Совет Федерации является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:03, доклад

Описание работы

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Работа содержит 1 файл

Совет Федерации..docx

— 19.46 Кб (Скачать)

Совет Федерации является палатой Федерального Собрания –  парламента Российской Федерации.        

 В соответствии с  ч.2 ст.95 Конституции РФ в Совет  Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта РФ: по  одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти.        

 Членом Совета Федерации  может быть избран (назначен) гражданин  РФ  не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации – представитель от законодательного  (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.        

 Полномочия члена Совета  Федерации начинаются  со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении)  и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской  Федерации или высшим должностным лицом субъекта РФ. Решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) о его освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации. Вопрос о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий члена Совета Федерации предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, который начинается  с доклада председателя либо по его поручению председателя Комиссии по регламенту и парламентским процедурам. Данное решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.1        

 Член Совета Федерации  в течение всего срока его  полномочий обладает неприкосновенностью  в соответствии с Конституцией  РФ. Вопрос о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности рассматривается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, которое предварительно рассматривается Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и Комиссией по регламенту и парламентским процедурам, готовящим заключения. По результатам рассмотрения Совет Федерации может принять одно из следующих решений:

дать согласие на лишение  члена Совета Федерации неприкосновенности;

отказать в даче согласия на лишение члена Совета Федерации  неприкосновенности.

Решение Совета Федерации  принимается большинством голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и должно быть мотивировано. Оно  оформляется постановлением, не требующим  дополнительного голосования. Данное постановление в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации  Федерального Собрания РФ и заместители  Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избираются из числа членов Совета Федерации  тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может  принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого  голосования. Председатель и его  заместители не могут быть представителями  одного субъекта Российской Федерации. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета вправе предложить только одну кандидатуру. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. В случае, если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

Избранным на должность Председателя Совета Федерации по итогам второго  тура голосования считается тот  кандидат, который получил наибольшее число голосов, но не менее половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если Председатель Совета Федерации не избран, то вся процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Результаты голосования  оформляются постановлением Совета Федерации.

Регламент Совета Федерации  выделяет полномочия Председателя Совета Федерации, основными из которых  являются:

председатель Совета Федерации  представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня ее заседания;

организует работу Совета палаты;

ведет заседание палаты;

подписывает постановления  Совета Федерации;

созывает, в том числе  по предложению Президента РФ, Правительства  РФ, субъекта РФ либо по предложению  комитета Совета Федерации, группы членов Совета Федерации численностью не менее  одной пятой от общего числа его  членов, внеочередное заседание палаты;

ведает внутренним распорядком  деятельности палаты;

направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты Совета Федерации законы, принятые Государственной  Думой, а также законопроекты, которые  предполагается внести в Государственную  Думу;

направляет Президенту РФ для подписания и опубликования  федеральные конституционные и  федеральные законы, принятые Государственной  Думой, после их одобрения Советом  Федерации;

решает вопросы распределения  обязанностей между своими заместителями;

представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ, общественными объединениями, а  также с парламентами зарубежных государств;

решает иные вопросы организации  деятельности Совета Федерации.

Совет Федерации принимает  решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации, которые  замещают Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между  ними. Кандидатуры на должность заместителя  предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур на должность заместителя  Председателя Совета Федерации проводится обсуждение и раздельное голосование. В случае если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя, не наберет требуемого для избрания числа голосов, либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя Совета Федерации, чем определено палатой, вся процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Результаты голосования  оформляются постановлениями Совета Федерации.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных  лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом  Совета Федерации, принятым Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

Согласно ст. 102 Конституции  РФ, к ведению Совета Федерации  относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ. Совет Федерации  как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов  РФ. В соответствии с ч.3 ст. 67 Конституции  РФ решение по этому вопросу Совет  Федерации вправе принимать только при наличии взаимного согласия субъектов РФ об изменении их границ. Поэтому для реализации рассматриваемого полномочия требуется принятие органами власти субъектов, границы которых  изменяются, соответствующего решения. Функция же Совета Федерации состоит  в одобрении решения, принятого  субъектами РФ, путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.

утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. Это  положение обязывает Президента незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории России или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Это  может рассматриваться как особая гарантия обеспечения интересов  субъектов РФ, поскольку военное  и чрезвычайное положения означают особый правовой режим деятельности государственных органов в субъектах  РФ;

утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  РФ за пределами ее территории;

назначение выборов Президента Российской Федерации. Это могут  быть как очередные выборы, которые  назначаются по истечении срока  полномочий Президента, так и внеочередные – при досрочном прекращении  его полномочий. Согласно ч.2 ст. 92 Конституции  РФ досрочно прекращаются полномочия Президента в случаях отставки, неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или  отрешения от должности;

отрешение Президента Российской Федерации от должности. В процедуре  отрешения Президента от должности  Совет Федерации выступает в  качестве верхней палаты парламента – на основании решения Государственной  Думы о выдвижении обвинения против Президента он принимает окончательное  решение по этому вопросу;

назначение на должность  судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

назначение на должность  и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. Генеральный  прокурор РФ считается назначенным  на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство  общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом  для назначения на должность Генерального прокурора, при голосовании не наберет  требуемого количества голосов, Президент  в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный  прокурор считается освобожденным  от должности, если в результате голосования  за его освобождение проголосовало  большинство от общего числа членов Федерации;

назначение на должность  и освобождение от должности заместителя  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Все решения по вопросам своего исключительного ведения  Совет Федерации принимает в  форме постановлений.

 

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. 

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного  представительства, осуществляет законодательную  власть в государстве.

Правовой статус парламента определяется существующей в государстве  формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путём проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат,1 разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы.2 Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.3 

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение  в системе органов государственной  власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы: 
1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; 
2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания; 
3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Информация о работе Совет Федерации является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации