Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 08:45, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть систему государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны;
рассмотреть и изучить, что представляет собой система государственного управления.
Введение 3
Глава 1. История создания и особенности англосаксонской системы государственного управления 5
Глава 2. Система государственого управления Великобритании 15
Глава 3. Анализ государственного управления Великобритании 22
Заключение 38
Список использованной литературы 39
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТАТИСТИКИ
И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ
МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА «_____________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
на тему: Структура
государственного управления
в Великобритании
Выполнил студент
группы М-12
Крайзман Ростислав
Научный руководитель
д-р
М. Мнухин
Москва,
2011 г.
В
последние десятилетия в
В данной работе использованы труды ученых, в частности, С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Т.А. Васильевой, О.Е. Кутафина, В.Е. Чиркина, а также труды ведущих российских исследователей проблем государственного управления, таких как Г.В. Барабашев, В.А. Баранчиков, В.Б. Евдокимов, В.В. Еремян.
Цель работы - рассмотреть систему государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:
Объект работы – система государственного управления Великобритании
Предмет работы – особенности англосаксонской системы государственного управления.
Методологической основой исследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществить всесторонний анализ системы государственного управления Великобритании, его функционирования на современном этапе и сделать выводы по предмету исследования. Использованы, в частности, исторический, логический, системно-структурный, структурно – функциональный методы, а также метод сравнительного правоведения.
Практическая
значимость исследования определяется
необходимостью изучения опыта стран,
в которых развитая система государственного
управления успешно функционирует уже
на протяжении нескольких столетий, и
анализа положительных черт таких систем
для применения их при формировании системы
государственного управления в постсоциалистических
государствах. Одним из таких стран является
Великобритания, где сформировалась и
действует одна из самых эффективных систем
государственного управления. Проведенное
исследование представляет как теоретический,
так и практический интерес. Материалы
работы могут быть использованы в учебном
процессе при изучении конституционного
и административного права зарубежных
стран, а также истории государства и права
зарубежных стран.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) государство, расположенное у западного побережья Европы на двух крупных – Великобритания и Ирландия – и примыкающих к ним многочисленных мелких островах.
Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).
Великобритания – высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире – после США, Японии, ФРГ и Франции.
Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы – лишь США, ФРГ и Японии. Лондон – один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок. 1
В Великобритании (как и в США) до второй половины XIX века не существовало института постоянной, профессиональной гражданской службы в современном значении этого слова. Министерства, штат которых составляли клерки, появились в этой стране достаточно рано, еще во второй половине XVIII века. Однако должности в них покупались и продавались держателями королевских патентов так, словно они были частной собственностью. Некоторые функции выполнялись лицами, для которых служба не являлась основным занятием, и они совмещали их с другими обязанностями. На чиновников смотрели как на личных помощников держателя должности у короны, получавших часть дохода от патента. Государственные должности предоставлялись в порядке патронажа, система экзаменов или конкурсов отсутствовала, процветал непотизм.
Только в 1850–1870 гг. в Англии была осуществлена реформа, приведшая к образованию постоянной, профессиональной службы. Реформу подготовили и реализовали два выдающихся политических деятеля Англии – Ч. Тревельян, крупный чиновник, имевший богатый опыт административной работы в Индии, и С. Норткот, член Палаты общин. Сущность реформы Норткота – Тревельяна состояла в ликвидации системы патронажа и введении системы открытых конкурсных экзаменов. Помимо этого персонал всех министерств был объединен в единую гражданскую службу, устанавливались новые правила продвижения по службе, оплаты и назначения пенсий.
Однако из-за противодействия сторонников патронажной системы проведение реформы растянулось на много лет. Несмотря на существование Комиссии по делам гражданской службы (созданной в 1855 г.), которая проводила конкурсы для кандидатов, в течение длительного времени продолжал существовать негласный патронажный контроль. В 1870 г. был издан приказ, установивший обязательность открытых экзаменов и передавший Комиссии руководство всей новой системой набора.2
Английские
политологи и юристы рассматривают
реформу Норткота – Тревельяна как
важный вклад в развитие административно-
Основной причиной, по которой в Великобритании утвердилась «система добычи» и развился институт неполитической гражданской службы, было исторически сложившееся отношение чиновников к должности как к частной собственности. Другой важной причиной английские политологи считают стремление поднимающейся английской буржуазии ограничить влияние короля в парламенте. Акт о престолонаследии 1701 г. установил несовместимость членства в парламенте с нахождением на оплачиваемой должности у Короны.
Несмотря на эти особенности в развитии института английской гражданской службы, в политической жизни страны происходили те же процессы, которые мы наблюдали в других европейских странах и США. Уже в конце XIX века в английском государственном аппарате высшие чиновники начинают вносить предложения по политическим вопросам. В 1940 г. было признано, что в обязанности высших чиновников министерств (на уровне секретарей-помощников и выше) входит давать министру политические советы.
Рассмотрим
основные уровни административно-
Все графства и города Великобритании избирают свои Советы, которые формируют постоянные административные комитеты, ответственные каждый за свою конкретную сферу управления. Эти Советы управляют полицией, образованием, здравоохранением и социальным вопросами. Центральная администрация имеет право в любой момент вмешиваться в местные дела и исправлять решения местных властей по своему усмотрению. Но на практике такое происходит лишь в чрезвычайных случаях, так как британцы высоко ценят местную автономию.
Центральная
администрация британского
Институт современной гражданской службы сложился сравнительно недавно – в 70-е годы нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет по реформе гражданской службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству доклад «Гражданская служба», в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством.
Констатировав
недостатки гражданской службы в стране
и назвав ее «антикварной», комитет Фултона
предложил принципиально новую модель
гражданской службы – менеджеральную.
Идея заключалась в том, чтобы перенять
методы руководства в бизнесе, рациональные
и эффективные. В основу планов реорганизации
гражданской службы была положена американская
модель административно-
В
январе 1971 г. началось проведение реформы.
Первым ее этапом стала отмена системы
классов и образование трех основных групп
чиновников. Группу старших политических
и административных руководителей составили
чиновники административного класса в
ранге помощника заместителя, заместителя
постоянного секретаря, постоянного секретаря.
Вошедшие в эту группу образуют вершину
состава гражданской службы. Они несут
личную ответственность непосредственно
перед министром за руководство в своей
области административно-
Вторая группа – административная. Она включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Административная группа решает большой круг вопросов – от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей.
Третья группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемами образования и профессиональной подготовки чиновников. Образована также вспомогательная группа технических работников. Это чертежники, делопроизводители, выполняющие простую исполнительскую работу.
Информация о работе Структура государственного управления в Великобритании