Сущность и понятие власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть появилась с возникновением человечества и в разных формах сопутствовала его развитию. Власть необходима, в первую очередь, для воспроизводства человеческого рода

Содержание

Введение
Сущность и понятие власти
Источники власти
Субъект власти
Объект власти
Ресурсы власти
Функции власти
Соотношение понятий «власть», «господство», «авторитет», «управление»
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 45.26 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение

Сущность  и понятие власти

Источники власти

Субъект власти

Объект  власти

Ресурсы власти

Функции власти

Соотношение понятий «власть», «господство», «авторитет», «управление»

Заключение

Литература

 

Введение.

    Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть появилась с возникновением человечества и в разных формах сопутствовала  его развитию. Власть необходима, в  первую очередь, для воспроизводства  человеческого рода. Формирование власти обусловлено территориальной необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а так  же потребностью регулирования социальных отношений между людьми. Именно властью  определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов  населения. Через отношения власти выражается объективная потребность  людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образов, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

    Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей  политологии. Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в  ранний период политической Индии, Китая  и Греции.

    Парадокс  политической власти, способной оборачиваться  для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.

    Чтобы все – таки разобраться, что такое  политическая власть и чем она  выражена, рассмотрим ее структуру  и сущность. Определение власти, понятие, ее сущность имеет важнейшее  значение для понимания природы  политики и государства.

 

Сущность  и понятие власти.

    Для начала рассмотрим несколько подходов изучения сущности власти, которые  выдвинули ученые политологи. Условно  все подходы можно разделить  на две большие группы:

    Атрибутивно-субстанциональные  концепции трактуют власть как атрибут (необходимое свойство объекта), либо как самодостаточный «предмет» или «вещь». В свою очередь эта концепция делится на следующие концепции:

  1. Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять свою волю. В этом направлении трудились такие выдающиеся личности как И. Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер.
  2. Инструментально-силовые концепции власти свойственны, прежде всего, англо-американской политической школе. Здесь власть осуществляется со средствами её реализации. В этом направлении более известны такие личности как Т.Гоббс, Ч.Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Монгентау.
  3. Системная и структурно-функциональная концепции получили наибольшее распростанение. В рамках системных концепций можно выделить три подхода к понимаю власти: истолковывает власть, как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд); рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи, организации и т.д. (М. Крозье. М. Роджерс, К. Дойч); характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы. так же выделяют отдельно следующий подход, трактующий власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества (Н.Луман).

    Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнёрами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В данном случае так же выделяют три основных течения этой концепции:

  1. Теории «сопротивления» исследуют такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление её объекта. Соответственно разрабатывается классификация различных степеней и форм сопротивления. Д. Картрайт. Дж. Френч, Б.Рейвен;
  2. Теории «обмена ресурсами» на первый план выдвигают ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. П. Блау, Д.Хиксон, К. Хайнингс;
  3.   Теории «раздела зон влияния» предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому. То с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются. Д. Ронг и др.

    В реляционных концепциях отдельно выделяют бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Сторонники этих концепций так же трактуют власть как отношение между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Особенность данной концепции заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть.

    К классу реляционных концепций можно  отнести постструктуралистские (неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье. 

    Из  этого следует, что власть – это  один из важнейших видов социального  взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого. В результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. 

    Политическая  власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение  масс, групп, организаций с помощью  средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. 

      В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными  субъектами, П.В.  мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время  стабильности, общего согласия.

    Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространяться на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способными действовать, выполнять распоряжения. Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" — это не более, чем метафоры, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и т.д.

    Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д. Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.

    Политическая  власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

    В истории зафиксировано несколько  форм власти. Французский политолог  Морис Дюверже выделил три формы: анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества; индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности; институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. В дополнение Дюверже выделил еще одну форму власти, формирующуюся с конца нашего века: «над-государственная» власть, представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских обществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка европейских стран. Первые две формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма власти, называемая государсвенно-публичной, и четвертая, «над-государственная», являются собственно политической властью.

 

Источники власти.

    Источники власти – властное первоначало. Глубинным  источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство. Это неравенство может быть не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и д.т.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями).

    В качестве источников могут выступать: авторитет, сила, закон, богатство, престиж, социальный и политический статус, тайны, интерес и т.д.

    Американский  футуролог О. Тоффлер, изучая источники политической власти, выдвигает теории о том, что сила, богатство и власть связаны ив единую систему. В определенных условиях они взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего качества; богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативное так и позитивное средства стимулирования; знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. 

    На  первое место Тоффлер считает знания, так как в силу своих преимуществ (бесконечность, общедоступность, демократичность) они подчинили себе силу и богатство, определяющим фактором функционирования власти. 

 

    

Субъект власти.

    Основными компонентами власти являются ее субъект  и объект. Субъект власти воплощает  ее активное, направляющее начало. Им может  быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или  даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект  обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, появляющееся в распоряжениях или приказах, и воля к власти. Помимо этого, субъект  власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Реальные носители власти в разной степени  наделены этими качествами. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

    Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно  представляющими во властных отношениях различные общественные группы и  весь народ, - политические элиты и  лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную  Думу 1999г.).

Информация о работе Сущность и понятие власти