Современный российский федерализм и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах.

Содержание

Введение_______________________________________________ 3
Формы государственного устройства. Федерализм ____________ 5
Современный российский федерализм и перспективы развития_ 9
Заключение_____________________________________________ 14
Список использованной литературы ________________________ 15

Работа содержит 1 файл

введение в специальность.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

   Одной из основных причин непоследовательности и противоречивости проводимой федеративной реформы в России является отсутствие у реформаторов четкой правовой концепции ее проведения и наличие лишь абстрактного понимания ее конечного результата.

   Прежде  чем начинать федеративную реформу, необходимо следующее. Во-первых, понимать, что вопросы федерализма не могут  быть решены в отрыве от решения  финансовых, бюджетных, муниципальных, административных и иных вопросов, следовательно, важным принципом государственного реформирования должен стать принцип комплексности проводимой реформы.

   Необходимо проведение единой комплексной реформы, направленной на преобразование во всех взаимосвязанных сферах жизни государства, а не целого ряда самостоятельных, несогласованных реформ. Во-вторых, необходимо поставить четкую, научно обоснованную цель, которой требуется достичь путем преобразования (выработать концепцию). В-третьих, составить план последовательности (поэтапности) проводимых преобразований. 
 
    Процесс проведения реформы должен включать в себя два этапа. 
    На первом этапе необходимо разработать последовательную концепцию реформирования, включающую в себя: проведение комплекса взаимосвязанных реформ (административной, бюджетной, социальной и др.), направленных на достижение одной цели (построение федерации); а также разработку модели федерализма.

   На  втором этапе проведения федеративной реформы необходимо осуществлять указанные  в концепции следующие преобразования.

   Во-первых, изменение конституционных положений, касающихся вопросов федеративного устройства страны.

   Во-вторых, совершенствование федерального законодательства в сфере регулирования федеративных отношений по следующим направлениям.

     1. В федеральном законе закрепить  перечень полномочий Федерации в сфере совместного ведения, исходя из закрепленного Конституцией Российской Федерации кооперативного принципа разграничения предметов ведения. По объему полномочий субъекты Российской Федерации ближе к автономиям унитарных государств. Поэтому России необходимо расширить полномочия субъектов Федерации, усовершенствовать порядок разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти.

     2. Внести изменения в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с целью приведения в соответствие его содержания названию. Четко определить содержание понятия «общие принципы», которое не позволило бы в дальнейшем его свободного толкования. 
      3. Установить формы ответственности федеральных органов государственной власти за нарушение прав субъектов Российской Федерации. Урегулировать организационно-правовые формы разрешения конфликтов между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, вопросы, связанные с гарантиями обеспечения авторитета федеральной власти и федерального права. 
      4. Необходимо законодательно ограничить процесс укрупнения субъектов Российской Федерации путем их объединения. Следует разрешить слияние только сложносоставным субъектам, таким образом можно устранить сложную двухуровневую систему субъектного состава Российской Федерации, которая усложняет государственное управление внутри таких субъектов.

 В настоящее  время Россия не обладает всеми признаками федеративного государства, следовательно, является формальной федерацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Заключение 
 
    Проблема федерализма в России действительно является одной из наиболее ключевых, злободневных проблем современности. Без построения в стране нормальной Федерации невозможно создать эффективно функционирующую систему государственной власти в силу обширных размеров России, ее колоссальной социально-экономической, этнической, природно-климатической дифференциации. Главный же вопрос федеративной реформы состоит сегодня в необходимости оптимальным образом использовать представившийся нам, нынешнему поколению политиков, исторический шанс построения прочной демократической государственности через преобразование (реконструкцию) федерализма.

   Борьба  «за выживание» идеи федерализма  в государстве насчитывает уже  не одно столетие. Есть она и сегодня. Однако, поскольку федеративное устройство закреплено Конституцией страны, спор между сторонниками федерализма и теми, кто предлагает другие концепции государственного устройства, перешел в иную плоскость, а именно - в дискуссию о перспективах развития той или иной разновидности Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

  1. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006.
  2. Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России //               Конституционное и муниципальное право. 2006. №2.
  3. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М., 2005. - 832 с.
  4. Власов В.И. Теория государства и права: Учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. Ростов-н/Д, 2002.
  5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2001.
  6. Чиркин В.В. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Советское государство и право. 1994. №8-9.

      

Информация о работе Современный российский федерализм и перспективы развития