Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 13:45, курсовая работа
Право - это универсальный регулятор общественных отношений в виде общеобязательных норм - правил поведения, способа закрепления определенного правового статуса у различных слоев населения (собственник, раб, крепостной, свободный ремесленник)1. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего они приобретают характер правовых. Иными словами, государство переводит эти отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, желаемую направленность.
Введение
Понятие и признаки правоотношения
Структура правоотношения
а) Субъекты правоотношения
Виды правоотношений
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия
имени
О.Е. Кутафина»
Кафедра теории государства и права
Сильянова Алена Александровна
Субъекты
правоотношений.
Курсовая работа
студента 2 группы, 1 курса
Института правоведения
очно-заочной
формы обучения
Научный руководитель:
профессор,
доктор юридических
наук: Кашанина Т.В
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Дата защиты: ________________
Оценка: _____________________
План
ВВЕДЕНИЕ
В
современном обществе существует множество
различных отношений: экономические,
политические, юридические, моральные,
духовные, культурные и др. Одно из ключевых
мест в многообразии этих отношений
занимают правоотношения, так как
они выполняют регулирующую функцию
по отношению ко всем имеющимся общественным
связям.
При выборе
данной курсовой работы, больше всего
внимания уделялось ее огромной важности
для всего права в целом.
Право
- это универсальный регулятор общественных
отношений в виде общеобязательных норм
- правил поведения, способа закрепления
определенного правового статуса у различных
слоев населения (собственник, раб, крепостной,
свободный ремесленник)1. Регулируя
те или иные отношения, оно тем самым придает
им правовую форму, в результате чего они
приобретают характер правовых. Иными
словами, государство переводит эти отношения
под свою юрисдикцию и защиту, придает
им упорядоченность, стабильность, желаемую
направленность.
Значение
правоотношений трудно переоценить. Именно
в нем заключается непосредственная реализация
правовых норм. Правоотношение является
реальным выражением влияния права на
общественные отношения. Кроме того, его
рассмотрение позволяет уяснить, каким
образом право воздействует на поведение
людей.
Для того чтобы ясно представить себе механизм действия такой сложной юридической категории как правовое отношение, необходимо овладеть его теоретической базой. Это значит: рассмотреть понятие, признаки и виды правоотношений; усвоить структуру, изучить субъект, объект; уделить внимание основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. В данной курсовой работе я остановлюсь на рассмотрении структуры правоотношений, а точнее субъектов правоотношений, как элементов структуры.
Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе актуальна. Так как уровень межличностных отношений зачастую очень низок. А субъектами правоотношений выступает каждый человек в определенной ситуации, да и государство.
ПОНЯТИЕ
И ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Термин
"отношение" имеет несколько значений,
поэтому для начала я попытаюсь раскрыть
смысл этого понятия. Довольно часто этим
термином обозначается позиция человека
по поводу какого-то явления окружающей
его действительности, в том числе других
людей. Часто мы формируем то или иное
отношение к другому человеку, хотя об
этом никому не говорим, носим его в себе,
по крайней мере, не выражаем своего истинного
отношения. Это – отношения психологические,
внутренние. Их особенность состоит в
том, что они часто не субъектно-субъектные,
а субъектно-объектные. Другими словами,
для таких отношений необязательно наличие
двух сторон, достаточно одной и объекта,
по поводу которого эта сторона и составляет
свое отношение. К рассматриваемому мною
правовому отношению такое значение понятия
отношения имеет крайне незначительное
касательство.
Наибольший же интерес для нас представляет
понятие отношения как общественного
отношения. Под ним понимается реальное
взаимодействие в социальном пространстве
живых людей, наделенных определенным
сознанием и волей, преследующих при этом
определенные цели. Взаимодействие сторон
такого отношения всегда выражается в
поступках, действиях его участников,
их жестах. Свои действия субъекты этих
отношений соотносят или подчиняют достижению
определенного результата, цели.
Видов общественных отношений очень много:
экономические, политические, юридические,
моральные, духовные, культурные и др.
Собственно, само человеческое общество
есть совокупность отношений, продукт
взаимодействия людей. При этом все виды
и формы отношений, возникающих и функционирующих
в обществе между индивидами и их объединениями,
являются (в отличие от взаимосвязей в
природе) общественными или социальными.
Нас
же будут интересовать в дальнейшем
только юридические или правовые
отношения. Право – это особый, официальный,
государственный регулятор общественных
отношений. В этом его главное назначение.
Регулируя те или иные отношения, оно тем
самым придает им правовую форму, в результате
чего эти отношения приобретают новое
качество и особый вид – становятся правовыми,
облекаются в юридическую оболочку.
Именно с помощью такого нормативного
воздействия государственная власть переводит
определенные отношения под свою юрисдикцию
и защиту, придает им упорядоченность,
стабильность, устойчивость и желаемую
направленность. Их участники наделяются
правосубъектностью, юридическими правами
и обязанностями. Эти отношения становятся
подконтрольными и управляемыми. Иными
словами, перед нами появляется особая
форма социального взаимодействия.
Запрещая одни действия, разрешая другие,
поощряя третьи, устанавливая ответственность
за нарушения своих предписаний, право
таким путем указывает необходимые общественно
полезные варианты поведения субъектов,
ограничивает или расширяет сферу их личных
желаний и устремлений, пресекает вредную
для общества в целом деятельность.
По сравнению с другими социальными регуляторами
право — наиболее эффективный, властно-принудительный
и вместе с тем цивилизованный регулятор.
Это неотъемлемый атрибут всякой государственности.
Любые отношения приобретают характер
правоотношений лишь в том случае, если
они возникают на основе и в соответствии
с нормами права и не противоречат воле
государства.
Правоотношения
возникают на основе норм права, но лишь
тогда, когда будут иметь место те условия,
которые указаны в гипотезе правовой нормы.
Например, мужчина и женщина могут вступить
в брак в фактические брачные отношения,
не оформив свой брак юридически, т.е не
зарегистрировав его в загсе. Такие отношения
не будут иметь правового характера, т.е
не будут правоотношениями. Это означает,
что фактически, в случае смерти одного
из фактических супругов другой не будет
являться его наследником по закону. Объясняется
это тем, что по действующему в России
семейному законодательству только брак,
зарегистрированный в установленном порядке
в специальном государственном органе,
влечет за собой юридическую, правовую
связь между супругами. Это и есть правоотношение.
Его участники наделены взаимными субъективными(т.е
персонально им принадлежащими)юридическими
правами и обязанностями.
С возникновения правоотношения начинается
процесс реализации норм права, т.е воплощения
их предписаний в фактическое поведение,
соответствующее их требованиям. В связи
с этим правоотношения иногда называют
«нормой права в жизни», «нормой права
в действии», в отличии от «нормы права
на бумаге». Исходя из сказанного, можно
дать следующее определение: правоотношение
– это возникающая на основе норм права
правовая связь, участники которой наделены
взаимными субъективными юридическими
правами и обязанностями.2
Каковы же характерные
признаки правовых отношений?
Во-первых,
как уже говорилось выше, правоотношение
представляет собой такую форму фактического
общественного отношения, которое складывается
исключительно на основе правовых норм.
Это особенно важно, так как далеко не
все общественные отношения можно назвать
правовыми.Отношения любви или дружбы
никак не могут быть урегулированы нормами
права, а следовательно и не могут являться
правовыми. Неправовые отношения могут
регулироваться нормами морали, корпоративными
нормами (общественных организаций), наконец,
обычаями.
Регулируя экономические, политические,
социальные и иные общественные отношения,
они служат юридической формой взаимодействия
между участниками этих отношений. Будучи
урегулированы нормами права, экономические
, политические и другие общественные
отношения отнюдь не утрачивают свою природу
и характер, не теряют свои изначальные
свойства и особенности. Они лишь преобретают
новый вид(разновидность), новую форму
– форму правоотношений.3
Во-вторых,
правоотношения могут возникнуть только
между людьми, а не между людьми
и вещами или объектами живой
природы. Это связано с тем, что
правоотношение есть продукт сознательной
деятельности, а которую может
осуществлять только человек. Сознательно-волевой
характер правоотношений имеет два
взаимосвязанных аспекта. С одной
стороны, они возникают на основе
правовых норм, которые являются продуктом
сознательно волевой
В-третьих,
содержание правоотношения состоит в
осуществлении взаимных прав и обязанностей,
причем объем прав всегда соответствует
объему обязанностей. Наличие всякого
права у одного субъекта предполагает
наличие обязанности по его реализации
у другого (других) субъекта (субъектов).
Так, по договору купли-продажи покупатель
имеет право требовать от продавца вещь
надлежащего качества, а продавец обязан
в соответствии с законом выполнить его
требования.
