Способы устранения пробелов

Автор: l********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью и основной задачей моей курсовой работы является – выяснения путей восполнения и устранения пробелов в праве в условиях развития нашего государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие пробелов в праве………………………….……………...4
1.1 Природа и виды пробелов в праве…………………….……….....4
1.2 Причины пробелов в праве……………………………………...6
1.3 Объективная и субъективная природа пробелов в праве …..…...9
2. Способы устранения пробелов…………………………………….11
2.1 Устранение пробелов……………………………………………...11
2.2 Аналогии закона и права..………………………………………..15
Заключение………………………………………………………….....17
Список использованных источников………………………….……..18

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 40.72 Кб (Скачать)

Объективные причины обусловлены неизбежным отставанием правового регулирования, и вызываются следующими основными факторами:

- многообразие  и динамизм общественных отношений,  составляющих предмет правового  регулирования;

- различие интересов  и потребностей разных субъектов права.

Развитие конкретного  общественного отношения проходит несколько этапов:

           1. Появление единичных случаев – на этом этапе происходит изучение, придание некой формы новому общественному отношению.

           2. Распространение отношения – на данном этапе новое отношение начинает широко применяться в обществе.

           3. Решение вопроса о возможности правового регулирования появившегося общественного отношения – на этой стадии происходит общественная дискуссия о том, должно ли входить указанное отношение в круг отношений, регулируемых правом, какими способами необходимо его регулировать, на каком уровне.

            4. Законодательное (правовое) регулирование общественного отношения – если установлено, что новое общественное отношение должно входить в сферу законодательного регулирования, нормотворческий орган начинает осуществление законодательного процесса. 3

            Появления правовых пробелов позволяет сделать следующие выводы:

- пробелы в  праве – это объективное явление  правовой действительности, они  существовали, и будут существовать  до тех пор, пока будут развиваться  общественные отношения;

- для качественной  правовой регламентации законодателю  необходимо постоянно совершенствовать  юридическую технику подготовки  нормативных актов и детально  изучать сущность регулируемого  общественного явления;

- законодателю  необходимо постоянно проводить  мониторинг применения конкретных  норм права для регулирования  определённых общественных отношений  с целью оперативного выявления  проблем, пробелов и своевременного  их устранения.

- в правовой  системе должны быть предусмотрены  институты, позволяющие оперативно  преодолевать пробелы в праве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Устранение пробелов.

           Проблема устранения пробелов по-разному решается  в разных  отраслях

права. Проблема пробелов в праве связана с  определением  пределов  правового

воздействия  на  общественные   отношения,   с   понятием   правотворчества,

применения и  толкования права.

            При  устранении  пробелов,  необходимо  руководствоваться  следующими понятиями и определенной процедуре. Любой пробел – отсутствие или неполнота нормы в содержании действующей системы права. Следует доказать,  что  имеющееся  содержание  не  охватывает собой тех  общественных  отношений,  которые  призвана  регулировать  данная система.

           Для установления  пробела недостаточно  обнаружить  отсутствие   или

неполноту  норм.  Следует  доказать   необходимость   их   существования   в

действующей системе  права.

           Необходимо установить, что факты,  призванные  быть  урегулированными, находятся в сфере правового воздействия.

            Под правовым воздействием понимается, в  широком  смысле,  все  формы влияния  государства на поведение и  деятельность  людей,  в  узком  смысле, правовое  воздействие  –  влияние  на  общественные  отношения  через  нормы права. И   в  том,  и  другом  случае  используются   средства   правового

характера:   основанные   на   нормах   права,    будь-то     индивидуальные

правоприменительные   акты,   акты   реализации   правоспособности.    Сфера

нормативного  правового  воздействия  по  своему  содержанию  –   это   круг

общественных  отношений,  событий,  фактов  и  обстоятельств,  нуждающихся  в правовом опосредовании. Границы правового регулирования и рамки действующих нормативных актов перекрещиваются, но не  совпадают.  Всегда  имеется  часть общественных  отношений,  жизненных  ситуаций   и   обстоятельств,   которые находятся в сфере правового регулирования, не регламентированы правом.

           Таким образом, в определенный промежуток  времени  отдельные  факты  и отношения остаются не охваченными действующим правом, а другие утрачивают свое  юридическое  значение,  хотя  продолжают  оставаться

закрепленными  в формально не  отмененных  актах.  В это время   реально

возникает   объективная   потребность   в   правовом   регулировании.    Она

распространяется  на данные фактические отношения, которые  входят  в  предмет правового   регулирования,   и   охватываются   его   пределами.   Правовому воздействию  подвергаются  лишь  те  общественные  отношения,  регулирование которых объективно возможно, экономически и политически необходимо.        В   каждом   отдельном   случае   применение   действующих   норм   к непредусмотренным ими фактам или неприменение  норм,  фактически  утративших силу,  должно  быть  конкретно  и  четко  определено  законодательством.   В интересах  законности  требуется  четкая  регламентация  условий  и  области использования аналогии закона и права.4

            Главным  путем  устранения  пробелов  является  правотворчество.   Для

временного  устранения  пробела  предусмотрено  два  способа:       аналогия

закона  -  решение  конкретного  дела  на  основе  правовой  нормы,  которая

рассчитана на  регулирование похожих общественных  отношений,  близких

по своему значению и характеру; аналогия права - решение конкретного дела исходя из принципов права  в целом, отрасли или института данной отрасли права.  Пробелы  в  праве  могут восполняться путем аналогии лишь в том  случае,  если  это  прямо  разрешено законом.

