Судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствуют многовековой опыт человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Система разделения властей в государстве………………………..6
Судебная власть……………………………………………………11
2.1. Понятие судебной власти…………………………………..11
2.2. Осуществление судебной власти…………………………..14
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации…………………………………………………………..17
3.1. Судебная власть в системе органов Российского государства…………………………………………………..17
3.2. Судебная система Российской Федерации………………..20
Заключение………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………28
Приложение…………………………

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных  судов составляют:

    1. Конституционный Суд Российской Федерации;
    2. Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
    3. Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя РФ, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится  к числу эффективных средств  обеспечения верховенства конституционных  предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.  В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением.5

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.            

Проанализировав основные конституционно-правовые принципы и основы деятельности судов  Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и  прав граждан России.

Для России в современных  условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.

Конституционный Суд РФ, суды общей  юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

К сожалению, судебная власть все еще  остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.

  • Кроме того, проблема эффективности работы судов в России заключается в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой игнорируются. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти. Решением этой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, а формирование такого состояния общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки решению суда.

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Власть

это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация.

2

Конституционный суд  Российской Федерации

высший судебный орган защиты конституционного строя Российской Федерации, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

3

Независимость судебной власти

запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

4

 

Подзаконность судебной власти

это компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

5

Процессуальный порядок  деятельности

это признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон.

6

Суд

орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства в процессуальном порядке.

7

Судебная власть

вид государственной власти. Она  осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия.

8

Судебная инстанция 

суд, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

9

Судебная система

совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

10

Судейское самоуправление

наличие высших квалификационных судейских  коллегий. Только они могут решить вопрос об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышение их в должности.

11

Судопроизводство

деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" // СЗ РФ, 1994, №13, ст.1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" (по состоянию на 31 декабря 1997 года) " // СЗ РФ, 1997, №51, ст.5712, 1998, №1, ст.1.
  4. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме РФ" // СЗ РФ, 1995, № 42, Ст.3921.
  5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" // 1997, №1, ст.1.
  6. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // СЗ РФ, 2000, № 32, ст.3348.

 

Научная и обзорная литература

 

  1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.: Юрист, 1999. - 728 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.
  3. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 408 с.
  4. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. 608 с.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.
  6. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации деятельности Конституционного суда РФ // Государство и право. 2000.  № 6.
  7. Лебедев В. Правосудие // Российская Юстиция.- 2001.-  № 9.
  8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., “ДТД”, 1996г.
  9. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М., “Юрист”, 1996 г.
  10. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.- М.: Издательство "Зерцало", 1998. - 448 с. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.

 

                                                                                                    Приложение

 

 

Власть в  государстве


 

 

 

 

Законодательная


Судебная




Исполнительная




 

 

 

 

 

 

Схема. Разделение властей  в государстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Конституция США /США. Конституция и законодательные акты/ Москва/ Издательская группа "Прогресс" ."Универс"/ 1993.

2 Марченко М. Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.// М.: Зерцало, 1998г., стр. 162.

3 Гуценко К.Ф., М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. - с. 41

4 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”

5 Кононенко А.И.  Мировой суд // Российская юстиция, 1998,  № 11, с. 5.


Информация о работе Судебная власть