Состояние развития информационного общества в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития:

быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура России как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи;

информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества;

развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 54.43 Кб (Скачать)
 

 СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА В РОССИИ

2.1. В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития: 
 
быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура России как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи;  
 
информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества; 
 
развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий; 
 
в общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации постиндустриального развития; 
 
принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в некоторых важных областях деятельности человека, общества и государства.  
 
2.2. В то же время уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира.  
 
Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.  
 
Практически отсутствует производство конкурентоспособной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, в результате чего зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий значительно превышает критический уровень.  
 
Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития.  
 
Медленно реализуются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия. 
 
Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.  
 
Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества.
 
 
 
 
 

Правовая  информатика и  её место в правовой системе. Информатизация органов исполнительной власти. 

Сбором, систематизацией, обобщением и анализом информации занимается научная дисциплина “Информатика”.     

 Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью  электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).      

 Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причем основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции.     

 В нашей стране  подобная трактовка термина "информатика"  утвердилась с момента принятия  решения в 1983 г. на сессии  годичного собрания Академии  наук СССР об организации нового  отделения информатики, вычислительной  техники и автоматизации. Информатика  трактовалась как "комплексная  научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования  основанных на ЭВМ систем переработки  информации, их применения и воздействия  на различные области социальной  практики".     

 Информатика — это область  человеческой деятельности, связанная  с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.     

 Правовая информатика представляет  собой прикладную ветвь общей информатики. Существуют различные подходы к пониманию предмета и задач правовой информатики.      

 Правовая информатика — наука,  которая изучает правовые проблемы обращения информации в правовой системе. Правовая информатика, с одной стороны является одним из направлений информатики, а с другой, применяется в условиях правовой системы и для нужд этой системы, т.е. учитывает особенности правовой системы.     

 В развитие правовой информатики  большой вклад внесли российские ученые: С.С. Москвин, Н.С. Полевой, А.Р. Шляхов, А.Б. Венгеров, О.М. Батурин, М.М. Рассолов, В.Д. Элькин и другие ученые.     

 Однако С.С. Москвин, Н.С, Полевой,  А.Р. Шляхов в 70-е гг. рассматривали правовую информатику только лишь с позиций кибернетики, т.е. в контуре управления правовой кибернетической системы, где исследуются процессы управления, прямая и обратная связи, по которым и циркулирует правовая информация.     

 Ю.М. Батурин в правовой информатике  выделяет три составляющих: техническую сторону информационного права и программное обеспечение правовых задач; специализированные юридические системы и принятие юридических решений с помощью ЭВМ; основы теории информации

применительно к правовой материи.     

 М.М. Рассолов и В.Д. Элькин  определяют правовую информатику следующим образом: «правовая информатика, имея свои корни в теории государства и права и общей «большой информатике», подходит к праву и ко всем областям юридической деятельности с самостоятельных позиций, значительно отличающихся от подхода к ним со стороны других юридических наук; она исследует общие и конкретные информационные проблемы и задачи в сфере права и правовых механизмов».     

 Следует заметить, что все эти  подходы к предмету правовой  информатики не противоречат друг другу. Наоборот, они имеют много общего, дополняют друг друга и могут рассматриваться как единое целое, в котором каждый подход имеет свою направленность, свои проблемы и задачи. В частности, общим для всех приведенных подходов является, бесспорно, то, что все без исключения авторы, разрабатывающие их, говорят о возможностях применения науки информатики в праве. Причем, под правовой информатикой они понимают новое направление правоведения об общих закономерностях информации в правовых системных образованиях различной природы, а право рассматривают с позиций информатики. В то же время, каждый из подходов имеет свои особенности, аспекты и проблемы.       Обобщая сказанное, можно остановиться на следующем определении.       Правовая информатика — наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе).     

 Объектами исследования в правовой  информатике выступают:     

 а) информация в правовой системе  как объект особого рода. Проводится классификация информации в правовой системе по разным основаниям. Изучаются мотивация, основания и цели создания и использования информации; особенности и юридические свойства информации; проблемы оценки количества и качества информации; роль информации в принятии юридических решений. Здесь применяются методы исследования информатики и одновременно методы юридических наук.     

 б) информационные процессы в  правовой системе и возникающие  при их осуществлении информационные отношения. Это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. Существенное внимание правовая информатика обращает на изучение общественных отношений, возникающих в информационных процессах, на особенности этих отношений, вызываемых юридическими свойствами информации.     

