Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 23:36, реферат
Понятие права, его сущности — основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической справедливости и идеи естественного права. Она связана с именами Сократа, Цицерона, римских стоиков. В средние века право ассоциировалось с божественным установлением, получив развитие в богословских трудах Фомы Аквинского. Естественно правовая теория окончательно нашла свою научную основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки буржуазных революций 17—18 вв. Виднейшими ее представителями были голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго Гроций, сделавший вывод о том, что « право имеет своим источником волю».
Введение
1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.
1.1 Понятие права.
1.2. Сущность и признаки права.
1.3. Основные принципы права.
2. Типы права. Правовые семьи и их типология.
3. Формы права: понятия и виды. Источники права.
Заключение.
Список литературы
Министерство образования РФ
Санкт-Петербургская государственная академия
экономики
и сервиса
РЕФЕРАТ
по дисциплине :Правоведение
тема :Сущность
,формы и принципы права
Содержание
Введение
1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.
1.1 Понятие права.
1.2. Сущность и признаки права.
1.3. Основные принципы права.
2. Типы права. Правовые семьи и их типология.
3. Формы права: понятия и виды. Источники права.
Заключение.
Список литературы
Введение
Понятие права,
его сущности — основной вопрос,
традиционно рассматриваемый
Томас Гоббс, английский философ 17 в., утверждал,
что «право есть продукт воли тех, которые
имели верховную власть над другими «.
В работах Ж-Ж Руссо есть определение права
как общей воли. Виднейшими представителями
естественно- правовой теории были Вольтер,
Д. Локк, Монтескье, А. Н. Радищев. Эта теория
рассматривала право с двух позиций —
естественной и позитивной систем права.
Позитивное право — это право признанное и санкционированное государством. Естественное же право уходит своими корнями в сущность человеческой природы, разума, всеобщих нравственных принципов.
В первой трети 19 в. в Гремании сложилась историческая школа права, виднейшими ее представителями были Г. Гуго, Савиньи. Эта школа отрицала единое право для всех народов, полагая, что право самообразовывается у каждого народа по-своему, подобно нравам и языку. Историческая школа ведущее место отводила обычаю, изучению истории права, отводя закону не только не единственное, но и не основное место в ряду источников права. Психологическая теория права, получила распространение в начале 20 в. в Германии (Бирлинг, Кнапп) и во Франции (Тард). Наиболее полно и широко эту идею разработал в России Л. И. Петражицкий. Он разделил право на позитивное (официальное право государства) и интуитивное (то, что переживается людьми как право, коренится в их психике). Абстрактно- нормативная теория берет свое начало в кантовском категорическом императиве. Она выводила право из нравственности, упрочения законности, ограничения судейского усмотрения. Впервые провозгласила идею правового (как идею самоограничения власти законом). В дальнейшем эта теория ушла в сторону отождествления права и государства, поскольку обязательность правовых норм вытекает из государственного авторитета, как воплощения правопорядка. Марксистская теория права, согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса, рассматривала право как надстройку над экономическим базисом общества. Право есть воля господствующего класса. Для этой теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Несмотря на повсеместную критику этой теории, сегодня нельзя не отметить, что многие выводы марксистов о праве и государстве сохраняют свое значение и в современных условиях.
Развитие советской правовой мысли выработало нормативное понимание и определение права как системы действующих в государстве норм. В дальнейшем в эту систему вошли правоотношения и правосознание.
В ходе развернувшейся в конце 60-х начале 70-х гг. полемики выяснилось, что единого взгляда на проблему не существует до сих пор. Тем важнее дальнейший поиск истины, сближение таких разных точек зрения.
1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.
1.1 Понятие права.
Термин «право» столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Мы часто говорим о праве как о системе общеобязательных юридических норм, о моральном праве, о правах человека. Право возникло вместе с государством и выражает «государственную волю общества « , воплощенную в правовых нормах. Предшественником права был обычай, который создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих нравственных принципов. Именно его естественная природа дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.
Совершенно ясным
становится понятие права из названия
древних юридических
«Право есть одновременно явление культуры. Можно предположить, что его миссия в этом качестве заключается в том, что оно призвано фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость, житейские мудрости, милосердия и т. д. — и быть и нормативным, и стабилизирующим «передаточным механизмом».
