Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа
К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У её истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта.
Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм.
Введение
Понятие правовой системы
Основные определения. Классификация права
1.2 Развитие права в России. Общая характеристика правовой системы РФ
2. Структура правовой системы современной России
2.1 Конституционное (государственное) право
2.2 Административное право
2.3 Трудовое право
2.4 Земельное право
2.5 Финансовое право
2.6 Семейное право
2.7 Гражданское право
2.8 Уголовное право
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение
1.2 Развитие права в России. Общая характеристика правовой системы РФ
2. Структура правовой системы современной России
2.1 Конституционное (государственное) право
2.2 Административное право
2.3 Трудовое право
2.4 Земельное право
2.5 Финансовое право
2.6 Семейное право
2.7 Гражданское право
2.8 Уголовное право
Заключение
Библиографический список
Введение
К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У её истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта.
Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм.
На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов.
Значительный интерес к теории правового государства проявляли и российские правоведы конца XIX – начала XX вв. Тогда перед Россией стояла задача перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах свободы и равенства.
Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически воплотилась в ряде стран мира.
Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.1
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничена и через него реализуется. 2
Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. Поэтому мне кажется, что в России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.
В настоящее время можно говорить, что Россия сделала переход от дикого либерализма 90-х к обдуманному либеральному реформированию правовой системы.
Более чем за одно десятилетие Россия сделала несколько поэтапных шагов: от советской правовой системы к правовой «системе» переходного периода (к характеристике данного периода, скорее всего, подходят слова - анархия) и к современной правовой системе, которая продолжает реформироваться и приобретать более четкие, конкретные очертания.
При каждом переходе Россию будоражило, либо она испытывала какой-либо системный кризис. Важно, чтобы этот период перехода не прошел даром, обществом и государственными институтами, государственными деятелями были усвоены принципы реформирования правовой системы такой непростой страны как Россия, ведь знание некоторых принципов, заменяет знание многих фактов. В этот период под вопросом были целостность и единство Российской Федерации. И.А. Ильин писал: «Союз государств заключается на верность и на века: но не признает ни «свободного выхода», ни измены; он скрепляется клятвой; он нерушим; он не может состоять из интригующих предателей, он невозможен между мелкими народами, болеющими политическим тщеславием, манией величия и ненавистью. Такой союз будет эфемерным: он или будет заменен унитарной формой или же погубит всех своих участников и погибнет сам»3. Если бы кризис власти в РФ затянулся, то возможно бы произошло то, о чем писал И.А. Ильин.
В настоящее время в мире существует множество правовых систем, каждая из которых имеет свои отличительные черты и особенности.
Современную правовую систему России следует рассматривать с особой тщательностью и учетом всех общественных традиций, обязательно необходимо учесть то, что она относится к романо-германской семье.
правовая система россия
Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.4 Каждое из сегодняшних государств имеет свое право, и более того, право может служить признаком некоторых негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.5
Вопрос о том, что есть право, на первый взгляд не представляет особой сложности даже для обычного человека, не имеющего никакого отношения к юридической практике. В обыденном словоупотреблении под правом понимается свобода и возможность определенного поведения в обществе, пользование защитой со стороны государства и т.д. Однако, в теоретическом плане (с научной точки зрения) вопрос о праве представляет собой достаточно сложную проблему.6 Основными правовыми категориями и понятиями являются следующие:
Существует несколько разновидностей правовых норм – разрешающие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
Разрешающие нормы допускают определенное поведение субъектов, например разрешают: гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, гражданам и юридическим лицам – заключать договоры, работодателям – применять дисциплинарные взыскания к нарушителям трудовой дисциплины и т.д.
Управомочивающие – это нормы, наделяющие субъектов правом на совершение определенных юридически значимых действий, например управомочивающие налоговые органы контролировать соблюдение налогового законодательства, управомочивающего руководителя организации выступать от её имени при заключении договоров и т.д.
Обязывающие нормы – устанавливают обязанность субъетов совершать определенные юридически значимых действий, например обязывающие участников договора оформить его в соответствии с требованиями закона, обязывающие работника в процессе труда соблюдать трудовую дисциплину и т.д.
Запрещающие нормы обязывают субъектов не совершать запрещенные законом действия. Так, норма административного и уголовного права предусматривают запрещенные законом деяния, которые квалифицируются как правонарушения и преступления и влекут применение правовых санкций. Запрещающие нормы содержатся также в гражданском, трудовом и других отраслях права.
Нормативные акты подразделяются на законы (акты высшей юридической силы, правом принятия которых обладают только законодательные органы России и субъектов РФ) и подзаконные акты, издаваемые иными органами и должностными лицами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством. К подзаконным актам относятся указы Президента России, постановления Правительства России, акты органов исполнительной власти и др. Подзаконность нормативных актов означает, что он должны соответствовать законам как актам высшей юридической силы, не противоречить им.
Основным законом государства является Конституция РФ, которой должно соответствовать все законодательство России.
В правоотношении участвуют не менее двух субъектов (участников), которыми могут быть граждане, юридические лица (организации), государство и др. Правоотношение всегда возникает по поводу определенного объекта (вещи, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и др.). Содержанием правоотношений является совокупность юридических прав и обязанностей его участников.
Итак, право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, её общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.
Право, существующее в реальной жизни, необходимо рассматривать с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны.8
1.2 Развитие права в России
Общая характеристика правовой системы РФ
Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определяется религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения.
История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразием культуры, психологии и религии народов, её населявших.9
Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходит земские соборы. Основным источником права делаются законодательства. 18 век завершил самостоятельные этапы развития русского права. При Петре I идет активный "экспорт" европейской правовой культуры, который насаждается "сверху", самим государством. После эпохи Петра и далее продолжается массированное проникновение различных европейских институтов в русскую жизнь - от бытовых до государственно-правовых. Поэтому, правовая система России сейчас выступает как сложное, противоречивое сочетание божественного смысла, человеческого поведения и искусственной, подчас конъюнктурной маски, надеваемой на русский правовой феномен политической властью или господствующей идеологической системой.
Историческими, религиозными и юридическими источниками российской правовой системы, выступают два таких разных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской Империи и советского права. В результате столь сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включающего многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной революции.
Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая система правой идентификации, которая, однако, не делает ее каким-то исключением в юридическом мире. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социально-этический смысл, стихийно - практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы.
Символ христианской Троицы в ее православном толковании олицетворяет три принципиально важные для понимания российского права идеи: идею духовного единства людей, идею социальности и соборности всего живого в мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа основывалось не на праве. «Русский национальный акт и дух был взращен в лоне Православия и исторически определился его духом на что указывал Пушкин: «К этому русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России, самых разных вер и исповеданий. И все они сами того, не зная таинственно, приобщились, к дарам русского православия»»10. Авторы западных стран могут сколько угодно насмехаться над юстицией и судьями, высмеивать их слабости, но ни один из этих авторов не представляет себе общество, которое может жить без судов и без прав. Такое представление мало кого шокировало в России. Подобно Святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания общества, основанного на христианском милосердии и любви. (В этом плане марксистский идеал будущего общества не нашел благодатную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа).