Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 21:09, реферат
В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития:
быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура России как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи;
информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества;
развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
2.1. В России, являющейся
одним из центров мировой науки и культуры,
существуют условия для интенсивного
постиндустриального развития:
быстрыми темпами совершенствуется информационная
инфраструктура России как составная
часть глобальной информационной инфраструктуры,
развивается рынок услуг связи;
информационно-коммуникационные технологии
активно используются в экономической,
политической, социальной и духовной жизни
общества;
развивается система правового регулирования
отношений, связанных с созданием и использованием
информационно-коммуникационных технологий;
в общественном мнении складывается понимание
необходимости интенсификации постиндустриального
развития;
принят и реализуется ряд концептуальных,
доктринальных и программных документов
по использованию информационно-коммуникационных
технологий в некоторых важных областях
деятельности человека, общества и государства.
2.2. В то же время уровень развития российской
информационной инфраструктуры, использования
информационно-коммуникационных технологий
в общественном производстве и государственном
управлении не в полной мере соответствует
задачам диверсификации экономики, повышения
конкурентоспособности страны, благосостояния
и качества жизни граждан, укрепления
обороноспособности и безопасности, а
также существенно уступает развитым
странам мира.
Сохраняется неравенство в доступе к информации
и информационно-коммуникационным технологиям
различных групп населения и регионов,
которое все более превращается в фактор,
тормозящий социально-экономическое развитие
общества.
Практически отсутствует производство
конкурентоспособной продукции микроэлектронной
промышленности, телекоммуникационного
оборудования и средств вычислительной
техники, в результате чего зависимость
развития российской информационной инфраструктуры
от поставок зарубежных информационно-коммуникационных
технологий значительно превышает критический
уровень.
Система образования и науки не может
в необходимом объеме обеспечить качественное
воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое
для повышения конкурентоспособности
страны в условиях постиндустриального
развития.
Медленно реализуются работы по использованию
информационно-коммуникационных технологий
для сохранения культурного наследия.
Сложившаяся к настоящему времени система
обеспечения информационной безопасности
страны в недостаточной мере способна
противостоять современным угрозам, связанным
с использованием возможностей информационно-коммуникационных
технологий в террористических и других
преступных целях. Слабо налажена координация
деятельности государственных органов
и негосударственных организаций в области
обеспечения безопасности информационных
и коммуникационных систем, используемых
на ключевых объектах инфраструктуры
страны.
Значительные усилия, предпринимаемые
государственными органами по созданию
условий для интенсификации постиндустриального
развития общества, недостаточно скоординированы,
слабо используется потенциал бизнеса
и гражданского общества.
Правовая информатика и её место в правовой системе. Информатизация органов исполнительной власти.
Сбором, систематизацией, обобщением и анализом информации занимается научная дисциплина “Информатика”.
Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации". В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).
Выделение информатики как
В нашей стране
подобная трактовка термина "
Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
Правовая информатика
Правовая информатика — наука,
В развитие правовой
Однако С.С. Москвин, Н.С,
Ю.М. Батурин в правовой
применительно к правовой материи.
М.М. Рассолов и В.Д. Элькин
определяют правовую
Следует заметить, что все эти подходы к предмету правовой информатики не противоречат друг другу. Наоборот, они имеют много общего, дополняют друг друга и могут рассматриваться как единое целое, в котором каждый подход имеет свою направленность, свои проблемы и задачи. В частности, общим для всех приведенных подходов является, бесспорно, то, что все без исключения авторы, разрабатывающие их, говорят о возможностях применения науки информатики в праве. Причем, под правовой информатикой они понимают новое направление правоведения об общих закономерностях информации в правовых системных образованиях различной природы, а право рассматривают с позиций информатики. В то же время, каждый из подходов имеет свои особенности, аспекты и проблемы. Обобщая сказанное, можно остановиться на следующем определении. Правовая информатика — наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы в праве (или в правовой системе).
Объектами исследования в
а) информация в правовой
б) информационные процессы в
правовой системе и
в) информационные системы, информационно – телекоммуникационные технологии и средства их обеспечения, в том числе АИС, базы и банки данных, их сети, другие информационные технологии, используемые для правовых целей, создаваемые на основе средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Исследуются процессы их здания и использования. Серьезное внимание обращается на информационные отношения, возникающие в этих процессах.
