Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:00, курсовая работа
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Для низвержения правового государства не обязателен политический переворот; оно само по себе деградирует, если к процессу сохранения и поддержания права, правопорядка и законности не проявляют достаточного и систематического внимания верховная власть, государственные органы охраны законности, средства массовой информации, политические и иные организации и объединения, граждане, права которых нарушены.
3.2. Формирование правового государства в России
Последовательное претворение в жизнь основных принципов правовой государственности в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ положения о том, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", не означает, что Россия окончательно реализовала принципы правового государства. Приведенное положение из Конституции РФ может рассматриваться как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Правовое государство не может быть введено (декретировано) "сверху" каким-либо единовременным правовым актом, даже если этот акт является демократической Конституцией.
Для успешного формирования в России правового государства и утверждения его принципов необходимы следующие условия:
- развитие производства на основе рыночной экономики и создание цивилизованного гражданского общества;
- последовательное осуществление курса демократического развития общества и государства, сочетаемого с укреплением вертикали власти и совершенствованием государственного механизма;
- высокий уровень духовного развития общества, общей и правовой культуры, правосознания граждан, в первую очередь государственных служащих;
- развитие всестороннего международного сотрудничества в целях обеспечения мирового правопорядка, прав и свобод личности.
Практическая работа по подчинению государства праву всегда трудна. Отношение к праву государства зависит от частей и единиц, из которых оно (государство) состоит. Сложность и острота проблем законности и государственной дисциплины в Российской Федерации специально отмечена в публикации В. Путина "Россия на рубеже тысячелетия": "Мировой опыт говорит о том, что главная опасность для прав и свобод человека, демократии в целом исходит от исполнительной власти. Конечно, законодательная власть, принимающая плохие законы, тоже вносит свою лепту. Но главное все-таки - власть исполнительная. Она организует жизнь страны, применяет законы и объективно может довольно существенно, правда, не всегда намеренно, искажать их, применяя административные процедуры" [15, С.5].
Идея правового государства - не застывшая догма, она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления человечеством правовых и нравственных традиций и политического опыта.
Реализация идеи правового государства должна в полной мере учитывать реалии нашей российской действительности уровнем политической и парламентской культуры и правовой культуры.
Обеспечивая экономические, политические, духовные, юридические и международные условия существования Российской Федерации, необходимо одновременно, не откладывая на будущее, уже сейчас практически осуществлять и внедрять в жизнь основные принципы правового государства, тем самым и формируя, создавая его.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С развитием общества деятельность государства по созданию права и охране его от нарушений расширяется и усложняется: создаются законодательные органы, определяются процедура их деятельности, стадии законотворчества. Государство берет на себя задачи опубликования нормативно-правовых актов, их учета, систематизации, кодификации; совершенствуются аппарат правоохраны, процедуры "применения права" (решения конкретных дел на основе права), создаются ведомственные службы и учреждения, ведающие различными сферами правового регулирования (налоговая полиция и налоговая инспекция, судебные приставы, спецслужбы, министерство внутренних дел, армия и министерство вооруженных сил и т.д.).
От иерархии государственных органов, создающих или санкционирующих правовые нормы, зависят юридическая сила последних, приоритет одних нормативно-правовых актов по отношению к другим (конституция - законы - указы - постановления правительства - акты министерств и т.д.). Наконец, с развитием цивилизации совершенствуется правосудие, составляющее важнейшую часть права и правопорядка.
Таким образом, почти во всех своих сущностных качествах право зависит от государства вплоть до того, что авторитетность права предопределяется авторитетностью государства, его отношением к им же созданному праву, степенью налаженности государственных служб, силой (или слабостью) самого государства. В свою очередь, организация и деятельность государства невозможны без права и в очень большой степени зависят от него.
В некоторых учебниках и учебных пособиях право называется признаком государства [11, С.201]. Однако, право не "признак", а способ организации государства и одно из средств поддержания и осуществления государственной власти. Только с помощью норм, обладающих всеми качествами права, государство может оформить свое собственное существование.
Если высший орган государства (лицо, коллегия) может иметь чисто политическое происхождение, т.е. обрести свои власть и правомочия не благодаря праву (наследование, избрание), а вопреки праву (узурпация власти, переворот, революция), то соподчиненность всех нижестоящих государственных органов и должностных лиц, их предметы ведения, компетенция, полномочия должны быть нормативно определены. Государство, не оформившее свою внутреннюю организацию и дисциплину при помощи права, может превратиться даже не в "шайку разбойников", как писал Августин Блаженный, а в нечто аморфное и бессильное, неспособное к существованию в качестве государства.
Государство нуждается в праве и для того, чтобы нормативно (единообразно и стабильно) решить ряд проблем управления подвластными. Таковы, в частности, проблемы размера и способов сбора налогов, регулярного выполнения подданными государственных повинностей (служба в армии, строительство дорог, иные обязанности). Для достижения всех этих целей нужны правовые нормы о собственности, о договорах, о семейных отношениях, о преступлениях и наказаниях, о порядке решения споров и правосудии и, в зависимости от исторических условий, ряд других норм, регулирующих наиболее острые социальные проблемы (например, о веротерпимости).
Поэтому государство без права обойтись не может, даже если это - деспотическое, тоталитарное, полицейское государство, государство неполной законности и зыбкого правопорядка.
Судьбы государства и права тесно сплетены. Вряд ли они везде возникали вместе, по одной и той же причине. Историки гипотетически различают два возможных социальных основания, которые привели к возникновению государства: необходимость улаживания нарастающих в обществе конфликтов либо потребность в управлении обществом, в организованном решении каких-то задач.
Еще 20 –30 лет назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.
Но было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общечеловеческие потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства.
Изобретения права в какой-то мере можно сравнить с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества.
Тема "Соотношение государства и права" крайне важна не только потому, что это конституционная цель, но и с точки зрения понимания сущности и цели государственного устройства общества. Здесь, безусловно, важно уяснить смысл и значение стандартов правовой государственности, таких как приоритет права, правосудие, законность и др. Господство права есть главное в понимании такого плана устройства не только государства, его порядка, но и гражданского общества.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации – М.: Изд-во «Новая Волна», 1997. – 63 с.
Монографическая и периодическая литература:
1. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.;
1978. - 270 с.
2. Бырдин Е. Н. Теория государства и права. Учебно-методический комплекс, Изд-во «Тюмень», 2006.- 65 с.
3. Алексеев С.С. Государство и право, М.: 1996. - 192 с.
4. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права (под редакцией В.А. Томсинова). - М.: "Зерцало", 2008. - 288 с.
5. Чистое учение о праве Ганса Кельзена / Сборник переводов. Вып. I. M.: 1987. - С. 195
6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева – М.: Изд-во «Юрист», 1996 – 472 с.
7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 228 с.
8. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Изд-во «Проспект», 2011.- 416 с.
9. Хайек Ф. Дорога к рабству / Изд-во «Новый мир», № 7, 1990. - 224 с.
10.Самощенко И.С. Законность и правопорядок в советском социалистическом обществе / Общая теория советского права, М.: 1966. – 480 с.
11. Марксистско-ленинская общая теория государства и права / Основные институты и понятия, М.: 1970. - 580 с.
12. Локк Джон. Сочинения в трех томах. Т. 3, М.: 1988 – 670 с.
13. Гегель Г.В.Ф. Философия права, М.: 1990 – 524 с.
14. Баймаханов М.Т. Верховенство права как системообразующий признак понятия правового государства / Научные труды, Изд-во «Адилет», № 1, 2001. – 84 с.
15. Российская газета, № 255, 1999, 31 дек.