Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа
Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества.
Введение…………………………………………………………………….3
Система разделения властей в государстве………………………..6
Судебная власть……………………………………………………11
2.1. Понятие судебной власти…………………………………..11
2.2. Осуществление судебной власти…………………………..14
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации…………………………………………………………..17
3.1. Судебная власть в системе органов Российского государства…………………………………………………..17
3.2. Судебная система Российской Федерации………………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………28
Приложение…………………………
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Систему федеральных судов составляют:
Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.5
Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделе
Проанализировав основные конституционно-правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.
Для России в современных
условиях судебная власть крайне важна.
Но важна она не только своим существованием,
а действительностью и применим
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.
К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.
ГЛОССАРИЙ
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Власть |
это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. |
2 |
Конституционный суд Российской Федерации |
высший судебный орган защиты конституционного строя Российской Федерации, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. |
3 |
Независимость судебной власти |
запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. |
4 |
Подзаконность судебной власти |
это компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. |
5 |
Процессуальный порядок деятельности |
это признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. |
6 |
Суд |
орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства в процессуальном порядке. |
7 |
Судебная власть |
вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. |
8 |
Судебная инстанция |
суд, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел. |
9 |
Судебная система |
совокупность всех действующих
в Российской Федерации в соответствии
с ее Конституцией судов, объединенная
единством задач судебной власти, принципов
организации и деятельности судов, построенная
с учетом федеративного и административно- |
10 |
Судейское самоуправление |
наличие высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут решить вопрос об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышение их в должности. |
11 |
Судопроизводство |
деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
Научная и обзорная литература
Власть в государстве |
Законодательная |
Судебная |
Исполнительная |
Схема. Разделение властей в государстве
1 Конституция США /США. Конституция и законодательные акты/ Москва/ Издательская группа "Прогресс" ."Универс"/ 1993.
2 Марченко М. Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.// М.: Зерцало, 1998г., стр. 162.
3 Гуценко К.Ф., М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - с. 41
4 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”
5 Кононенко А.И. Мировой суд // Российская юстиция, 1998, № 11, с. 5.