Однако все же остается
Исходя из синтеза
Правовая информатика, как
Вопрос только заключается в
следующем: что это за
Понятие и концепции информационного общества
Речь идет о становлении
глобальной информационной индустрии,
которая переживает период технологической
конвергенции, организационных слияний,
законодательной либерализации, о
роли знаний, информации в экономическом
развитии, появлении новых форм “электронной”
демократии, структурных сдвигах
в занятости. Специфика переживаемого
момента в том, что эти изменения
происходят в исторически сжатые
сроки, на глазах одного поколения. Можно
сказать, что в течение последних
40 лет полностью сформировались
предпосылки для
Информационное общество возникает в
рамках существующих индустриальных и
постиндустриальных обществ с разной
степенью интенсивности, но в соответствии
с общими закономерностями, анализ которых
позволяет выработать рекомендации, ускоряющие
процесс его формирования в интересах
личности и общества [18].
Понятие “информационное общество” появилось
во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним
использовались такие термины, как “технотронное
общество”, “общество знания”, “постиндустриальное
общество”. Представление об информационном
обществе связаны также с концепцией “трех
волн” А. Тоффлера.
Термин “информационное общество” был
использован в Японии в 1966 г. в докладе
группы по научным, техническим и экономическим
исследованиям, в котором утверждалось,
что информационное общество представляет
собой общество, в котором имеется в изобилии
высокая по качеству информация, а также
есть все необходимые средства ее распределения.
В тот период в западной литературе считалось,
что основой формирования информационного
общества является развитие вычислительной
и информационной техники. Назывался и
ряд других признаков: информация приобретает
глобальный характер; на движение информационных
потоков уже не оказывают существенного
влияния государственные границы и различные
барьеры; попытки ограничить свободное
распространение информации наносит вред
стране, стремящейся внести такого рода
ограничения; значительно выросли возможности
сбора, обработки, хранения, передачи информации,
доступа к ней; увеличивается воздействие
информации на развитие различных сфер
человеческой деятельности; углубляется
процесс децентрализации общества; происходит
переход к новым формам занятости; идет
процесс формирования новых трудовых
ресурсов за счет увеличения количества
занятых в информационной индустрии.
Государственные органы ведущих стран
заняли чрезвычайно активную позицию
в деле формирования информационного
общества. В связи с этим актуальность
изучения их опыта, выработки комплекса
рекомендаций для Украины не вызывают
сомнений.
Информационное общество в американской
национальной информационной инфраструктуре
определяется как общество, в котором:
учебные заведения и преподаватели становятся
доступными всем студентам, вне зависимости
от географических условий, расстояния,
ресурсов и трудоспособности; огромный
потенциал искусства, литературы и науки
становится доступен не только в библиотеках
и музеях; медицинские и социальные услуги
становятся доступными в интерактивном
режиме; создается возможность полноценно
работать через электронные магистрали;
небольшие фирмы могут получать заказы
со всего мира электронным образом; каждый
может смотреть последние фильмы, обращаться
в банк, магазин из своего дома, получать
государственную информацию прямо или
через местные библиотеки, легко вступать
в контакты с государственными служащими;
государственные, деловые структуры могут
обмениваться информацией электронным
путем, снижая объем бумажного документооборота
и улучшая качество услуг [17].
За последнее десятилетие к теме информационного
общества неоднократно обращались и отечественные
ученые, ими предложено несколько определений
информационного общества.
Глобальное информационное общество формируется
локально, в разных странах этот процесс
идет с различной интенсивностью и особенностями.
Информационные общества имеют три главных
характеристики. Во-первых, информация
используется как экономический ресурс.
Организации используют информацию во
все больших масштабах с целью повысить
эффективность, стимулировать инновации,
укрепить конкурентоспособность. Во-вторых,
информация становится предметом массового
потребления у населения. В-третьих, происходит
интенсивное формирование информационного
сектора экономики, который растет более
быстрыми темпами, чем остальные отрасли.
Причем движение к информационному обществу
— общая тенденция для развитых и развивающихся
стран.
Становление информационных обществ обусловлено
двумя взаимосвязанными причинами — долгосрочными
тенденциями экономического развития
и технологическим прогрессом. Экономическая
структура общества меняется. Сфера услуг
преобладает над промышленностью и сельским
хозяйством. Создание же информационных
продуктов и услуг можно отнести к сфере
услуг. Современные ИТТ многократно увеличили
нашу способность обрабатывать информацию
и тем самым способствовали росту информационно
насыщенного сектора экономики. [12]
Индустрия обработки содержания охватывает
производителей компьютеров, телекоммуникационного
оборудования и потребительской электроники.
По общему мнению, которое сложно подтвердить
цифрами из-за отсутствия приемлемой статистики,
в информационной индустрии лидирует
индустрия содержания. Именно в ней производится
большая часть добавленной стоимости,
что привело в середине 90-х гг. к интенсивному
процессу слияния и поглощения компаний
информационного сектора экономики, целью
которых является стремление повысить
прибыльность своего бизнеса.
