Средневековое мусульманского право

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ процесса возникновения и развития средневекового мусульманского права.
Для достижения вышеуказанной цели нами поставлены следующие задачи:
- проанализировать особенности возникновения и развития арабской империи;
- определить структуру управления Арабского халифата;
- охарактеризовать общие черты мусульманского права.

Содержание

Введение 3
Государственный строй и право Арабского Халифата 4
1. Образование Халифата 4
2. Общественный строй Халифата 6
3. Исламское государство 7
4. Мусульманское право 9
4.1. Источники мусульманского права. 11
4.2. Имущественные и семейные отношения. 13
4.3. Преступление и наказание. 16
4.4. Судебный процесс. 16
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования

     «Российская правовая академия

       Министерства юстиции Российской  Федерации»

     Тульский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине: История государства  и права зарубежных стран

       на тему: «Средневековое мусульманского право» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы 0223

Кулишова  М.И

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2010

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.

       Наука истории государства и права зарубежных стран имеет собственную историю. Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально- политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим общества наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку.   

     Целью настоящей работы является анализ процесса возникновения и развития  средневекового мусульманского права.

          Для достижения вышеуказанной  цели нами поставлены следующие  задачи:

     - проанализировать особенности возникновения  и развития арабской империи;

     - определить структуру управления  Арабского халифата;

     - охарактеризовать общие черты  мусульманского права.

          Итак, рассмотрим подробнее процесс  возникновения и развития средневекового  мусульманского права. 

        

     Государственный строй и право  Арабского Халифата

     1. Образование Халифата

     В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и сайды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

     Разложение  родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванные путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

     Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела религиозную форму.

     Возникновение новой религии - Ислама - связано  с именем Мухаммеда (приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен быть Пророк - «наместник Бога на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое соблюдение ее предписаний.

     Среди простых людей новые идеи нашли  ревностных сторонников. Они приняли  Ислам, т.к. давно потеряли веру в  могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

     Народный  характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать начала понимать, что  новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

     К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно приобретала политический характер.

     Возникшее государство решало одну из важнейших  задач, стоявшую перед страной - преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено.

     2. Общественный строй  Халифата

 

     Смерть  Мухаммеда поставила вопрос о  его приемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей Пророка»).

     Под их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важнейших стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивление пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших. Они не были заинтересованные в защите старых господ и их порядков.

     В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство -Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма.

     Одновременно  с образованием Халифата формировалось  и его право — шариат. Право  изначально формировалось как важнейшая  часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

     Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у  арабов было быстро завершено.

     Арабский  феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны чертами, имел важные особенности. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

     3. Исламское государство

     Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому значительно способствовало концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) - находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть Халифата стала наследственной. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть Халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

     Центральными  органами государственного управления считались следующие ведомства (диваны):

     1) Диван-ал-Джуид, ведавший оснащением  и вооружением войска. Под его  контролем работали чиновники,  составлявшие списки ополченцев  и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу.

     2) Диван-ал-Харадж, контролировавший  деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.

     3) Диван-ал-Барид - управление дорог  и почты, руководившие также строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечит передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

     Высшие  чины ведомств назначались халифом  и были непосредственно перед  ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от их реальной власти.

     В конце 8 века наметились новые тенденции  в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочисленное войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.

     4. Мусульманское право

 

     Одним из наиболее крупных явлений в  средневековой цивилизации на Востоке  стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение.

     Шариат  с самого начала сложился и развивался как строго конфессиальное право. Оно было органически слито остеологией ислама, пронзало его религиозно-этическими представлениями.

     Для шариата, особенно на первых стадиях  его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина.

     Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространено свое действие на новые территории.

     Но  оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип.

     Как конфессиональное право шариат отличался  и от канонического права в  странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде сторон Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявления в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а так же частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточения светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, имели признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к праведному последнему халифу Али.

Информация о работе Средневековое мусульманского право