
актуальна. Примером тому может служить
ситуация с провозглашением
Поэтому цель нашего исследования – дать ответ на вопрос «Что такое суверенитет государства в современных условиях?».
Объектом
исследования являются внешние и
внутренние взаимоотношения государства,
предметом – суверенитет
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
-
дать определение понятию
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
-
изучить основы
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
-
анализ нормативно – правовых
документов регулирующих
Практическая значимость работы продиктована тем, что Россия является многонациональным государством. И хотя пик «парада суверенитетов» отдельных регионов нашей страны уже миновал, некоторые разногласия по вопросам суверенитета республик Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации остались. Да и ситуация у наших ближайших соседей не может не вызывать озабоченностей. Речь идет о взаимоотношениях Украины и Крыма, Молдавии и Приднестровья, Грузии и Абхазии, Южной Осетии.
1. Суверенитет
государства и народа
Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти1.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.
Верховенство
государственной власти делает ее единственной
политической властью, исключая тем
самым возможность
Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Согласно ст.11 Конституции РФ
в Российской Федерации
Единство системы
Важным свойством суверенной
государственной власти
Независимость и верховенство
государственной власти
Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ “Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия”.
А значит народный и
Понятие
государственного суверенитета тесно
связано с понятием национального
суверенитета. Национальный суверенитет
означает право наций на самоопределение.
В России как многонациональном
государстве данное право закреплено
в ст.5 Конституции РФ.
1.2
Суверенитет народа
Важнейшей основой конституционного строя России признается принцип суверенитета народа (ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.
Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В Конституции установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных конституцией, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В Конституции России “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях