Наличие в действующем праве
таких феноменов, как индивидуальные
нормы и соответствующие им обычаи правоприменения,
является основанием выделения источников
актуального права. Законодательство,
нормативно-правовые акты являются источниками
права в потенциальном смысле, так как
они могут быть реализованы в ином социально-политическом
контексте, чем предусматривал законодатель,
или не реализованы вообще в силу различных,
как объективных, так и субъективных причин.
21
Неверным было бы полагать, что
нормы актуального права возникают
только на основании закона, нормативных
актов. Целый ряд реальных юридических
правил поведения формируется обществом
вне законодательного процесса.
Для санкционированных источников
права характерно участие государства
только на втором этапе актуального
правотворчества, когда оно претворяет
в жизнь, признает в качестве юридических
неправовые нормы (обычные, моральные,
религиозные и т. д.).
В данном случае следует обратить
внимание на различие между
санкционированными источниками
права в потенциальном и реальном
отношениях. Потенциальные санкционированные
источники существуют в том случае, когда
неюридические нормы одобряются в качестве
правовых законом, об актуальных же санкционированных
источниках права можно вести речь, когда
неюридические нормы признаются в качестве
правовых предписаний практическим путем,
в ходе их применения. Соответственно,
различным будет значение правового обычая,
актуализирующего санкционированные
источники права. Особенности санкционированных
источников актуального права заключается
в том, что их признание государством,
выраженное в правовом обычае, носит конклюдентный,
молчаливый характер и может быть явно
выраженным или подразумеваемым.
О явно выраженной молчаливой
санкции неправового источника
можно вести речь в том случае,
когда он применяется в качестве
юридической формы органами исполнительной
или судебной власти.
В правовом государстве возможность
и пределы молчаливого санкционирования
неправовых источников предопределены
разделением властей в системе
государственных органов. Поскольку
законодательная власть (как правило
разрабатывать и принимать основные нормы
государственной и общественной жизни)
принадлежит высшим представительным
органам государства, поскольку исполнительная
и судебная ветви власти, осуществляющие
применение права, должны проводить в
жизнь, конкретизировать и уточнять положения
закона, поскольку они не должны и не могут
выходить за пределы права, т.е. самостоятельно
производить санкционирование неюридических
норм.
Поскольку
мы рассматриваем право в прагматичном
аспекте его бытия, то должны понимать
под сферой права именно сферу законодательного
урегулирования. В правовом государстве
существует разделение властей, в соответствии
с чем исполнительная и судебная ветви
власти не должны допускать появления
каких-либо норм, не соответствующих по
содержанию действующему законодательству.
Однако на практике нередко создаются
неюридические нормы, нарушающие закон.
Эти нормы при определенных условиях (их
эффективности, формальной определенности,
безразличном отношении со стороны государства)
принимают правовой характер. Сам по себе
факт существования таких норм не придает
им юридического характера, так как гражданское
общество не создает права по определению;
решающее значение имеет их молчаливое
признание (допущение) со стороны государства
либо из-за признания их справедливого
характера, либо из-за неспособности противостоять
им, либо из-за корыстных соображений чиновников.
22
Актуальное
право как атрибутивный элемент
любой правовой системы выполняет
следующие функции6 конкретизация,
адаптация, коррекция положений нормативно-правовых
актов. В силу того, что нормы закона носят
обратный характер, требуется детализация
их предписаний, учитывающая особенности
правовых ситуаций. Изучая процесс конкретизации
положений закона, мы сталкиваемся с явлениями
как логического, так и социального плана.
Актуально-правовая
адаптация положений закона происходит
в тех случаях, когда юридическая
практика в рамках заданных законодательством
параметров вырабатывает новые нормы,
учитывающие социально-политические
и исторические особенности правоприменительной
деятельности. Это случается при применении
аналогии права и закона, при уточнении
принципов, оценочных понятий, программных
положений, закрепленных законом, при
реализации нормативных актов других
государств в ходе правопреемства и рецепции
права.