 в) информационные системы, информационно – телекоммуникационные технологии и средства их обеспечения, в том числе АИС, базы и банки данных, их сети, другие информационные технологии, используемые для правовых целей, создаваемые на основе средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Исследуются процессы их здания и использования. Серьезное внимание обращается на информационные отношения, возникающие в этих процессах.      

 Однако все же остается открытым  вопрос: что следует вкладывать  в содержание предмета правовой информатики.     

 Исходя из синтеза совокупности  приведенных определений и подходов, можно утверждать, что правовая информатика — это прикладная наука, изучающая проблемы сбора, восприятия, регистрации, хранения, обработки и использования социально-правовой информации в правовой системе общества и ее подсистемах, как в специфических правовых информационных образованиях. В таком определении предмета правовой информатики ясно видно наличие двух начал: правовых (правовые информационные образования — правовая система общества, ее подсистемы, социально-правовая информация и др.) и общих информационных (фазы обращения информации, сбор информации, ее восприятие, регистрация, обработка и т.д.). Правовая информатика — синтез, а не механическое объединение права и информатики, их неразрывная связь и единство.     

 Правовая информатика, как самостоятельная  отрасль знания, рассматривает и изучает право, правовую систему и юридическую деятельность в целом с точки зрения информации, как целостные информационно-правовые образования. . Правовая информатика позволяет изучать уже известные правовые системы, явления и процессы под новым утлом зрения, с точки зрения обобщенных информационных позиций, представить их в виде единого целостного информационного образования.      

 Вопрос только заключается в  следующем: что это за образование  и в какой степени оно управляемо и должно подвергаться совершенствованию. Думается, что ответ на этот вопрос может быть дан лишь в ходе совместных исследований ученых и специалистов, занимающихся правовой информатикой, разработкой содержательных проблем вышеназванных юридических наук и «большой информатикой». Сама правовая информатика, видимо, не сможет дать ответ на этот вопрос вследствие того, что она оперирует лишь такими понятиями, как информация, разнообразие, информационная система, информационные связи и воздействия, банк данных, компьютер, информационно-поисковая система и другими. В этом смысле ее можно назвать общей и в определенной степени формальной наукой и учебной дисциплиной о проблемах информации в сфере юридической деятельности.  
 

Понятие и концепции информационного  общества

Речь идет о становлении  глобальной информационной индустрии, которая переживает период технологической  конвергенции, организационных слияний, законодательной либерализации, о  роли знаний, информации в экономическом  развитии, появлении новых форм “электронной”  демократии, структурных сдвигах  в занятости. Специфика переживаемого  момента в том, что эти изменения  происходят в исторически сжатые сроки, на глазах одного поколения. Можно  сказать, что в течение последних 40 лет полностью сформировались предпосылки для широкомасштабного  перехода к информационному обществу. Конечно, не везде они еще проявились в полной мере, не все страны, в том числе и Украина, прошли необходимые “подготовительные” этапы, но глобализация экономической жизни, снятие былых идеологических барьеров, стремительный технологический прогресс “сжимают” время, отпущенное государствам для формирования политики, позволяющей бесконфликтно и с выгодой для себя выйти на новую ступень развития — в информационное общество.  
Информационное общество возникает в рамках существующих индустриальных и постиндустриальных обществ с разной степенью интенсивности, но в соответствии с общими закономерностями, анализ которых позволяет выработать рекомендации, ускоряющие процесс его формирования в интересах личности и общества [18]. 
Понятие “информационное общество” появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как “технотронное общество”, “общество знания”, “постиндустриальное общество”. Представление об информационном обществе связаны также с концепцией “трех волн” А. Тоффлера. 
Термин “информационное общество” был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. 
В тот период в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер; на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии. 
Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. В связи с этим актуальность изучения их опыта, выработки комплекса рекомендаций для Украины не вызывают сомнений.  
Информационное общество в американской национальной информационной инфраструктуре определяется как общество, в котором: учебные заведения и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне зависимости от географических условий, расстояния, ресурсов и трудоспособности; огромный потенциал искусства, литературы и науки становится доступен не только в библиотеках и музеях; медицинские и социальные услуги становятся доступными в интерактивном режиме; создается возможность полноценно работать через электронные магистрали; небольшие фирмы могут получать заказы со всего мира электронным образом; каждый может смотреть последние фильмы, обращаться в банк, магазин из своего дома, получать государственную информацию прямо или через местные библиотеки, легко вступать в контакты с государственными служащими; государственные, деловые структуры могут обмениваться информацией электронным путем, снижая объем бумажного документооборота и улучшая качество услуг [17].  
За последнее десятилетие к теме информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые, ими предложено несколько определений информационного общества.  
Глобальное информационное общество формируется локально, в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями.  
Информационные общества имеют три главных характеристики. Во-первых, информация используется как экономический ресурс. Организации используют информацию во все больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения. В-третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Причем движение к информационному обществу — общая тенденция для развитых и развивающихся стран. 
Становление информационных обществ обусловлено двумя взаимосвязанными причинами — долгосрочными тенденциями экономического развития и технологическим прогрессом. Экономическая структура общества меняется. Сфера услуг преобладает над промышленностью и сельским хозяйством. Создание же информационных продуктов и услуг можно отнести к сфере услуг. Современные ИТТ многократно увеличили нашу способность обрабатывать информацию и тем самым способствовали росту информационно насыщенного сектора экономики. [12] 
Индустрия обработки содержания охватывает производителей компьютеров, телекоммуникационного оборудования и потребительской электроники. 
По общему мнению, которое сложно подтвердить цифрами из-за отсутствия приемлемой статистики, в информационной индустрии лидирует индустрия содержания. Именно в ней производится большая часть добавленной стоимости, что привело в середине 90-х гг. к интенсивному процессу слияния и поглощения компаний информационного сектора экономики, целью которых является стремление повысить прибыльность своего бизнеса. 
Вместе с тем отставание законодательного обеспечения прав человека на информацию, неприкосновенность личной жизни, сохранность персональных данных, ограничений на концентрацию средств массовой информации и коммуникации могут реально привести и в ряде случаев приводят к манипуляции массовым сознанием, контролю за личностью со стороны либо государственных, либо криминальных структур. Особую озабоченность вызывает уязвимость информационных и телекоммуникационных систем, обеспечивающих функционирование энергетики, авиатранспорта, городского хозяйства и прочих жизненно важных объектов. 
Приведенных характеристик информационного общества достаточно, на наш взгляд, чтобы понять, о чем идет речь, а дальнейшее наполнение содержанием понятия “информационное общество” целесообразно осуществить в рамках рассмотрения концепций информационного общества. 
За последние годы многие страны и международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Эти документы принимают разнообразную форму, но преследуют одну цель — войти в число лидеров мирового сообщества. Анализ этих концепций позволяет выявить системные признаки информационного общества.  
Поскольку технологическая база информационного общества постепенно создается и в Украине, необходимо иметь сформулированную и заявленную от имени государства концепцию его построения, в которой были бы прописаны роль и место основных действующих лиц — коммерческого сектора экономики, государства, населения. 
При создании концепций информационного общества, как правило, используется комплексный подход, основанный на формировании баланса интересов государства, общества, предпринимательских кругов, личности. Подобные концепции разработаны и реализуются в США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Франции, Японии, Италии, ФРГ, Дании. К их описанию можно получить доступ через Интернет на сервере Европейской Комиссии Совета Европы в рамках проекта “Глобальный инвенторий”, на котором представлен большой массив информации, относящейся к мировым процессам в области создания информационного общества. 
