Соотношение правового государства и гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
· тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
· сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;

Содержание

Введение ………………………………………….……….…………………..1-2
I Развитие учения о гражданском обществе…….………………………….3-7
II Гражданское общество: структура, признаки,
современное понимание……………………………...………………..…….....8-14
III Соотношение правового государства и гражданского общества……...15-22
Заключение…………………………………………………………………........23-24
Список использованной литературы…………………………………………..25-26

Работа содержит 1 файл

теория государства и права Гражданское общество и госсударство.rtf

— 136.59 Кб (Скачать)

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

IV. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Рассуждая над темой курсовой работы, я пришла к выводу что ни государство, ни гражданское общество не могут существовать друг без друга. В основе любого государства лежит гражданское общество, так как власть, какой бы сильной она не была, все же не способна ликвидировать частные индивидуальные интересы граждан. Именно поэтому нельзя свести на нет гражданское общество не устраняя одновременно и государство. Отсюда можно сделать вывод что государство и гражданское общество появились одновременно.

Интересы государства и гражданского общества можно назвать противоположными (государство служит общему благу, а гражданское общество направлено на достижение собственных интересов) и соответственно возникает множество конфликтных ситуаций. Если деятельность государства, направленная на поддержание порядка в обществе заходит слишком далеко, то такое государство можно назвать деспотичным; если же в этой борьбе преимущество остается за гражданским обществом, то появляется анархия. Примером здесь может служить перестройка и реформы, которые привели к падению Советского Союза. Рухнули государственные структуры, что привело к увеличению степени свободы народов России, и как следствие расцвет преступности и падение нравственности. Именно поэтому в современной России увеличивается потребность в сильной власти, способной навести порядок в стране. А власть в это время занята созданием развитого и активного гражданского общества. Таким образом опять возникает противоречие: государство содействует развитию гражданского общества, путем создания различного рода институтов гражданского общества, которые ослабляют его власть и направлены против самого государства.

Общество не может существовать без власти, силы и законов. Однако на сегодняшний день в российском обществе преобладает равнодушие к законам, несоблюдение или нарушение этих законов. На мой взгляд, причина кроется в пропаганде богатства и власти, которые достигаются незаконным путем. В сложившейся ситуации у большинства людей не получивших ни власти, ни богатства складывается негативное отношение к существующим в обществе нормам.

Еще одной проблемой в соотношении российского государства и гражданского общества является борьба с бедностью. В обществе возникают тенденции к паразитизму и иждивенчеству, т.к люди не могут нормально жить на средства, полученные за собственный труд. Меры, предпринимаемые государством в этой области, пока не способны побороть бедность. В это время в обществе такое положение дел вызывает чувство озлобленности против государства правительства и общества в целом. Ситуацию усугубляют легкие денежные средства , получаемые от экспорта энергоресурсов. Этих денег не достаточно для поддержания высокого уровня жизни населения, как в Арабских Эмиратах, но достаточно для обеспечения прожиточного минимума. Деньги, заработанные таким способом, развращают народ и власть, и препятствуют созданию в стране развитого гражданского общества.

В свою очередь развитое гражданское общество возникает только в таком государстве, которое может гарантировать защиту прав и свобод своим гражданам, а так же внутреннюю и внешнюю безопасность. А возникновение такого государства не возможно без ограничения личных интересов его членов и ответственности за свои действия.

В сегодняшней России все обсуждают права человека, защиту этих прав от посягательств со стороны государства и мало кто вспоминает об обязанностях. Ни один закон не ожжет дать права без ответственности.

Развитое гражданское общество характеризуется не количеством существующих в нем неправительственных организаций, а способностью этих организаций выступать в качестве связующего звена между личными интересами своих членов и общими интересами государства. Сейчас в России огромное количество политических партий, однако это не является свидетельством развитого гражданского общества. Основной целью политических партий является власть, и ради нее они идут на разного рода ухищрения и обещания. В погоне за властью они все больше разъединяют народ, вовлекая его в политическую борьбу. Депутаты же в развитом гражданском обществе должны представлять не личные интересы., а интересы какой-либо сферы жизни общества. В российском гражданском обществе этого не наблюдается.

Из всего этого можно сделать вывод, что в России пока рано говорить о развитом гражданском обществе, оно не может оказывать влияние на деятельность государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы:

В современном понимании гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Карельский В.М., Леушин В.И., Перевалов В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С. Теория государства и права. Учебник. -- 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.
  2. Алексеева Л.М. Власть и общество: имитация сотрудничества или начало диалога? // Адвокат. 2002. № 10.
  3. Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
  4. Гегель Г.В. Сочинения. М., Л., 1934. Т.7.

Грудцына Л.Ю.  Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства/http:www.ms.ru/politics.

  1. И. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994. Т.1.
  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. -- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2003.
  3. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т.3.
  4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М.: Норма, Инфра-М, 1999.
  5. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. -- 3-е изд., пе-рераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2001.
  6. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2.

Резник Ю.М. Формирование гражданского общества как фактор стабилизации российского социума / http://www.rustrana.ru

  1. Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис.- 1996.-№ 6.

 

  1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. -- М.: Фирма Гардарика, 2001.
  2. Теория политики. Учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. - СПб.: Питер, 2008
  3. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. под ред. М.А. Абрамова. - М., 2000.

Фоули М., Эдвардс Б. Парадокс гражданского общества // http://old.russ.ru/journal/predely/97-11-25/fouli.htm

  1. Хлопин А. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // Pro et contra. 2002. № 1.
  2. Цицерон. Диалоги.- М.:, 1966

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Соотношение правового государства и гражданского общества