О
коррекционной функции актуального
права можно вести речь в том
случае, когда возникает антагоническое
противоречие между законодательными
нормами и общественными отношениями,
которое устраняется благодаря
тому, что юридическая практика приостанавливает,
изменяет, отменяет устаревшие или неадекватные
нормы закона, которые, хотя и не имеют
нормативных аналогов в социальной жизни,
с формальной точки зрения сохраняют прежнее
содержание и действительность. Коррекционная
функция актуального права обеспечивает
обновление правовой системы и ее приспособление
к общественным отношениям. Очевидно,
что в силу жесткости закона, ангажированности
законодателей, неповоротливости законодательного
механизма мы не можем ожидать своевременной
новеллизации права, которая должна потому
осуществляться самим обществом. К тому
же практический характер, движение по
нему совершается с непосредственным
участием субъектов права, под влиянием
их интересов. 23
Таким
образом, актуальное право есть совокупность
норм, создаваемых как гражданским обществом,
так и государством в сфере законодательного
регулирования при реализации права и
выполняющих функции конкретизации, адаптации
и коррекции закона и обновления правовой
системы.
Заключение
Тысячелетний
путь развития российского права не завершен.
Российское право, как и российская государственность,
- это единый процесс с множеством нюансов,
но и множеством повторений. Особенности
его национального характера прослеживаются
в правовых построениях, структурах и
языке права. Можно говорить о таких чертах,
как приоритетность коллективных начал
над индивидуальными, юридического лица
над физическим, нечеткость правовых границ
при определении прав собственника, большое
число условностей в определении правового
статуса субъектов правоотношения, элементы
правового нигилизма и широкая инициатива
судов, вторжение административных начал
в судебную деятельность. На протяжении
истории эти черты становились более или
менее заметными, но имели место быть.
Современные
тенденции правового развития России
только намечаются. Несмотря на большое
количество изданных актов, главные стратегические
направления развития лишь формируются.
Общая задача, поставленная перед законодателем
– обеспечить правовую базу рыночным
отношениям. Сейчас в экономической жизни
России происходят сложные, неоднозначные,
зачастую противоречивые процессы, связанные
с первоначальным накоплением капитала,
принимающие часто нецивилизованные формы
и обусловливающим сложные отношения
по поводу собственности. С.С. Алексеев
среди путей “очеловечивания” права,
возвращения права к его истинному, цивилизованному
облику и предназначению, отмечает воссоздание
частного права. Есть редкие, необычные
явления в человеческой истории. Они не
только не ушли в прошлое, но и через тысячелетия
продолжают служить цивилизованным обществам.
К таким явлениям принадлежит римское
частное право. На базе частной собственности
наиболее полно реализуются экономические
и социальные интересы, формируются свободная
личность и свободный народ. Римское частное
право с арсеналом тончайше разработанных
фундаментальных понятий – универсальный
регулятор частнособственнических отношений,
смягчающий столкновения между частной
и публичной собственностью и обозначающий
границы между ними. В силу известных причин
Россия не реципировала римское частное
право. К чему привело непризнание очевидного
и утверждение произвола вместо права,
общеизвестно. История свидетельствует,
что любая власть, выступающая против
основ человеческой культуры, неизбежно
становится сначала палачом, а затем –
жертвой. Ныне частная собственность в
России узаконена. Начатое страной движение
в мировое сообщество настойчиво указывает
на необходимость освоения общечеловеческих
ценностей, существенной частью которых
является римское право. В правовой системе
демократического общества на первое
место выходит частное гражданское право.
Толкование
права, как официального закона, т.е.
как веления или обязательные
правила, издаваемые государством –
не верно, поскольку подводит к выводу,
что без государства нет права.
Нельзя отождествлять право и закон, иначе
мы должны были бы предположить, что большинство
людей живет без права, ибо большинство
людей совсем незнакомы со сводом законов
и не раскрывали его, т.е. мы имели бы “мертвое
право”.
