Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:46, курсовая работа
В наше время преобразования общественного устройства, происходящие в Российской Федерации, с неизбежностью вызывают глубокие изменения в ее правовой системе. Наиболее значимым направлением в этой области преобразований стала судебная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства судебной системы РФ. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием присяжных заседателей.
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. История учреждения суда присяжных………………………………….5
2. Правовые основы деятельности суда присяжных……………………...9
3. Оценка деятельности суда присяжных в пореформенной России.… 18
Заключение ………………………………………………………………. 21
Список использованной литературы …………………………………....23
Суд присяжных дооктябрьской России
Курсовая
работа
Работа защищена «____»_______
Оценка________________________
2009
Введение ………………………………………………………………….. 3
1. История учреждения суда присяжных………………………………….5
2. Правовые основы деятельности суда присяжных……………………...9
3. Оценка деятельности суда присяжных в пореформенной России.… 18
Заключение ………………………………………………………………. 21
Список использованной
литературы …………………………………....23
Тема моей курсовой суд присяжных, актуальность данной темы заключается в том, что в наше время преобразования общественного устройства, происходящие в Российской Федерации, с неизбежностью вызывают глубокие изменения в ее правовой системе. Наиболее значимым направлением в этой области преобразований стала судебная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства судебной системы РФ. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием присяжных заседателей.
Так при выполнении работы я ставила перед собой цель узнать историю зарождения суда присяжных, основной порядок отбора присяжных заседателей, их права и обязанности, а так же выделить основные плюсы и минусы суда присяжных.
Введение суда присяжных в России было смелым и исполненным доверия к духовным силам русского народа шагом со стороны составителей судебных уставов, так как ни организация наших дореформенных судов, ни строй наших старых допетровских судебных инстанций не давали исторической точки опоры для введения суда присяжных, кроме разве общего и всестороннего недовольства существующими порядками уголовного производства. Судебные мужи и целовальники эпохи судебников не могут считаться прототипами присяжных, ибо они вовсе не были судьями в настоящем смысле слова.
Суд присяжных явился «краеугольным камнем», составившим фундамент судебной реформы Российской империи 1864 года, хотя он просуществовал лишь до 1917 года. Реставрация суда присяжных в России, законодательно начавшаяся в июле 1993 года, также повлекла за собой масштабные изменения в отраслевом законодательстве, перестройку всей правоохранительной системы государства.
Таким образом, необходимо проследить путь становления данного института в 19 веке, его изменения, которые длились на протяжении более трех веков. Какие политические, экономические и общественные факторы повлияли на его развитие. Установить, в каком качественно измененном виде суд присяжных дошел до наших дней.
Поэтому,
рассматривая данную тему, необходимо
произвести экскурс в историю, узнать,
где впервые появился суд присяжных,
почему был внедрен в России в 19 веке,
какой успех тогда имел. Рассмотреть особенности
рассмотрения дел с участием присяжных.
Только после этого можно будет судить
о преимуществах, недостатках и проблемах
суда присяжных.
На протяжении своей истории российский суд присяжных не оставался постоянным, а органично развивался в соответствии с изменениями, происходившими в государственном и общественном устройстве страны. С 1864 по 1917 гг. он должен был пройти несколько качественно отличающихся друг от друга периодов развития.
Для удобства обработки статистических сведений Министерства юстиции А. М. Бобрищев-Пушкин разделил историю суда присяжных на два периода: до 1878 г. и после него. А. К. Афанасьев, обосновывая хронологические рамки исследования, также выделил два периода истории суда присяжных, но до 1885 г. и после него. Первый период, по мнению историка, длился с 1866 г., когда суд присяжных начал реально действовать в стране, по 1885 г., "когда значительно усилилось наступление правительства Александра III на прогрессивные буржуазные институты, установленные в эпоху великих реформ"
Первый
период длился с момента одобрения
Александром II Судебных уставов 1864 г. до
начала кризиса суда присяжных в
России. Это период эволюционного
развития института присяжных
До 26 июля 1866 года суд присяжных в России фактически не действовал.
Председатель Государственного совета П. П. Гагарин высказывался за ее одновременное и повсеместное введение, но с постепенным увеличением состава судов; на иной позиции стоял министр юстиции Д. Н. Замятнин. Он считал, что необходимо введение реформы в виде опыта в одном-двух округах, но в полном объеме. 12 января 1865 года была создана специальная комиссия для выработки окончательного плана введения судебной реформы2.
Процесс организационного и социально-психологического становления суда присяжных в ряде судебных округов завершился к концу 70-х годов ХIХ в.
Второй период - время кризиса российского суда присяжных. 9 мая 1878 года был принят первый закон, серьезно изменивший законодательство 1864 г. о суде присяжных, 7 июля 1889 года - последний закон такого рода. К концу 70-х-началу 80-х годов ХIХ века выяснились многочисленные недостатки российского суда присяжных, ставшие причинами его кризиса.
Можно выделить три группы причин кризиса: юридические, ментальные и политические3. Важнейшие из них - юридические: несовершенство законодательства, мешавшее нормальному функционированию суда присяжных.
Ментальные причины кризиса стали следствием несоответствия русскому характеру введенного "сверху" западноевропейского правового института. Судебные уставы 1864 г. разрабатывались с учетом европейского опыта, и российским присяжным, в итоге, оказалось подсудно большое количество категорий преступлений.
Институт присяжных по своей сущности противоречил условиям самодержавной России, он оказался для нее слишком радикальным нововведением. И. В. Гессен отмечал: "С первых дней обнаружилось, что новый институт (имеется в виду вся судебная реформа 1864 г.) вошел в государственный организм инородным телом, которое по общему физиологическому закону должно быть отвергнуто". Положение было обострено и условиями внутриполитической жизни страны ("революционной ситуацией"). Непредсказуемость решений присяжных по делам, носящим политический оттенок, не отвечала стремлениям правительства обеспечить порядок в стране.
Под воздействием совокупности юридических, ментальных и политических причин с 1878 по 1889 гг. было принято более десяти временных и постоянных законов, значительно изменивших законодательство о присяжных. Фактически был создан новый суд присяжных, отличающийся существенным образом от подобного института образца 1864 года.
Общим
результатом кризиса стало
Третий период - время эволюционного развития российского суда присяжных, оно длилось с окончания кризиса 1878-1889 гг. до начала законодательной деятельности Временного правительства по реорганизации суда присяжных. В его продолжение суд присяжных действовал по законам, установленным в предшествующий период.
В 70-80-е гг. XIX века сyд присяжных был достаточно сильно изменен и приведен в соответствие с условиями и требованиями российской жизни. Поэтому не было необходимости что-либо серьезно менять в нем после завершения кризиса.
В середине 90-х гг. ХIX в. произошло осознание того, что русский суд присяжных, в его варианте, созданном в 1878-1889 гг., полностью удовлетворяет осуществлению целей правосудия. Высказанную мысль подтверждают не только субъективные свидетельства современников, но и объективные факты. Так, если за 11 лет с 1878 по 1889 гг. было издано более десяти законов, существенно повлиявших на суд присяжных, то за 25 лет с 1890 по 1914 гг. подобного рода законов вышло в свет всего три 5.
Характеризуя третий период истории российского суда присяжных, отметим еще одну особенность. Если в 60-80-е гг. XIX в. не былo, пожалуй, ни одной газеты или журнала, где бы ни обсуждались вопросы, связанные с этим правовым институтом, то в конце XIX-начале ХХ вв. центр тяжести обсуждения данной проблемы сместился почти исключительно на страницы периодических юридических изданий.
IV период - 4 марта 1917 года-22 ноября (5 декабря) 1917 года - это период второго кризиса суда присяжных в России. Длился он с начала законодательной деятельности Временного правительства, касавшейся суда присяжных, до официального упразднения института присяжных Советской властью.
После прихода к власти Временного правительства развитие суда присяжных пошло по пути демократизации. В это время значительно была расширена компетенция суда присяжных. Так, 4 марта 1917 года указом Временного правительства упразднялись установленные в законе особые суды, а именно: Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей6.
Суд
присяжных юридически прекратил свое
существование в России после Октябрьской
революции. 22 ноября (5 декабря) 1917 года
Совнарком "Декретом о суде" N 1 постановил
"упразднить доныне существующие общие
судебные установления, как-то: окружные
суды, судебные палаты и Правительствующий
сенат со всеми департаментами...". Соответственно,
упразднялся и институт присяжных заседателей,
действовавший в этих судебных местах7
На протяжении своей истории российский суд присяжных не оставался статичным, а органично развивался в соответствии с изменениями, происходившими в государственном и общественном устройстве страны.