В-четвертых,
правоотношения всегда индивидуальны.
То есть в каждом правоотношении на основе
общей нормы права действуют конкретные
субъекты и объекты. В зависимости от степени
конкретизации прав и обязанностей возможны
три варианта:
а) законом регламентируются только действия
обязанной стороны. Например, подобные
правоотношения возникают на основании
запрещающих норм Уголовного кодекса
РФ. Круг управомоченных лиц не определяется,
поэтому им может быть любой субъект;
б) в правоотношении определяется только
управомоченная сторона. В качестве примера
здесь можно привести управомачивающие
нормы Конституции РФ, закрепляющие права
и свободы граждан: субъект обладает правами,
соблюдать которые обязаны все другие
лица;
в) закон четко определяет права и обязанности
обеих сторон. Так, при наличии достаточных
оснований сотрудники милиции вправе
задержать подозреваемого в совершении
преступления и обязаны соблюдать при
этом все процессуальные нормы, а подозреваемый
обязан подчиниться законным требованиям
сотрудников милиции и вправе расчитывать
на соблюдение с их стороны законных прав.
В-пятых,
правовые отношения обеспечиваются государством.
Оно создает необходимые экономические,
социальные и другие условия для полной
реализации правовых норм. Но это не значит,
что государство во всех случаях выступает
инициатором возникновения правоотношений.
Главной задачей государства является
обеспечение и защита прав правомочных
и обязанных лиц, вступивших в правоотношение.
Так
же правоотношения – это идеологические
отношения, так как право любого государства
выражает определенную идеологию(классовую,
тоталитарную, демократическую, национальную,
гуманистическую, религиозную и т.д.).4 Главное здесь, пишет
В.К Бабаев, чтобы идеология выражала не
сугубо классовые, групповые, а общечеловеческие
начала и интересы, и не демагогически,
а реально.5
Все перечисленные выше признаки присущи любому правовому отношению и характеризуют его различные стороны.
СТРУКТУРА
ПРАВООТНОШЕНИЯ
Правоотношения
возникают между субъектами, наделенными
правами и обязанностями по поводу определенных
объектов. Следовательно, элементами всякого
правоотношения являются: правомочие,
обязанность, субъект, обладающий правом,
и объект права.6 Эти элементы в совокупности
и составляют структуру правоотношения.
Далее я подробно рассматриваю субъектов
правового отношения.
Субъекты
правоотношений –. это те лица, которые
вступили в данную правовую связь, являются
ее сторонами, участниками и носителями
субъективных прав и обязанностей.7
В правовые
отношения могут вступать как отдельные
люди (индивиды), так и их объединения,
организации. Как говорил Е.Н Трубецкой
«Субъектом права называется всякий, кто
способен иметь права независимо от того,
пользуется ли он ими в действительности
или нет»8 Но субъект права не
то же самое, что человек, - это только одно
его свойство, созданное объективным правом.
9
Различают
два основных вида субъектов правоотношений:
физические лица и коллективные субъекты.
Физические
лица- индивидуальные участники правоотношений
, т.е люди.
Коллективные
субъекты – различные объединения людей.
К ним относятся государственные и общественные
организации, хозяйственные объединения(предприятия,
фирмы) и государство в целом.10
Государственные организации создаются для выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить на три группы:
1) органы государства, выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще всего они выступают субъектами административных, земельных, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами;
2) учреждения, занимающиеся социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями. Такие учреждения (школы, больницы, вузы, библиотеки, театры, музеи и т.д.) состоят на бюджете государства, наделяются комплексом прав и обязанностей для выполнения своих функций;
3) предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казенные предприятия). Государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ).
Государственные
организации выступают в
Права юридических лиц получают и многие негосударственные организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные, религиозные организации и т. д.).
Негосударственные организации действуют не только в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан (юридические консультации, общества охраны прав потребителей, профсоюзы), выступают в качестве субъектов права в государственно-правовых, административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных отношениях.
Государство в целом выступает в качестве субъекта права в государственно-правовых (межгосударственные, между республиками и Федерацией) и некоторых имущественных (при выпуске облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на бесхозяйное имущество, на клады и т. д.) взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности, транспорта, связи и др.
Социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых, предусмотренных законом случаях. Например, народ непосредственно осуществляет свои права путем всенародного голосования (референдума). В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Однако чаще всего социальные общности действуют через государственные и общественные организации.12
Однако, в реальной жизни не все физические
лица и организации могут быть субъектами
правоотношений, что объясняется различными
объективными факторами: физиологическими,
психологическими, экономическими.
