Судебная власть в Российской Федерации: понятие, признаки и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Судебная власть выполняет следующие функции: контрольно-надзорную, функцию охраны и защиты системы права, правопросветительную, законоинициативную и самообеспечивающую функции. Но основной признана функция правосудия. Контрольно-надзорная функция основана на проведении контрольных мероприятий арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Сюда входит судебный контроль над законностью исполнительной власти и должностных лиц, наделенных ответственностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Понятие судебная власть в Российской Федерации
1.2.Функции судебной власти
2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Общие конституционные принципы
3. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
3.1.Основные признаки
3.2. Судебные органы Российской Федерации: порядок формирования, состав и компетенция
3.3. Статус судей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МОЯ ГМУ к.р..docx

— 37.93 Кб (Скачать)

Ростовский-на-Дону филиал

Негосударственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

МОСКОВСКОЙ  АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

при Правительстве  Москвы 
 
 

Кафедра: «экономика» 
 
 

Контрольная работа 

    по  дисциплине: государственное и муниципальное  управление.

Тема: Судебная власть в Российской Федерации: понятие, признаки и функции.

                                             Студентки 4 курса

                                             заочного отделения

                                             Группа ЗМ-4

                                             Пасечниковой В.Ю.

                                             Научный руководитель:

                                             К.э.н. доц. Семёнов Ю.А.  
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2011 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 ВВЕДЕНИЕ

1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Понятие судебная власть в Российской Федерации

1.2.Функции судебной власти

2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Общие конституционные принципы

3. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

3.1.Основные признаки

3.2. Судебные органы Российской Федерации: порядок формирования, состав и компетенция

3.3. Статус судей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

    Судебная власть РФ - полномочия специальных органов государства по вопросам применения права и их реализации на основе Конституции РФ и действующего законодательства РФ. Также судебная власть РФ - это возможность уполномоченного государственного органа оказывать влияние на деятельность отдельно взятых граждан, государственных и негосударственных структур, используя Конституцию РФ и законы РФ.

    Судебную власть характеризуют следующие признаки:

1) вид  государственной власти;

2) принадлежность  судам;

3) исключительность  судебной власти;

4) осуществление  правосудия.

      К признакам судебной власти относят процессуальный порядок, регулирующий процесс судебной процедуры, он необходим для соблюдения законности и справедливости решений суда. Полномочия могут осуществляться с помощью судопроизводства, которые подразумевают деятельность на основе законов и предусмотренных поводов для запуска судопроизводства. Судопроизводство основано на процессуальном законе и осуществляется в процессуальных формах. Судопроизводство основывается на равноправии спорных сторон. Следующий признак судебной власти - ее подзаконность Конституции РФ и законам РФ, т.е. судебная власть подчиняется исключительно Конституции РФ и законам РФ. Судьи как представители судебной власти любой инстанции и любого уровня тоже подчиняются исключительно Конституции РФ и действующему законодательству РФ. Необходимость поддержания авторитета судебной власти основывается на использовании мер государственного принуждения.

     Судебная власть выполняет следующие функции: контрольно-надзорную, функцию охраны и защиты системы права, правопросветительную, законоинициативную и самообеспечивающую функции. Но основной признана функция правосудия. Контрольно-надзорная функция основана на проведении контрольных мероприятий арбитражных судов, судов общей юрисдикции. Сюда входит судебный контроль над законностью исполнительной власти и должностных лиц, наделенных ответственностью. Функция охраны и защиты системы власти основана на всех видах правосудия: уголовном, гражданском, конституционном, арбитражном и административном. Правосудие является формой властных полномочий органов судебной власти, которое основано на принятии решений суда. Выполнение функций основано на самостоятельности, независимости и обособленности от власти, подчинении только Конституции РФ. В дальнейшем возможно выделение дополнительной функции судебной власти - информационной, которая основана на сборе, анализе, хранении и обобщении, распространении в обществе.

     Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, - это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно - значимых целей - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.

     Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, - судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

     Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

     В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций. Рассмотрим в данной работе в «широком смысле».

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУДЕБНАЯ  ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Понятие судебной  власти. 

     Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Её особенностью является, то что, судебная власть обладает специфическими чертами: одной из них,то что, именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей власти т.е. законодательной и исполнительной власти.

     В соответствии с ч.1ст.118 Конституции РФ правосудие (особый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудебные (спортивные,товарищеские и др.) органы правосудия не совершают. Запрещает Конституция РФ и создание чрезвычайных судов.

     Принцип разделения властей - фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

    Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа. 

1.2.Функции  судебной власти. 

     Разрешение социальных конфликтов в правовой сфере, осуществляемое в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. К функциям судебной власти они относят: 1) осуществление правосудия и 2) юрисдикционный контроль.

     Функции это:

-Правосудие.

-Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

-Толкование правовых норм.

-Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

-Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.

     Высшие федеральные суды:

Судебная  система включает в себя следующие  суды:

1.Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации;

2.Суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);

3.Арбитражный суд (субъекта Российской Федерации, апелляционный, окружной, Высший Арбитражный Суд РФ);

4. Третейский суд.

     Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России.

     В соответствии с ч.2ст.118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством

1.Конституционного.

2.Гражданского.

3.Административного.

4.Уголовного судопроизводства.

     При этом административное судопроизводство организационно оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет самостоятельной подсистемы административных судов (их создание это вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии).

     В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.

Законодательство  предусматривает достаточно высокие  требования к носителям судейской  мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский  мандат или должность в системе  исполнительной власти). Общие конституционные  предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–I «О статусе  судей в Российской Федерации». Правосудие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах. 
 
 

2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.Общие конституционные принципы. 

     Правосудие в Российской Федерации независимо от судебного производства судебного органа осуществляется на основании общих конституционных принципов, которые изложены в специальном и процессуальном закомом:

     1.Равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.);

     2.Открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и иного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично);

Информация о работе Судебная власть в Российской Федерации: понятие, признаки и функции