Обращается внимание, что в случае, если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться, ее ждет не только потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, но и рост социального отчуждения внутри европейских стран. 
Использование ИТТ характеризуется их всепроникающим характером и скоростью внедрения во все секторы - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов роста. Однако реальность отличается от этих предположений. На самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, [3] 
Информационная революция предоставляет возможность обновить структуры демократии с помощью обеспечения более легкого доступа к информации, более эффективного использования государственного аппарата, расширенного участия общественности в принятии решений. Однако на современной стадии развития ИТТ даже в США и Европе вряд ли вероятно, что произойдет серьезное изменение политической жизни на основе “домашних” систем голосования. Встает вопрос о равном доступе к возможностям ИТТ для всех граждан. Проблема исключения части общества из этого процесса становится все более серьезной. Имеется в виду не только в рамках одной страны, но и между странами. 
Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих кругов и не являются частью государственного аппарата. Создание таких центров должно концентрироваться на независимости их деятельности и адекватных процедурах контроля. Центры доверия должны быть ответственны за проверку программного обеспечения, управление ключами, содержание списков ключей и их сертификацию. 
Однако необходимо иметь в виду, что постоянное технологическое совершенствование систем шифрования, включающее возможность “спрятать” одно послание в другом, приводит к созданию в ближайшем будущем практически совершенных систем шифрования, которые сделают расшифровку посланий чрезвычайно трудным делом. В этом случае государственные агентства, отвечающее за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружить коммуникации между преступниками. 
Переход к информационному обществу требует государственного вмешательства, одними рыночными силами он не осуществится. Государственным деятелям разных стран нужно правильно понять эту роль.  
В отличии от подхода к построению информационного общества в США, где предпочтение отдается технологическим аспектам информационной супермагистрали, в Европе больше внимания уделяется социальному измерению. Например, именно социальные составляющие общественного развития стоят на первом плане в труде, подготовленном Европейской Комиссией, — “Работа и жизнь в информационном обществе”.  
В этой “Зеленой книге” подчеркивается, что мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличат ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и теми, кто их не знает? 
Информационные технологии резко снизили стоимость обработки и хранения информации за последние 50 лет. Сегодня мы переживаем аналогичный процесс снижения стоимости коммуникаций, стоим на пороге революции распределения информации, которая преобразует организацию рабочего процесса, деятельность организаций, функционирование всего общества. [5] 
Скорость разрушения старых рабочих мест и рабочих функций в конце этого столетия не отличается существенно от структурных изменений, имевших место в прошлом. Однако скорость происходящих перемен, постоянное появление новых технологий, быстрое изменение требований рынка порождают неустойчивость на рынке труда, быстрое изменение требований к характеру трудовых операций, к компьютерной грамотности работников. 
Наши экономики трансформируются от стандартного машинного производства к производству, основанном на знаниях. Однако в недавнем прошлом внедрение ИТТ не приводило к повышению общей эффективности экономики, производительности, поскольку внедрение этих технологий не сопровождалось адекватными организационными преобразованиями. 
С учетом уже достигнутого перед европейскими странами ставятся новые задачи. Необходимо улучшить условия для ведения бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать условия для внедрения электронной торговли. Важен переход к обучению в течение всей жизни. В этом направлении работает инициатива “Обучение в информационном обществе”. 
Поскольку создаются национальные информационные инфраструктуры, необходимо, чтобы они вместе трансформировались в глобальную информационную инфраструктуру. Эта задача требует беспрецедентного международного сотрудничества, цель которого — гарантировать каждому гражданину право на доступ к глобальной информационной инфраструктуре. Выделены принципы, которыми следует руководствоваться при создании глобального информационного общества (ГИИ):  
— обеспечение справедливой конкуренции;  
— поощрение частных инвестиций;  
— определение и адаптация регулирующих механизмов;  
— обеспечение открытого доступа к сетям;  
— создание условий для обеспечения универсального доступа к информационным услугам;  
— обеспечение равенства возможностей для граждан;  
— обеспечение разнообразия содержания, включая культурное и языковое;  
— признание необходимости международного сотрудничества с особенным вниманием к развивающимся странам.  
За последние десятилетия существовавший режим регулирования информационной индустрии оказался настолько подорван развитием рынка и технологий, что он больше не соответствует современным коммерческим и технологическим возможностям и реальностям. В результате устаревшие формы регулирования сдерживают инициативу пользователей и поставщиков услуг. Необходимо как можно скорее внедрить новые правила игры, что проложит путь инвестициям и широкому использованию ИТТ. Изменения в режимах регулирования должны учесть современные тенденции в развитии средств обработки информации, коммуникаций, беспроводной, в том числе глобальной спутниковой связи, мультимедийных приложений, в формировании союзов и объединений производителей и поставщиков услуг. 
Можно говорить о всепроникающем характере современных ИТТ, постепенном переходе к новому этапу развития человеческой цивилизации, на котором производство и потребление информации во всех ее видах становятся доминирующим занятием для большинства населения. Конечно, этот переход займет еще не одно десятилетие, но контуры грядущего уже обозначены. В связи с этим большинство развитых стран рассматривают формирование государственной политики в вопросе становления информационного общества как одну из важнейших задач, стоящих в одном ряду с такими традиционными проблемами, как борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование экономического роста, укрепление международного могущества. Более того, ключ к решению перечисленных проблем видится именно в широкомасштабном и скоординированном использовании ИТТ
 
 

Информация о работе Состояние развития информационного общества в России