Соотношение системы права и системы законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы сравнить систему права и систему законодательства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему права
2. Изучить систему законодательства
3. Сравнить систему права и систему законодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СИСТЕМА ПРАВА. 5
1.1. Понятие системы права, её значение, взаимоотношение с системой законодательства. 5
1.2. Структурные элементы системы права. 11
2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 17
2.1. Понятие системы законодательства, её влияние на систему права. 17
2.2. Структура системы законодательства. Признаки и виды закона. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

соотношение системы права и законодательства.docx

— 60.72 Кб (Скачать)

Ее элементами являются норма  права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано, прежде всего, с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура  системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права, системой законодательства.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решении о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм.

Система права и система  законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права – содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права, система законодательства – внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.

1.2. Структурные элементы системы права.

Первым элементом системы  права следует определить норму  права, которая регулирует типовое  общественное отношение, образуя первичный  элемент системы права.

Норма права — это установленное  или признанное государством общеобязательное правило поведения, обеспеченное возможностью государственного принуждения, закрепленного в официальных актах государства и регулирующее взаимоотношение юридических лиц, органов и организаций. Из норм права складываются правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права, т.е. наиболее крупные подразделения права.3

Институты права – относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности правовых отношений. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины.

По сравнению с нормами  – первичными структурными элементами системы права – институты  являются более емкими по своему характеру  и содержанию составными частями, вторичными элементами структуры права. Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов. В гражданском праве имеется ряд институтов, которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовых отношений отдельная сторона. Это, в частности, институты представительства, исковой давности, зашиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такие принципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений, как порядок назначения и права представителей субъектов правоотношения, определение сроков исковой давности, порядок и способы защиты чести и достоинства гражданина от любых порочащих его слухов и домыслов.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли  права, существуют, хотя и немногочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и учебной юридической литературе их называют смешанными институтами. Например, институт дисциплинарной ответственности. Администрация предприятия или учреждения, где совершаются трудовые нарушения, вправе применять к виновным дисциплинарные взыскания. Это происходит в рамках трудового права. Однако если дисциплинарные взыскания оспариваются в судебном порядке, то рассмотрение данного трудового спора осуществляется уже в рамках другой отрасли – гражданского процессуального права. Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений не является независимыми. В ней всегда (в одних случаях больше, в других — меньше) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют новые компонент системы права - отрасль права.

Отрасли права являются самыми крупными  составляющими системы права. Они представляют собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Так, совокупность норм права, определяющих трудовые отношения, образуют отрасль трудового права России.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент — подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное)  право — это отрасль права,  закрепляющая основы общественного  и государственного устройства  страны, основы правового положения  граждан, систему органов государства и их основные полномочия.4

2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет  собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует  общественные отношения в области  использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право —  это отрасль права, регулирующая  общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право —  отрасль права, которая регулирует  брачно-семейные отношения. Ее  нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное  право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет  собой комплекс норм, которые  устанавливают, какое общественно опасное  поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное  право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Особое место среди  отраслей и институтов права занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права.  Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.  Международное право состоит из двух частей – международного публичного и международного частного права.

  1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

    1. Понятие системы законодательства, её влияние на систему права.

Обычно под законодательством  понимают совокупность законов и  подзаконных нормативных актов. Законодательство – совокупность действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов государства.5

Нормативно-правовые акты являются результатом правотворческой деятельности. Нормативно-правовые акты – это  предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали  таковыми в настоящее время практически  во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный прецедент.

Нормативно-правовой акт  как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; имеет установленную форму и реквизиты; порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей:

Во-первых, они имеют государственно-властный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций.

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются строго определенными субъектами, специально уполномоченным на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры, а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт – документ.

В-четвертых, они имеют  временные, пространственные и субъективные пределы действия.

В-пятых, нормативные акты всегда содержат юридические нормы, т.е. правила поведения общего характера (отсюда и название – нормативный акт).

Нормативно-правовые акты классифицируются по следующим основаниям:

  1. По юридической силе различают законы (акты, обладающие высшей юридической силой) и подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение законов и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
  2. По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, независимо от их трудовой и служебной деятельности.

Нормативно-правовые акты внутреннего  действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства, организации или проживающих  на той или иной территории, причем такие акты могут приниматься  не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.

По субъектам, издающим нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты референдума, органов государственной  власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных  и негосударственных организаций и т.п. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Таковы совместные приказы министерства внутренних дел и прокуратуры по борьбе с преступностью, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.

В связи с усилением  роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.

Информация о работе Соотношение системы права и системы законодательства