Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель исследования – исследование сущности правовой политики, выявление ее проблем в современном государстве.
Задачи исследования:
охарактеризовать понятие политики в целом;
проанализировать литературу по теме работы;
исследовать понятие «правовая политика»;
выявить принципы правовой политики.
Введение 3
1 Общая характеристика политики 6
1.1 Понятие и определение 6
1.2 Политика и нравственность, типы политиков 9
1.3 Право и политика 12
2 Сущность и принципы правовой политики 15
2.1 Понятие правовой политики 15
2.2 Формирование правовой политики 21
2.3 Принципы и методы проведения правовой политики 22
2.4 Основные приоритеты российской правовой политики 24
Заключение 29
Список литературы 30
Политика и нравственность. Моральные аспекты политики приобретают в наше время первостепенное значение, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. Все чаще ставится вопрос: а совместимы ли вообще понятия нравственности и политики, не являются ли эти категории взаимоисключающими? В идеале они, конечно, не должны расходиться, но на практике мы наблюдаем иное. «Грязные методы» в политической деятельности стали обычным делом (в избирательных кампаниях; в борьбе за власть, посты, должности, влияние; в противоборстве с противниками).
Возникают острейшие коллизии между этикой и политикой. Это - теневая сторона политики, ее «изнанка». Политическая мораль некоторых кумиров не выдерживает никакой критики, они действуют по принципу «дави нижнего, толкай ближнего, а сам пробирайся наверх». Разрабатываются специальные «технологии» такой «борьбы».
Непомерно возросла роль «четвертой власти» - прессы, которая нередко оказывается сильней остальных властей. Она ведет беспощадную войну компроматов, дискредитирует неугодных, формирует позитивное или негативное «общественное мнение» о каком-либо факте, «раскручивает» образ тех или иных лиц, оказывает влияние на политиков, государственных деятелей, общую атмосферу в стране. Допускаются и явные злоупотребления свободой слова, печати, выход за рамки морали. При этом данная область отношений также поражена коррупцией. Широкое распространение получили идеологическое хамелеонство, мимикрия. Как видим, политика - не самая чистая сфера отношений между людьми.
Современная политико-правовая ситуация в России сложна и противоречива. Основные ее черты - нестабильность, клановость, криминогенность, взрывоопасность. Уголовный мир постепенно проникает во властные структуры государства всех уровней. Общество расколото, оно стало многополюсным, неоднородным. Идут процессы «первоначального накопления капитала», расслоения людей на «очень бедных» и «очень богатых», становления новых классов. Эта поляризация сопровождается противостоянием и конфронтацией различных общественных сил, групп, партий, движений. Меняются социальные ориентиры и идеалы, морально-психологический облик страны, ее идеолого-политический спектр, вес, статус, положение в мире. Такова реальность нашего «смутного времени», таков характер текущей политики.
Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. А такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются в конечном счете проводниками его воли.
Поэтому было бы неправильно в угоду новомодным веяниям «отлучать» право от политики. Это другая крайность, в которую не следует впадать, преодолевая старые грехи этатизма. В конечном счете «аполитичность» права - это миф. Право - одно из самых политизированных явлений. На каждом шагу подтверждается мысль о том, что закон есть мера политическая, есть политика. «Неискушенные в политике люди думают, что существует некая чистая правовая истина, независимая от политических интересов» (А.И. Экимов). Право и политика связаны, прежде всего, через власть.
Вопрос о соотношении политики и права непростой. В его трактовке допускались и допускаются разного рода «уклоны», перекосы, конъюнктура. В частности, на протяжении десятилетий право рассматривалось у нас главным образом в утилитарно-прагматическом, «прикладном» ключе - как атрибут, инструмент, орудие, рычаг власти, способ юридического оформления партийно-политических решений, а не как самостоятельная общегуманитарная социальная и культурная ценность. Незыблемым был тезис о примате политики над правом, власти над законом. Культивировались идеи отмирания права.
Общественным сознанием усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли права. Главное - это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала, законность. Право чаще всего воспринималось как приказы, указания политических вождей, предписания сверху. И в редких случаях - как нормы, способные эффективно защитить гражданина от произвола, как институт, стоящий на страже личности, ее чести, достоинства, безопасности. Тем более, право не мыслилось в качестве силы, способной ограничить, «связать» саму власть; идеи правового государства тогда не признавались.
Однако следует признать, что и сегодня политические соображения нередко берут верх над законом и законностью, а правовой нигилизм не только не преодолен, но принял угрожающие масштабы и не без оснований квалифицируется как беспредел. Формально провозглашены идеи правового государства, верховенства закона, приоритета прав человека; отвергнут принцип доминирующей роли политики и идеологии, но на деле до торжества права еще далеко.
Ощущается острый дефицит юридической культуры, низкий уровень правосознания. Новая демократия дает сбои, свобода понимается определенными слоями общества как вседозволенность, в том числе и представителями власти. По-прежнему в большей степени политика влияет на право, чем право на политику. Между тем в идеале они призваны естественно, гармонично взаимодействовать, а не противостоять друг другу. Политика должна быть правовой, а право - способствовать проведению разумной государственной политики.
Право призвано играть роль эффективного стабилизатора политической жизни, выражать и защищать справедливость, служить преградой на пути волюнтаристских поползновений лидеров и чиновников всех рангов. Необходимо отрешиться от неправового мышления, научиться уважать право, закон, порядок. Никакие лукавые аргументы в пользу обратного не должны вводить общество в заблуждение. На данный феномен справедливо обращают внимание современные философы, политологи, юристы.
Цель
права – «установить совместную жизнь
людей таким образом, чтобы на столкновение,
взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось
как можно меньше душевных сил» (И.А. Ильин).