Подводя
итог рассмотренным подходам к пониманию
права и отображая достижения каждого
в современность, можно предложить три
основных отправных пункта к формированию
нового правопонимания:
- Право – автономная
нормативная система, имеющая свою собственную
ценность, система, построенная на началах
равенства и свободы индивидов;
- Правопонимание
основывается на признании самоценности
автономного индивида как равного с другим
субъектом права. Этот индивид наделяется
свободой при решении касающихся его дел
и соответственно несет персональную
ответственность за последствия своих
решений;
- Именно право,
а не коллектив, корпорация обеспечивает
защиту индивида с использованием разнообразных
юридических процедур и институтов.
В
современных условиях связующая
роль права в отношении государства
усиливается. Чем точнее право отражает
объективные потребности общественного
развития, тем в большей мере оно связывает
государство.
Разные
подходы к праву, разные взгляды
на сущность и функции государства
обусловлены многообразием взглядов
на исторические судьбы права и государства.
Общее мнение одно – право и государство
развиваются, что лишний раз подтверждает
право на существование идеи студента,
предложенной во введении.
Список литературы
- Абчук В. Теория
государства и права: Учебное пособие.
- М.: Бита-Пресс, 2005.
- Бланк И. А.
Теория государства и права. - М.: НИКА-Центр,
2007.
- Бородина
Е. И. Теория государства и права. - М.: Банки
и биржи, ЮНИТИ, 2005.
- Буч Т. Теория
государства и права. – М.: Диалектика,
2006.
- Волков С.А.
Теория государства и права. – М.: Инфа,
2009
- Венгеров
А.Б. (ред.) “Теория государства и права”.
–М.: Юристъ –2005 г.
- Гавриленко
Д.Я. Правовое государство и дисциплина./Под
ред. В.И. Шабайлова.–Минск.: Наука и техника.,
2007.–ст.92-104.
- Гулиев В.Е.
“Российская государственность: состояние
и тенденции”// Политические проблемы
теории государства. –М., 2009.
- Голубков
Е. П. Теория государства и права: Учебник.
- М.:
- Финпресс,
2008.
- Зимин А.А.
Правоотношение: субъект и объект. М, I990.
- Иванов А.И.
Теория государства и права: Учебное пособие
для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008.
- Иргин Ю.В.,
Зотов В.Д., Зотова Л.В. Теория государства
и права. Учебник. – М.: Юрист, 2007.
- Коваленко
А.И. Теория государства и права. –М., 2009.
- Лазарев
В.В. “Теория государства и права”. –М.
–2009 г.
- Лившиц Р.З.
Государство и право в современном мире.
// Теория права: Новые идеи. Вып.1 – М., 2008.–
с.13-16.
- Морозова
Л.А. Функции Российского государства
на современном этапе. //Государство и
право. –2009. –№ 6. –с. 21-29.
- Нерсесянц
В.С. Право и закон в Российской Конституции:
традиции правопонимания и современность.
В кн.: Право и политика современной России.
- М, 2006.
- Общая теория
государства и права: Учебник./Под ред.
В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2008.
- Общая теория
права /Под ред. В.К. Бабаева. - Н.-Новгород,
2009.
- Общая теория
права /Под ред. В.В. Лазарева, М., 2008.
- Общая теория
права: Учебник для юридических вузов
/ Под общ. ред. А.С. Пиголкина,- 2-е изд., исправленное
и дополненное изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана,
2007. 384 с.
- Правовые
отношения / Под ред. Н.Л. Граната. - М.: Юрист,
2008. – 152 с.
- Протасов
В.Н. Правовые отношения как система. -
М., 2007. – 168 с.
- Самахин
И.Т. Лекции по теории государства и права.
– Пермь.: Издательство ПГУ, 2005
- Сравнительное
изучение цивилизаций. Хрестоматия/ сост.
Ерасов Б.С. М. 2009
- Теория государства
и права: Учебное пособие для вузов А.В.
Могилёв, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К.
Хеннера. – М.: Издательский центр «Академия»,
2007.
- Шикин Е.В.
Теория права. – М.: Диалог, 2008.
- Штамм С.И.
Юридические обязанности. М., 2005.
- Чиркин В.Е.
Основы государственной власти. Учебное
пособие. М. 2009