Создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1936 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексное изучение создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1936 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть основные этапы создания Конституции СССР 1924 года
-проанализировать содержание и характерные особенности Конституции СССР 1924 года
- определить сущность и значимость Конституции СССР 1924 года.

Работа содержит 1 файл

окончательный вариант 3 курсовой2.docx

— 30.79 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

    История развития конституций в СССР имеет  множество этапов. За все этапы  развития Конституция СССР претерпевала самые различные изменения и  новшества. Содержание Конституций  ССР разных лет менялось в зависимости  от государственных и политических изменений.

    Актуальность исследования Конституции СССР 1936 года обусловлена тем, что для изучения исторических этапов развития государства и права России, имеет огромное значение исследование ее документов и представителей, чем и является данная конституция. Без изучения этапов развития Советской конституции, нельзя понять тот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и права России, который был вложен в разработку и принятие Конституции СССР 1936 года.

    Цель  работы – комплексное изучение создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1936 года.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    -рассмотреть основные этапы создания Конституции СССР 1924 года

    -проанализировать содержание и характерные особенности Конституции СССР 1924 года

    - определить сущность и значимость Конституции СССР 1924 года.

    Предмет исследования – особенности создания, построения, и содержания Конституции СССР 1924 года.

    Объект исследования – Конституция СССР 1924 года.

    Степень научной разработанности проблемы - изучению исторического пути Советской Конституции посвятили свои работы Б.П. Кравцов, С.Л. Ронин, И.М. Степанов и др.

    Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников и литературы.

    Методы исследования: общенаучный анализ, синтез формально- юридический метод, специально - юридический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗРАБОТКА, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ  СССР 1924 ГОДА 

    1.1 Разработка Конституции  СССР. 

    В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:

 1.комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;

 2.бюджетную комиссию;

 3.комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;

 4.комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;

 5.комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;

 6.комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

    В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.

    В период подготовки проекта Конституции  СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма  и местного национализма. Вновь вносились  предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно  участвовала в разработке проекта  Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции  СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.

    Разработка  проекта Конституции СССР близилась  к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции  был обсужден, дополнен и одобрен  Пленумом ЦК РКП(б). специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать». 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.1 Основные положения Конституции 1924 года 

   Первая  союзная Конституция, в отличие  от Конституции РСФСР 1918 года, дала исчерпывающий перечень предметов  ведения. По Конституции к исключительному  ведению Союза были отнесены:

   внешние сношения и торговля,

   решение вопросов о войне и мире,

   организация и руководство вооруженными силами,

   общее руководство и планирование экономики  и бюджета,

   разработка  основ законодательства (общесоюзная  юстиция).

   Утверждение и изменение основных начал Конституции  находились в исключительной компетенции  Съезда Советов СССР. За союзной  республикой сохранялось право  выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось  единое союзное гражданство.

   Высшим  органом СССР объявлялся Съезд Советов  СССР, избиравшийся от городских Советов  и от губернских съездов Советов.

   В период между съездами высшим органом  власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял  из Союзного совета (избираемого съездом  из представителей республик пропорционально  населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных  и автономных республик).

   В промежутках между сессиями ЦИК  СССР высшим законодательным органом  был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который  мог приостанавливать действие постановлений  съездов советов союзных республик  и отменять постановления СНК  СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК  союзных республик.

   ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет  народных комиссаров СССР, в который  входил председатель СНК, его заместители  и десять наркомов.

   Изменение статуса союзных республик в  процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских  органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

   По  Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования  периферии. Конституция ставила  целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими  планами всеобщего объединения  и национальными традициями. 
 

    2.2 Содержание Конституции СССР 1924 г. 

    Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

    Декларация  об образовании СССР содержала изложение  сугубо политических, а не юридических  аспектов образования СССР. В ней, в частности, подчеркивалось, что  в то время как "в лагере капитализма  — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны", "в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода  и равенство, мирное сожительство и  братское сотрудничество народов". Все это объясняло, с точки  зрения авторов Конституции, необходимость  и неизбежность создания и расширения Союза ССР.

    Договор состоял из 11 глав. В первой определялись предметы ведения верховных органов  власти СССР.

    Вторая  определяла суверенные права союзных  республик. Отмечалось, что суверенитет  республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а  она фактически охватывала руководство  всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность  без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось  единое гражданство Союза ССР.

    Третья  глава раскрывала порядок формирования и властные функции съезда Советов  СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.

    Глава четвертая определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный  Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально  населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей  образовывался из представителей союзных  и автономных республик (по 5 человек  от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании  ЦИК и СНК (путем раздельного  голосования). ЦИК избрал четырех  председателей по числу союзных  республик.

    Пятая глава определяла полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Он имел право  отменять или приостанавливать решения  правительства и всех других органов  власти в стране, издавать любые  собственные решения и указания.

    Глава шестая определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.

    Седьмая глава рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным  судам союзных республик руководящих  разъяснений", но и рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками.

    Глава восьмая рассматривала состав и  полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.

    Девятая глава была посвящена работе Объединенного  государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения  революционных, усилий союзных республик  по борьбе с политической и экономической  контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда.

Информация о работе Создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1936 года