Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:49, контрольная работа
Судебная власть выполняет следующие функции: контрольно-надзорную, функцию охраны и защиты системы права, правопросветительную, законоинициативную и самообеспечивающую функции. Но основной признана функция правосудия. Контрольно-надзорная функция основана на проведении контрольных мероприятий арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Сюда входит судебный контроль над законностью исполнительной власти и должностных лиц, наделенных ответственностью.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Понятие судебная власть в Российской Федерации
1.2.Функции судебной власти
2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Общие конституционные принципы
3. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
3.1.Основные признаки
3.2. Судебные органы Российской Федерации: порядок формирования, состав и компетенция
3.3. Статус судей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ростовский-на-Дону филиал
Негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве
Москвы
Кафедра:
«экономика»
Контрольная
работа
по
дисциплине: государственное и
Тема: Судебная власть в Российской Федерации: понятие, признаки и функции.
г. Ростов-на-Дону
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Понятие судебная власть в Российской Федерации
1.2.Функции судебной власти
2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Общие конституционные принципы
3. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
3.1.Основные признаки
3.2. Судебные органы Российской Федерации: порядок формирования, состав и компетенция
3.3. Статус судей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ.
Судебная власть РФ - полномочия специальных органов государства по вопросам применения права и их реализации на основе Конституции РФ и действующего законодательства РФ. Также судебная власть РФ - это возможность уполномоченного государственного органа оказывать влияние на деятельность отдельно взятых граждан, государственных и негосударственных структур, используя Конституцию РФ и законы РФ.
Судебную власть характеризуют следующие признаки:
1) вид государственной власти;
2) принадлежность судам;
3) исключительность судебной власти;
4) осуществление правосудия.
К признакам судебной власти относят процессуальный порядок, регулирующий процесс судебной процедуры, он необходим для соблюдения законности и справедливости решений суда. Полномочия могут осуществляться с помощью судопроизводства, которые подразумевают деятельность на основе законов и предусмотренных поводов для запуска судопроизводства. Судопроизводство основано на процессуальном законе и осуществляется в процессуальных формах. Судопроизводство основывается на равноправии спорных сторон. Следующий признак судебной власти - ее подзаконность Конституции РФ и законам РФ, т.е. судебная власть подчиняется исключительно Конституции РФ и законам РФ. Судьи как представители судебной власти любой инстанции и любого уровня тоже подчиняются исключительно Конституции РФ и действующему законодательству РФ. Необходимость поддержания авторитета судебной власти основывается на использовании мер государственного принуждения.
Судебная власть выполняет следующие функции: контрольно-надзорную, функцию охраны и защиты системы права, правопросветительную, законоинициативную и самообеспечивающую функции. Но основной признана функция правосудия. Контрольно-надзорная функция основана на проведении контрольных мероприятий арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Сюда входит судебный контроль над законностью исполнительной власти и должностных лиц, наделенных ответственностью. Функция охраны и защиты системы власти основана на всех видах правосудия: уголовном, гражданском, конституционном, арбитражном и административном. Правосудие является формой властных полномочий органов судебной власти, которое основано на принятии решений суда. Выполнение функций основано на самостоятельности, независимости и обособленности от власти, подчинении только Конституции РФ. В дальнейшем возможно выделение дополнительной функции судебной власти - информационной, которая основана на сборе, анализе, хранении и обобщении, распространении в обществе.
Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, - это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно - значимых целей - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.
Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, - судебная власть. Что же понимается под судебной властью?
Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций. Рассмотрим в данной работе в «широком смысле».
1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Понятие судебной
власти.
Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Её особенностью является, то что, судебная власть обладает специфическими чертами: одной из них,то что, именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей власти т.е. законодательной и исполнительной власти.
В соответствии с ч.1ст.118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные (спортивные,товарищеские и др.) органы правосудия не совершают. Запрещает Конституция РФ и создание чрезвычайных судов.
Принцип разделения властей - фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.
Однако самостоятельность и независимость
судебной власти в известном смысле относительны.
Таковой она должна быть только во взаимоотношениях
с другими ветвями власти. По отношению
к народу судебная власть, будучи частью
государственной власти, своим происхождением
обязана народу, являющемуся единственным
источником любой власти (ст. 3 Конституции
РФ), не должна быть самостоятельной. В
этой связи существует необходимость
взаимодействия трех видов государственной
власти как равновесных, но подчиненных
власти народа, призванных обеспечивать
и оберегать власть народа.
1.2.Функции
судебной власти.
Разрешение социальных конфликтов в правовой сфере, осуществляемое в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. К функциям судебной власти они относят: 1) осуществление правосудия и 2) юрисдикционный контроль.
Функции это:
-Правосудие.
-Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
-Толкование правовых норм.
-Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
-Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.
Высшие федеральные суды:
Судебная система включает в себя следующие суды:
1.Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации;
2.Суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);
3.Арбитражный суд (субъекта Российской Федерации, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ);
4. Третейский суд.
Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России.
В соответствии с ч.2ст.118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством
1.Конституционного.
2.Гражданского.
3.Административного.
4.Уголовного судопроизводства.
При этом административное судопроизводство организационно оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет самостоятельной подсистемы административных судов (их создание это вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии).
В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.
Законодательство
предусматривает достаточно высокие
требования к носителям судейской
мантии (по сравнению с требованиями
для лиц, замещающих депутатский
мандат или должность в системе
исполнительной власти). Общие конституционные
предписания детализируются в Законе
РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–I «О статусе
судей в Российской Федерации». Правосудие
в РФ вне зависимости от вида судопроизводства,
судебного органа осуществляется на
основе общих конституционных принципов,
развитых в специальном и процессуальном
законодательствах.
2.
ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
2.1.Общие
конституционные принципы.
Правосудие в Российской Федерации независимо от судебного производства судебного органа осуществляется на основании общих конституционных принципов, которые изложены в специальном и процессуальном закомом:
1.Равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.);
2.Открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и иного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично);
Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации: понятие, признаки и функции