         Проблема устранения пробелов в праве по-разному решается в различных отраслях законодательства. Это обусловлено, прежде всего методом урегулирования тех или иных правоотношений в той или иной отрасли права, ценностью охраняемых законом отношений, предметом регулирования и пр. Но об этом позже, теперь же мне бы хотелось обратиться к теории.

       Необходимо  отметить те условия, при которых  допускается устранения пробелов в  праве.

         Во-первых, для установления пробела недостаточно обнаружить отсутствие или неполноту норм. Следует доказать необходимость их существования в действующей системе права.

       Во-вторых, необходимо установить, что факты, призванные быть урегулированными, находятся в  сфере правового воздействия. Правовому  воздействию подвергаются лишь те общественные отношения, регулирование которых  объективно возможно, экономически и  политически необходимо.

       В-третьих, нужно помнить, что в каждом отдельном  случае применение действующих норм к непредусмотренным ими фактам или неприменение норм, фактически утративших силу, должно быть конкретно  и четко определено законодательством. В интересах законности требуется  четкая регламентация условий и  области использования аналогии закона и права.5

           Для устранения пробелов в праве, обусловленных объективными причинами, законодателю необходимо постоянно проводить рассмотрение практики использования нормативных актов, отслеживать происходящие изменения в регулируемых отношениях, анализировать общественные отношения с точки зрения необходимости их правового регулирования, изучать возможные способы законодательного регулирования и отбирать наиболее эффективные из них с учётом сущности общественных отношений.

          Для устранения пробелов, обусловленных субъективными причинами, законодателю необходимо постоянно совершенствовать приёмы и способы юридической техники в целях обеспечения высокого качества подготовки нормативно-правовых актов.

           При осуществлении правотворческого процесса законодателю необходимо учитывать мнение и опираться на разработки учёных как наиболее осведомлённых и авторитетных в области изучаемых ими отношений. Для преодоления пробелов в правоприменительной практике законодателем предусмотрены два общих правила – институт аналогии закона и аналогии права. Возможность их использования должна быть закреплена в законодательных актах, регулирующих конкретную отрасль права, а применение – обосновано судебным органом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Аналогия  закона и аналогия права

       Аналогия  права – это способ преодоления  пробела, при котором правоприменительное  решение принимается на основе общего смысла и духа законодательства.

       Аналогия  права представляет собой менее  точный  прием решения юридического дела по аналогии и предлагает соблюдение следующих условий:

     а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

     б) отсутствие адекватной юридической  нормы;

     в) отсутствие аналогичной нормы права.

       Как уже было сказано, в этой ситуации правоприменитель должен исходить из смысла и духа законодательства. На практике это означает использование  принципов – общих, межотраслевых, отраслевых, принципов институтов, которые закреплены в праве и так или иначе отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

       Применение  аналогии права при наличии аналогичной  нормы, как применение аналогичной  нормы при наличии адекватной, является ошибкой правоприменителя.

           Аналогия закона – это способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемым отношения.

       Аналогия  закона предполагает соблюдения ряда условий:

       а) наличие общей правовой урегулированности данного случая;

       б) отсутствие адекватной юридической нормы;

       в) существование аналогичной нормы, т. е. нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. Сходство юридических фактов как раз и позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы.

           Аналогия закона - это применение к данному отношению, правовой  нормы, которая  регулирует  похожие,  однотипные  отношения.   Аналогия   права   - применяется  тогда,  когда  невозможно  использование  аналогии  закона,   и означает применение к данному  случаю  общих  принципов  права  и  принципов отрасли права, к которой относится этот случай.

           Применение права по аналогии не ликвидирует пробел, он только

преодолевается  в конкретном случае. Пробел в праве  может заполнить и

ликвидировать только законодательный орган. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

       По  итогам проведенного мною исследования хотелось бы сделать следующие выводы.

       Пробел в праве – это отсутствие нормы  в праве как таковой. Проблема обостряется в связи с тем, что такое отсутствие нормы права обнаруживается в тот момент, когда возникает насущная потребность в урегулирования

   Возникновение пробелов в праве обусловлено двумя видами причин: объективными и субъективными, в зависимости от наличия или отсутствия вины нормотворческого органа.

           Таким образом, для устранения пробелов в праве, законодателю необходимо постоянно проводить рассмотрение практики использования нормативных актов, отслеживать происходящие изменения в регулируемых отношениях, анализировать общественные отношения с точки зрения необходимости их правового регулирования, изучать возможные способы законодательного регулирования и отбирать наиболее эффективные из них с учётом сущности общественных отношений. При осуществлении правотворческого процесса законодателю необходимо учитывать мнение и опираться на разработки учёных как наиболее осведомлённых и авторитетных в области изучаемых ими отношений. Для преодоления пробелов в правоприменительной практике законодателем предусмотрены два общих правила – институт аналогии закона и аналогии права. Возможность их использования должна быть закреплена в законодательных актах, регулирующих конкретную отрасль права.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Способы устранения пробелов