Другой представитель русской юридической
мысли - В.С. Соловьев - определял право
как «принудительное требование осуществления
добра или порядка, не допускающего известного
проявления зла». Иными словами, право
- это мощная преграда на пути зла и в то
же время - проводник и заступник всего
лучшего в человеке. Поэтому основополагающей
чертой правовой политики является ее
обусловленность, связанность правом.
Актуальность исследования проблем правовой политики обусловлена интересами обновляющегося Российского государства и происходящими на всех уровнях общественной организации процессами реформирования государственно-правовых отношений. В настоящее время идет активный процесс формирования России как федерации нового типа, суверенного демократического государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. С одной стороны, происходит повышение уровня самостоятельности регионов и муниципальных образований, а с другой — активное строительство единой вертикали федеральных органов власти, основанное на конституционном принципе единства российской государственности. И здесь, в первую очередь, речь должна идти о необходимости выстраивания этой деятельности в русле единой правовой политики.
В последние годы вопросам правовой политики начали уделять внимание многие отечественные юристы, обществоведы, государственные деятели. Этот интерес продиктован тем, что без выверенной политики, иными словами, стратегии и тактики в правовой сфере, невозможна целенаправленная планомерная деятельность ни в одной области общественной жизни.
Представляется важным отметить, что словосочетание «правовая политика» используется с подходов различных наук, чаще всего это такие области знаний, как юриспруденция и политология. В соответствии с этим определяющей выступает политологическая либо юридическая сторона данного явления. Понятно, что в юридической науке термин «правовая политика» несет совершенно иную смысловую нагрузку, нежели в политологии. Поэтому необходимо сразу оговориться, что в данной статье понятие «правовая политика» рассматривается именно с позиций общей теории права.
Вместе с тем заметим, что сам термин «правовая политика» наиболее систематично начал употребляться учеными-юристами на отраслевом уровне, а именно специалистами в области уголовного права. Здесь даже сложилось самостоятельное учение об уголовной политике. Однако, несмотря на сравнительную разработанность этой темы, единства мнений, в частности, по вопросу о природе и сущности этой разновидности государственной политики, среди ученых не наблюдается. Поэтому представляется целесообразным подвергнуть более подробному анализу характерные определения правовой политики, предлагаемые в литературе.
Ряд авторов понимают правовую политику как политику, основанную на праве. Так, К.В. Шундиков подразумевает под правовой политикой совокупность правовых идей, установок, принципов, целей, задач, приоритетов, а также правовых средств, направленных на обеспечение оптимального уровня развития и функционирования общественных отношений. Отличительной чертой правовой политики, по его мнению, является то, что она основана на праве и выражается в принятии государством соответствующих нормативных актов и осуществлении на их основе правоприменительной деятельности. То есть под этим определением понимается политика, проводимая с помощью правовых средств. Именно в таком значении употребляется данный термин в ряде научных исследований, посвященных вопросам правовой политики.
Другое дело, если в целом характеризовать правовую политику лишь как политику, проводимую «посредством права» или «с помощью правовых средств», то подобное понимание значительно ограничивает смысл и потенциальные возможности этого явления. Так, в литературе можно встретить утверждение, что если политика осуществляется в рамках закона, она вполне может претендовать на то, чтобы ее считали правовой. В частности, Ю.Е. Пермяков пишет: «Если власть опирается на право, есть все основания говорить о правовой политике».
На наш взгляд, с таким утверждением нельзя согласиться даже отчасти. В подтверждение приведем мнение Н.В. Исакова, который считает, что подобная позиция отражает инструментальный подход к сущности права, поскольку ведущая роль в этом уникальном тандеме явно отводится политике, а не праву, и ведет к тому, что концепция правовой политики, понимаемая под таким углом зрения, неминуемо станет диссонировать с теорией и практикой правового государства. Там, где политика «опирается на право», а не «ограничивается им» — существует возможность непредсказуемости политики и ее произвола. Политика конструирует удобное для себя право, чтобы было «удобнее на него опираться».
Однако есть и другие подходы к характеристике сущности правовой политики. Так, например, В.В. Субочев полагает, что «правовая политика — это наиболее приемлемая форма руководства и регулирования общественных отношений, основывающаяся на оптимальном сочетании правовых средств и юридических конструкций, составляющих эффективный механизм правового регулирования, который проявляет себя в различных формах, опосредует все уровни власти, соответствует выработанной концепции стратегии развития государства и преследует социально полезные цели».
О. Ю. Рыбаков, в свою очередь, предлагает рассматривать понятие правовой политики в узком и широком смыслах. В узком значении правовая политика — это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма. В широком смысле — это «деятельность прежде всего государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, основанного на Конституции РФ, нормах международного права, направленная на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями»2.
Приведенные определения представляют попытку глубокого научного анализа исследуемого феномена, однако страдают, на наш взгляд, излишней детализацией и громоздкостью, что мешает ясному восприятию смысла рассматриваемого в них понятия.
Более удачный, с нашей точки зрения, подход к определению правовой политики демонстрируют в своих работах на эту тему Н.И. Матузов и A.B. Малько. Так, Н.И. Матузов считает, что «правовая политика, будучи одной из разновидностей политики вообще (как родового понятия), представляет собой комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере действия права и посредством права»3. Приведенное определение достаточно полно отражает сущность интересующего нас феномена, так как, с одной стороны, показывает органическую связь правовой политики с идеями, задачами и установками, нацеливающими на изучение данного политико-правового явления, а с другой — ориентирует на реализацию стратегических и тактических решений в сфере действия права и посредством права.
По мнению A.B. Малько, «правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по совершенствованию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности».