Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность понятия и видов субъектов права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается общая характеристика субъектов права;
2. описывается правовой статус граждан как субъектов права;
3. рассматриваются юридические лица как субъекты права;
4. описываются государство как субъект права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика субъектов права………………………………………...7
1.1. Понятие субъектов права……………………………………………………….7
1.2. Виды субъектов права…………………………………………………………..8
1.3. Правоспособность и дееспособность субъектов права…………………….…9
2. Граждане как субъекты права…………………………………………………..14
3. Юридические лица как субъекты права………………………………………..22
4. Государство как субъект права…………………………………………………27

Заключение………………………………………………………………………...32

Список используемой литературы……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

 

4. Государство  как субъект права

С давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое  государство. Еще древнеримский  оратор  философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал  и одновременно отвечал: «Да и  что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка,  усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена. 1

В буржуазную эпоху широкое  распространение получила определение  государства как совокупность людей, территории,  занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты  государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли  государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»

В современной литературе государство обычно определяется как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. 1

От негосударственных  организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население  страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

Публичная власть. Публичной  она называется потому, что, не совпадает  с обществом, выступает от его  имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном  обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает: 1) универсальность  ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Государственная солидарность оформляется правовым образом и организуется как объединение территориальное, тем самым как юридическое лицо, придающее союзу правовую идентичность, независимую от смены отдельных членов и биологических законов человеческой природы. Членство в объединённом государственном союзе, в государственном народе как правовом единстве вытекает из гражданства. Государственная солидарность связывает лиц, принадлежащих к государству, граждан государства в правовом смысле, узами опасности и судьбы с родным государством, с принципиальной неизбежностью, пожизненно, несмотря на права эмиграции. Личностно-правовая связь, продолжающая существовать независимо от данного места пребывания, образует существенную разницу в статусе между гражданином данного государства и иностранцем, который добровольно вступил в подчинение чужой территориальной власти и в любое время может уйти от неё. 1

Вопрос о функциях государства  на любом этапе развития является одним из важнейших в общей  теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Поэтому функциональный метод познания является исходным.

Функции же государства - это деятельность государства, взятого  в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной  организацией.

Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Внутренние функции  государства проявляют себя в  экономическое, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономическую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т. п. Понятно, что та или иная функция более или менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистических государствах. 1

Внешние функции - защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности.

Деление функций на внутренние и внешние - это определенное наследство, доставшееся современной отечественной  теории государства от ее предыдущего  марксистско-ленинского методологического подхода.

На предыдущем этапе  в теории государства классификация  функций жестко привязывалась к  классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведомству» классовой сущность государства, например хозяйственно-организаторская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркивалось, что «по мере продвижения к коммунизму экономическая роль государства будет усиливаться, в связи с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его хозяйственно-организаторской функции, поскольку она имеет целью создание материально-технической базы коммунизма».

Исторический опыт показал, что  это не так. И на современном этапе как раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнительной психологии и социального иждивенчества, вытекавших из организаторско-хозяйственной функции государства.

Внешним функциям, как  правило, отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т. п., хотя зачастую все это имело демагогический характер.

Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной  степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.

 

Заключение

Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.

1. Субъекты права являются участниками  правоотношений, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Под дееспособность понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.

2. Граждане обладают  правосубъектностью, которая слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность. Первая – правоспособность – означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество). Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина.

3. Субъектами права являются  также юридические лица – особые  образования, обладающие рядом  специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. В отличие от таких субъектов правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

4. Государство, как и другие  субъекты права, может участвовать  в правовых отношениях. Однако  правоспособность государства обладает  рядом особенностей, связанных с  тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов права. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права; государство может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны; государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства правовые отношения; государство пользуется иммунитетом.

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята референдумом 12.12.93).

2. «Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

3. «Гражданский процессуальный  кодекс РСФСР» (ред. от 31.12.2002).

4. Международный пакт от 16.12.66 «О  Гражданских и политических правах»

5. Закон РФ от 09.07.93 N 5351-I (ред. от 19.07.95) «Об авторском праве и смежных правах».

6. Федеральный закон  от 08.08.2001 г. № 129 ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц».

Монографии:

1. Алексеев С. С. Общая теория  права. М., 1982 г. Т. 2. С. 193.

2. Братусь С. Н. Субъекты гражданского  права. М.: Госюриздат, 1950 г. С. 218.

3. Веберс Я. Р. Гражданская  и семейная правосубъектность  советских граждан. – Рига, 1976 г. С. 91.

4. Кузнецова Л. Г., Шевченко  Я. Н. Гражданско-правовое положение  несовершеннолетних. – М., 1968 г. С. 221

Информация о работе Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность