Структура государственного управления в Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть систему государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны;
рассмотреть и изучить, что представляет собой система государственного управления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История создания и особенности англосаксонской системы государственного управления 5
Глава 2. Система государственого управления Великобритании 15
Глава 3. Анализ государственного управления Великобритании 22
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

kgimu.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ  И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ) 
 
 

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 

КАФЕДРА «______________________________________________» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

на тему: Структура государственного управления в Великобритании 
 
 
 
 
 

                  Выполнил студент

                  группы  М-12

                  Крайзман  Ростислав

                  Научный руководитель

                  д-р  М. Мнухин 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва,

2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Оглавление 
 

 

      Введение

 

     В последние десятилетия в Великобритании осуществляются радикальные конституционные  реформы, трансформирующие всю систему  государственного управления. Эти реформы, в частности, были вызваны вступлением Соединенного Королевства в Европейский Союз и обязательствами приведения внутреннего законодательства в соответствие с законодательством данной организации. Одним из элементов конституционных преобразований в Великобритании является реформа местного управления. Основными направлениями данной реформы являются: модернизация процесса принятия решений, оптимизация механизма обслуживания населения, изменение структуры местного управления и организации местной исполнительной власти (в том числе и введение прямых выборов мэра в отдельных территориальных единицах), обеспечение развития экономики и благосостояния населения, охрана окружающей природной среды, а также выработка новых этических рамок поведения должностных лиц органов местного управления.

     В данной работе использованы труды ученых, в частности, С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Т.А. Васильевой, О.Е. Кутафина, В.Е. Чиркина, а также труды ведущих российских исследователей проблем государственного управления, таких как Г.В. Барабашев, В.А. Баранчиков, В.Б. Евдокимов, В.В. Еремян.

     Цель  работы - рассмотреть систему государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны;
  • рассмотреть и изучить, что представляет собой система государственного управления.

     Объект  работы – система государственного управления Великобритании

     Предмет работы – особенности англосаксонской системы государственного управления.

     Методологической  основой исследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществить всесторонний анализ системы государственного управления Великобритании, его функционирования на современном этапе и сделать выводы по предмету исследования. Использованы, в частности, исторический, логический, системно-структурный, структурно – функциональный методы, а также метод сравнительного правоведения.

     Практическая  значимость исследования определяется необходимостью изучения опыта стран, в которых развитая система государственного управления успешно функционирует уже на протяжении нескольких столетий, и анализа положительных черт таких систем для применения их при формировании системы государственного управления в постсоциалистических государствах. Одним из таких стран является Великобритания, где сформировалась и действует одна из самых эффективных систем государственного управления. Проведенное исследование представляет как теоретический, так и практический интерес. Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении конституционного и административного права зарубежных стран, а также истории государства и права зарубежных стран. 

 

      Глава 1. История создания и особенности англосаксонской системы государственного управления

 

     Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) государство, расположенное у западного  побережья Европы на двух крупных – Великобритания и Ирландия – и примыкающих к ним многочисленных мелких островах.

     Великобритания  состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).

     Великобритания – высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире – после США, Японии, ФРГ и Франции.

     Только  США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы – лишь США, ФРГ и Японии. Лондон – один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок. 1

     В Великобритании (как и в США) до второй половины XIX века не существовало института постоянной, профессиональной гражданской службы в современном значении этого слова. Министерства, штат которых составляли клерки, появились в этой стране достаточно рано, еще во второй половине XVIII века. Однако должности в них покупались и продавались держателями королевских патентов так, словно они были частной собственностью. Некоторые функции выполнялись лицами, для которых служба не являлась основным занятием, и они совмещали их с другими обязанностями. На чиновников смотрели как на личных помощников держателя должности у короны, получавших часть дохода от патента. Государственные должности предоставлялись в порядке патронажа, система экзаменов или конкурсов отсутствовала, процветал непотизм.

     Только  в 1850–1870 гг. в Англии была осуществлена реформа, приведшая к образованию постоянной, профессиональной службы. Реформу подготовили и реализовали два выдающихся политических деятеля Англии – Ч. Тревельян, крупный чиновник, имевший богатый опыт административной работы в Индии, и С. Норткот, член Палаты общин. Сущность реформы Норткота – Тревельяна состояла в ликвидации системы патронажа и введении системы открытых конкурсных экзаменов. Помимо этого персонал всех министерств был объединен в единую гражданскую службу, устанавливались новые правила продвижения по службе, оплаты и назначения пенсий.