Вместе с тем отставание законодательного
обеспечения прав человека на информацию,
неприкосновенность личной жизни, сохранность
персональных данных, ограничений на концентрацию
средств массовой информации и коммуникации
могут реально привести и в ряде случаев
приводят к манипуляции массовым сознанием,
контролю за личностью со стороны либо
государственных, либо криминальных структур.
Особую озабоченность вызывает уязвимость
информационных и телекоммуникационных
систем, обеспечивающих функционирование
энергетики, авиатранспорта, городского
хозяйства и прочих жизненно важных объектов.
Приведенных характеристик информационного
общества достаточно, на наш взгляд, чтобы
понять, о чем идет речь, а дальнейшее наполнение
содержанием понятия “информационное
общество” целесообразно осуществить
в рамках рассмотрения концепций информационного
общества.
За последние годы многие страны и международные
организации в качестве приоритетной
задачи выделили реализацию концепций
и программ по переходу к информационному
обществу. Эти документы принимают разнообразную
форму, но преследуют одну цель — войти
в число лидеров мирового сообщества.
Анализ этих концепций позволяет выявить
системные признаки информационного общества.
Поскольку технологическая база информационного
общества постепенно создается и в Украине,
необходимо иметь сформулированную и
заявленную от имени государства концепцию
его построения, в которой были бы прописаны
роль и место основных действующих лиц
— коммерческого сектора экономики, государства,
населения.
При создании концепций информационного
общества, как правило, используется комплексный
подход, основанный на формировании баланса
интересов государства, общества, предпринимательских
кругов, личности. Подобные концепции
разработаны и реализуются в США, Великобритании,
Канаде, Финляндии, Франции, Японии, Италии,
ФРГ, Дании. К их описанию можно получить
доступ через Интернет на сервере Европейской
Комиссии Совета Европы в рамках проекта
“Глобальный инвенторий”, на котором
представлен большой массив информации,
относящейся к мировым процессам в области
создания информационного общества.
Обращается внимание, что в случае, если
Европа не сможет быстро и эффективно
адаптироваться, ее ждет не только потеря
конкурентоспособности перед лицом США
и азиатских экономик, но и рост социального
отчуждения внутри европейских стран.
Использование ИТТ характеризуется их
всепроникающим характером и скоростью
внедрения во все секторы - в промышленность,
сферу услуг, государственное управление,
образование и т.п. Оказывают они воздействие
и на обыденную жизнь людей. В связи с таким
масштабным воздействием можно было бы
ожидать высоких темпов роста. Однако
реальность отличается от этих предположений.
На самом деле воздействие ИТТ зависит
от их социальной приемлемости, [3]
Информационная революция предоставляет
возможность обновить структуры демократии
с помощью обеспечения более легкого доступа
к информации, более эффективного использования
государственного аппарата, расширенного
участия общественности в принятии решений.
Однако на современной стадии развития
ИТТ даже в США и Европе вряд ли вероятно,
что произойдет серьезное изменение политической
жизни на основе “домашних” систем голосования.
Встает вопрос о равном доступе к возможностям
ИТТ для всех граждан. Проблема исключения
части общества из этого процесса становится
все более серьезной. Имеется в виду не
только в рамках одной страны, но и между
странами.
Право властей на просмотр и мониторинг
информации должно быть строго ограничено
рамками закона, модифицированного в соответствии
с новыми требованиями. Право на использование
средств шифрования должно быть защищено
учреждением независимых общественных
центров доверия, которые регулируются
независимо от коммерческих кругов и не
являются частью государственного аппарата.
Создание таких центров должно концентрироваться
на независимости их деятельности и адекватных
процедурах контроля. Центры доверия должны
быть ответственны за проверку программного
обеспечения, управление ключами, содержание
списков ключей и их сертификацию.
Однако необходимо иметь в виду, что постоянное
технологическое совершенствование систем
шифрования, включающее возможность “спрятать”
одно послание в другом, приводит к созданию
в ближайшем будущем практически совершенных
систем шифрования, которые сделают расшифровку
посланий чрезвычайно трудным делом. В
этом случае государственные агентства,
отвечающее за общественную безопасность,
должны найти иные способы обнаружить
коммуникации между преступниками.
Переход к информационному обществу требует
государственного вмешательства, одними
рыночными силами он не осуществится.
Государственным деятелям разных стран
нужно правильно понять эту роль.