Право — понятие надвременное и надгосударственное. Мы говорим о рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской Франции, о праве фашистской Германии и т. д. «Нужно учитывать господствующие в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре, корректно и конкретно оценивая их на основании права.»
Но даже во времена сталинских беззаконий и попрания естественных прав человека, заседания «троек» — было «… фактически вынужденное признание ценности права, правосудия, юстиции, юридических форм, их способности придать тем или иным действиям, актам, цивилизованный, нормативный в глазах Отечественной и мировой общественности характер.»
Здесь уместно вспомнить высказывание «… права в законе может и не быть».
Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права.
Собственно, юридическое право — это санкционированный государством обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством.Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран — не только религиозная книга, но и источник права.
1.2. Сущность и признаки права.
"… право
— государственная воля
Право — понятие столь многогранное, что любое его определение было бы не полным, не учитывающим в полной мере его сложного характера. И все же основными признаками права традиционно называют следующие: 1). государственно — волевой характер;2).нормативность; 3). властно — регулятивная природа.
Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает волю общества, обусловленную его духовными, национальными, религиозными традициями, экономической ступенью развития, природными условиями и т. п.
«Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах».
Только право, учитывающее интересы всех слоев общества, придает ему социальный вес, реальность.
Если это положение не учитывается, никакие механизмы, в том числе, государственное принуждение, не обеспечит выполнения этого права. Именно выражение согласованных интересов участников регилируемых отношений придает характер обязательности, всеобщности, господствующей системы нормативного регулирования.
Вместе с этим следует отметить, что право — не воля отдельного человека, а общества в целом, и государство является проводником этой воли, и в тоже время гарантом соблюдения этой воли. Право выступает системой норм, «… выраженных в законах, иных признаваемых государством источникам и являющихся общеобязательным нормативно- государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения».
Именно это признанное государством право стало официальным, «… входящим во всю систему государственно- политических отношений. Именно это черта права обуславливает его социальный смысл и социальный статус как явление социальной реальности».
Нормативный характер
права заключается в
Это непосредственная
связь с государством, охрана от
нарушений государственным
Эти нормы издаются (санкционируются) государством и охраняются возможностью применения юридических санкций (что характерно только для права).
Связь с государством состоит и в общеобязательности права. Это делает право нормативной основой законности и правопорядка. Право носит выраженную черту стабильности, четкости, которое выражается в представительно- обязывающем характере и специфике структур правовых норм.
Как известно, в Древнем Риме детей учили латыни по текстам законов, на- столько правильным и совершенным было их содержание.
Институционность права заключается в том, что правовые нормы издаются (санкционируются) властью в строго определенных формах, каковыми служат различные правовые источники (право составляют действующие юридические нормы). К формам выражения права относят: правовой обычай, судебный прецедент, договор нормативного содержания, нормативный акт. Право «… складывается из системы норм, выраженных в строго определенных формах, преимущественно в законах, и изданных на их основе подзаконных нормативных актах, общенно именуемых законодательством.»
Именно нормативный
признак права подчеркивает его
единство и однопорядковость, стремление
к законности и правопорядку, правовому
обеспечению стоящих перед
Властно — регулятивный характер права говорит о праве как об особом государственном регуляторе общественных отношений. В обществе регулятором общественных отношений выступают обычаи, нормы общественных объединений, мораль. Право отличается от них однотипностью с государством, единством с ним, тесной связью с государственными механизмами. Регулирующее воздействие права влечет за собой определенные юридические последствия для граждан. Регулируемые правом фактические отношения становятся правовыми отношениями. Таким образом право выступает регулятором общественных отношений — критерием законного и незаконного поведения, являясь их официальным критерием, определителем свободы.
Право не тождественно закону. Закон — лишь одна из форм выражений права. Закон, не отвечающий идеям права, его природе, может быть признан не действительным, и правом уже не являться (об этом наглядно свидетельствует деятельность Конституционного Суда РФ, который следит за соответствием законов и подзаконных актов Конституции РФ, международным соглашениям и т. п.).
И так, «право есть система общеобязательных, формально — определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений.»
1.3. Основные принципы права.
<