     Однако  из-за противодействия сторонников  патронажной системы проведение реформы растянулось на много  лет. Несмотря на существование Комиссии по делам гражданской службы (созданной в 1855 г.), которая проводила конкурсы для кандидатов, в течение длительного времени продолжал существовать негласный патронажный контроль. В 1870 г. был издан приказ, установивший обязательность открытых экзаменов и передавший Комиссии руководство всей новой системой набора.2

     Английские  политологи и юристы рассматривают  реформу Норткота – Тревельяна как важный вклад в развитие административно-государственного управления, с помощью которого английскому правящему классу удалось выковать в лице бюрократии надежное орудие контроля над государственным аппаратом. Именно эта реформа заложила основы современной гражданской службы в Великобритании, которая вплоть до 70-х годов нашего века не подвергалась каким-либо конструктивным изменениям. Отличительной чертой английской административной системы, сложившейся к началу XX века, явилось разделение политической и административной сфер. Все дела министерств, даже самые мелкие, осуществлялись самими министерствами, а чиновники рассматривались лишь как клерки. Гражданская служба существовала отдельно от политической (или парламентской) Службы Короны.

     Основной  причиной, по которой в Великобритании утвердилась «система добычи» и  развился институт неполитической гражданской  службы, было исторически сложившееся  отношение чиновников к должности как к частной собственности. Другой важной причиной английские политологи считают стремление поднимающейся английской буржуазии ограничить влияние короля в парламенте. Акт о престолонаследии 1701 г. установил несовместимость членства в парламенте с нахождением на оплачиваемой должности у Короны.

     Несмотря  на эти особенности в развитии института английской гражданской  службы, в политической жизни страны происходили те же процессы, которые  мы наблюдали в других европейских  странах и США. Уже в конце XIX века в английском государственном аппарате высшие чиновники начинают вносить предложения по политическим вопросам. В 1940 г. было признано, что в обязанности высших чиновников министерств (на уровне секретарей-помощников и выше) входит давать министру политические советы.

     Рассмотрим  основные уровни административно-государственного управления в Великобритании. В отличие  от Франции Великобритания имеет  сильные традиции самоуправления в  рамках унитарной системы административно-государственного управления. В течение всего XIX столетия рост британского правительства на местном уровне также способствовал некоторой децентрализации административной власти в стране.

     Все графства и города Великобритании избирают свои Советы, которые формируют постоянные административные комитеты, ответственные каждый за свою конкретную сферу управления. Эти Советы управляют полицией, образованием, здравоохранением и социальным вопросами. Центральная администрация имеет право в любой момент вмешиваться в местные дела и исправлять решения местных властей по своему усмотрению. Но на практике такое происходит лишь в чрезвычайных случаях, так как британцы высоко ценят местную автономию.

     Центральная администрация британского правительства  возглавляется сегодня постоянным секретарем (профессиональный администратор), ему помогают многочисленные помощники, заместители и служащие на более низких уровнях административного управления. Лондонские бюрократы знают, что лояльными они должны быть, прежде всего, по отношению к своему министру, и поэтому преданно осуществляют его политическую линию, редко проявляя собственную инициативу.

     Институт  современной гражданской службы сложился сравнительно недавно – в 70-е годы нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет по реформе гражданской службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству доклад «Гражданская служба», в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством.

     Констатировав недостатки гражданской службы в стране и назвав ее «антикварной», комитет Фултона предложил принципиально новую модель гражданской службы – менеджеральную. Идея заключалась в том, чтобы перенять методы руководства в бизнесе, рациональные и эффективные. В основу планов реорганизации гражданской службы была положена американская модель административно-государственного управления.3

     В январе 1971 г. началось проведение реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников. Группу старших политических и административных руководителей составили чиновники административного класса в ранге помощника заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. Вошедшие в эту группу образуют вершину состава гражданской службы. Они несут личную ответственность непосредственно перед министром за руководство в своей области административно-государственного управления.

     Вторая  группа – административная. Она включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Административная группа решает большой круг вопросов – от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей.

     Третья  группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемами образования и профессиональной подготовки чиновников. Образована также вспомогательная группа технических работников. Это чертежники, делопроизводители, выполняющие простую исполнительскую работу.

Информация о работе Структура государственного управления в Великобритании