Участниками правоотношений
являются те субъекты, которые находятся
в сфере объективного права. В правовом
государстве их подавляющее большинство.
Другие лица, по каким-либо причинам не
включенные в сферу правового регулирования,
находятся под опекой государства и различных
благотворительных общественных организаций.
Мера участия субъектов в правовых отношениях
определяется их правосубъектностью.13
Для физических
лиц правосубъектность выражается в правоспособности,
дееспособности и деликтоспособности.
Правоспособность
– это закрепленная в законодательстве
способность субъекта иметь юридические
права и нести юридические обязанности.
Она начинается с момента рождения физического
лица и прекращается смертью.
Правоспособность не является естественным
свойством человека, а порождается объективным
правом. В ней концентрируются те юридические
права и обязанности, которыми может обладать
субъект, однако это еще не значит, что
он действительно обладает ими. Чтобы
стать реальным участником правоотношения,
правоспособный субъект должен быть дееспособным.
Дееспособность
– это признаваемая нормами объективного
права способность субъекта самостоятельно,
своими осознанными действиями осуществлять
юридические права и обязанности.14
В силу естественных
причин правоспособность и дееспособность
не всегда совпадают. Содержание и объем
дееспособности зависит от нескольких
факторов:
- возраст. Законодательство всех стран
определяет возраст гражданского совершеннолетия,
по достижении которого личность становится
дееспособной, то есть может своими действиями
в полном объеме приобретать гражданские
права и создавать для себя гражданские
обязанности (гражданская дееспособность).
Равным образом законодательно определяется
возраст политического совершеннолетия,
с наступлением которого гражданин приобретает
политические права и несет соответствующие
обязанности (например, имеет право избирать
и быть избранным в органы государственной
власти; будучи депутатом, обязан отчитываться
о своей деятельности перед избирателями).
Наконец, во всех странах устанавливается
возраст брачного совершеннолетия, когда
человек может вступать в брак и в полном
объеме осуществлять брачно-семейные
права и обязанности;
- состояние здоровья. Гражданские права
и обязанности недееспособных или ограниченно
дееспособных лиц осуществляют их опекуны;
- родство. Это касается прежде всего брачно-семейных
отношений. В цивилизованных странах закон
запрещает заключение брака между родственниками
по прямой восходящей и нисходящей линиям,
между полнородными и не полнородными
братьями и сестрами, а также между усыновителями
и усыновленными. В ряде стран запрещается
нахождение на государственной службе
в одном и том же учреждении супругов,
если один из супругов по службе подчиняется
другому;
- законопослушность. Лицо, совершившее
преступление, при отбытии уголовного
наказания в местах, ограничивающих его
свободу, не в состоянии реализовать ряд
гражданских, политических и других прав
и обязанностей, составляющих его дееспособность;
- религиозные убеждения. В правовом государстве,
где провозглашается и гарантируется
свобода вероисповедания, верующие могут
по причине своих религиозных убеждений
отказаться от осуществления ряда прав
и обязанностей, которыми они обладают
как граждане государства. Например, служить
в армии или в других государственных
органах, где необходимо пользоваться
оружием, применять насилие в отношении
других людей.
Деликтоспособность
– это способность лица нести юридическую
ответственность за совершенное правонарушение.
К физическим
лицам как субъектам правоотношений относятся
граждане государства, иностранные граждане
(иностранцы) и лица без гражданства (апатриды)
и лица с двойным гражданством (бипатриды),
находящиеся на территории данного государства
Совокупность
всех принадлежащих гражданину прав, свобод
и обязанностей называется правовым статусом.
Термин “правовой статус” употребляется
для характеристики правового положения
лица в целом, а термины “правоспособность”
и “дееспособность” употребляются применительно
к участию тех или иных лиц в правоотношениях (правовое
положение граждан России в целом характеризуется
наличием у них правового статуса, который
включает в себя правосубъектность и основные
права, свободы и обязанности, закрепленные
в Конституции РФ. Правовой статус российских
граждан в полной мере соответствует стандартам
прав человека, закрепленных в актах международного
права. В силу ст. 17 Конституции РФ основные
права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от рождения. Согласно
ст. 18 они являются непосредственно действующими.
Права и свободы определяют смысл, содержание
и порядок применения законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием)15.