В отличии от подхода к построению информационного
общества в США, где предпочтение отдается
технологическим аспектам информационной
супермагистрали, в Европе больше внимания
уделяется социальному измерению. Например,
именно социальные составляющие общественного
развития стоят на первом плане в труде,
подготовленном Европейской Комиссией,
— “Работа и жизнь в информационном обществе”.
В этой “Зеленой книге” подчеркивается,
что мы переживаем исторический период
очень быстрых технологических изменений,
который порождает два главных вопроса.
Первый связан с проблемой занятости:
смогут ли люди адаптироваться к этим
изменениям, порождают ли информационные
и телекоммуникационные технологии новые
рабочие места или разрушают уже сложившиеся?
Второй вопрос относится к демократии
и равенству: увеличат ли сложность и высокая
стоимость современных технологий разрыв
между индустриальными и менее развитыми
странами, молодым и пожилым поколениями,
теми, кто умеет с ними обращаться, и теми,
кто их не знает?
Информационные технологии резко снизили
стоимость обработки и хранения информации
за последние 50 лет. Сегодня мы переживаем
аналогичный процесс снижения стоимости
коммуникаций, стоим на пороге революции
распределения информации, которая преобразует
организацию рабочего процесса, деятельность
организаций, функционирование всего
общества. [5]
Скорость разрушения старых рабочих мест
и рабочих функций в конце этого столетия
не отличается существенно от структурных
изменений, имевших место в прошлом. Однако
скорость происходящих перемен, постоянное
появление новых технологий, быстрое изменение
требований рынка порождают неустойчивость
на рынке труда, быстрое изменение требований
к характеру трудовых операций, к компьютерной
грамотности работников.
Наши экономики трансформируются от стандартного
машинного производства к производству,
основанном на знаниях. Однако в недавнем
прошлом внедрение ИТТ не приводило к
повышению общей эффективности экономики,
производительности, поскольку внедрение
этих технологий не сопровождалось адекватными
организационными преобразованиями.
С учетом уже достигнутого перед европейскими
странами ставятся новые задачи. Необходимо
улучшить условия для ведения бизнеса
с помощью эффективной и согласованной
либерализации телекоммуникаций, создать
условия для внедрения электронной торговли.
Важен переход к обучению в течение всей
жизни. В этом направлении работает инициатива
“Обучение в информационном обществе”.
Поскольку создаются национальные информационные
инфраструктуры, необходимо, чтобы они
вместе трансформировались в глобальную
информационную инфраструктуру. Эта задача
требует беспрецедентного международного
сотрудничества, цель которого — гарантировать
каждому гражданину право на доступ к
глобальной информационной инфраструктуре.
Выделены принципы, которыми следует руководствоваться
при создании глобального информационного
общества (ГИИ):
— обеспечение справедливой конкуренции;
— поощрение частных инвестиций;
— определение и адаптация регулирующих
механизмов;
— обеспечение открытого доступа к сетям;
— создание условий для обеспечения универсального
доступа к информационным услугам;
— обеспечение равенства возможностей
для граждан;
— обеспечение разнообразия содержания,
включая культурное и языковое;
— признание необходимости международного
сотрудничества с особенным вниманием
к развивающимся странам.
За последние десятилетия существовавший
режим регулирования информационной индустрии
оказался настолько подорван развитием
рынка и технологий, что он больше не соответствует
современным коммерческим и технологическим
возможностям и реальностям. В результате
устаревшие формы регулирования сдерживают
инициативу пользователей и поставщиков
услуг. Необходимо как можно скорее внедрить
новые правила игры, что проложит путь
инвестициям и широкому использованию
ИТТ. Изменения в режимах регулирования
должны учесть современные тенденции
в развитии средств обработки информации,
коммуникаций, беспроводной, в том числе
глобальной спутниковой связи, мультимедийных
приложений, в формировании союзов и объединений
производителей и поставщиков услуг.
Можно говорить о всепроникающем характере
современных ИТТ, постепенном переходе
к новому этапу развития человеческой
цивилизации, на котором производство
и потребление информации во всех ее видах
становятся доминирующим занятием для
большинства населения. Конечно, этот
переход займет еще не одно десятилетие,
но контуры грядущего уже обозначены.
В связи с этим большинство развитых стран
рассматривают формирование государственной
политики в вопросе становления информационного
общества как одну из важнейших задач,
стоящих в одном ряду с такими традиционными
проблемами, как борьба с инфляцией, безработицей,
стимулирование экономического роста,
укрепление международного могущества.
Более того, ключ к решению перечисленных
проблем видится именно в широкомасштабном
и скоординированном использовании ИТТ
Информация о работе Состояние развития информационного общества в России