Соотношение международного и внутригосударственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права - один из центральных в теории международного права. Особое значение вопрос о соотношении этих двух систем правового регулирования приобрел в наши дни ввиду бурного развития разнообразных форм международного сотрудничества, углубления процесса интернационализации жизни народов. Все эти факторы обусловливают необходимость широкого использования государствами международного права для согласования их действий не только в традиционных областях, но и в таких сферах, которые ранее были предметом их национально-правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

ТГП готово (шадрин леха).doc

— 111.50 Кб (Скачать)

      С точки  зрения способа осуществления,  можно различать автоматическую  трансформацию и неавтоматическую, требующую принятия специального  решения. Так, если законодательство  государства предусматривает, что  все международные договоры, в  которых оно участвует, являются частью его внутреннего права (как, например, предусмотрено ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), то нормы любого международного договора, как только он вступает для данного государства в силу, автоматически трансформируются. Если же законодательство требует для придания договору силы закона, например, принятия специального парламентского акта, это будет уже неавтоматическая трансформация.

Наконец, с точки зрения юридической техники, можно выделить следующие виды трансформации:

инкорпорацию;

легитимацию;

отсылку.

Инкорпорация - формальное "включение" норм международного договора во внутреннее право государства  посредством "включения" самого договора в его законодательство. По существу, принимается новый закон или  подзаконный акт, полностью внешне идентичный международному договору: повторяющий его название, структуру, формулировки и т.д.

      Легитимация  - принятие особого внутригосударственного  акта с целью обеспечения выполнения  государством норм международного  права. Такой внутригосударственный акт не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта. Легитимация, в отличие от инкорпорации, представляет собой обычный процесс принятия внутригосударственного акта того или иного уровня, такой же, как в тех случаях, когда не требуется обеспечить выполнение каких-либо международно-правовых норм.

      Наибольшие  сложности вызывает такой вид  трансформации, как отсылка. Если  какая-либо норма непосредственно  адресуется государством участникам  внутригосударственного отношения (или международного отношения немежгосударственного характера), она объективно не может быть международно-правовой: субъекты соответствующего отношения не являются участниками межгосударственного общения, и само это отношение не может стать межгосударственным.

      Отсылка  составляет содержание трансформационной  нормы, согласно которой правила  и установки, являющиеся международно-правовыми,  в определенных случаях начинают  рассматриваться и как внутригосударственные.  Внешне те же самые предписания,  дозволения и запреты адресуются уже участникам других по своей природе отношений, становятся частью внутригосударственного права без инкорпорации в законодательство данного государства международно-правового акта, в котором они зафиксированы (если они содержатся и в таком акте), или без внесения каких-либо иных изменений в законодательство государства (если речь идет о международном обычае). Внутреннее право государства с помощью такого рода приема, как отсылка, обогащается новыми нормами, а законодательство остается без изменений. Разумеется, для того, чтобы это произошло, необходимо принятие внутригосударственного правового акта (чаще всего на уровне закона), содержащего отсылочную норму.

 

 

 

 

 

Задание 2. Дайте толкование ст. 38 Конституции РФ, используя грамматический способ.

 

Прежде всего необходимо раскрыть содержание понятий «толкование  права» и «грамматическое толкование».

Под толкованием права  понимается, уяснение его содержания, выявление его смысла, т.е. воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях его точного применения.

Теперь перейдем к  грамматическому толкованию статьи 38 Конституции РФ. Согласно этой нормы:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Необходимо уяснить содержание понятий «материнство», «детство», «семья», «защита государства».

Согласно словаря С.И. Ожегова «Материнство - состояние  женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка» Для того чтобы определить период материнства  на который распространяется защита государства необходимо обратиться к отраслевому законодательству. Так, в ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929., закреплено право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. А согласно пункту 2. ст. 14 «Лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет».

Таким образом, можно  предположить, что период материнства  распространяется на мать до достижения ребенком возраста полутора лет.

Согласно словаря С.И. Ожегова «Детство - детский возраст, детские годы» Полагаем, что в  ст. 38 Конституции РФ, хотя и используется термин «детство» в общеупотребительном смысле, однако он значительно шире. В обществе принято считать, что период детства простирается до возраста 14 лет, а далее с 14 до 18 лет, человек считается не ребенком, а подростком. В связи с этим логично, предположить, что защита государством детства заканчивается достижением ребенка14-летнего возраста.

Вместе с тем, для  того чтобы уточнить до какого возраста согласно российского законодательства распространяется «детский возраст», необходимо обратится к нормам гражданского и семейного законодательства.

Согласно ст. 21 ГК РФ «Способность гражданина своими действиями приобретать  и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их (гражданская  дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста».

Вместе с тем, ГК РФ не используя понятие дети, всех граждан моложе 10 лет, подразделяет на не достигших четырнадцати лет (малолетних) (ст. 28 ГК РФ), и на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26 ГК РФ).

Пункт 1 статьи 54 СК РФ дает определение понятия "ребенок", соответствующее положению ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., согласно которой ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Кроме того, ребенок приобретает полную дееспособность ранее 18 лет при вступлении в брак и эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

Таким образом, согласно ст. 38 Конституции РФ, гражданин со дня рождения и пока он не достиг совершеннолетия (либо в случае установленном  законом), является ребенком, и в  связи с этим находится под  особой защитой государства.

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В этих случаях о поддержке и защите говорится в самом широком смысле. Имеется в виду комплекс мер экономического (в том числе финансового), организационного, правового характера. Защита материнства и детства, семьи осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Нормы об охране материнства, детства, семьи содержатся в трудовом, семейном, уголовном праве, иных отраслях.

Например, женщины-матери и беременные женщины имеют определенные льготы при приеме на работу и увольнении (ст. 64 ТК РФ), им гарантировано предоставление отпусков (по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.) (ст. 255 - 257 ТК РФ). Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, преследуется в уголовном порядке (ст. 145 УК РФ). Работающим женщинам-матерям и беременным женщинам может быть установлена неполная рабочая неделя или неполный рабочий день (ст. 93 ТК РФ), имеется ряд ограничений при привлечении их к сверхурочным работам и направлении в командировки (ст. 259 ТК РФ) и т.д.

Таким образом, общий  смысл ч. 1 ст. 38 Конституции РФ заключается, в том, что в Российской Федерации, женщины имеющие детей в возрасте до полутора лет (а в некоторых  случаях до 3 лет), дети до достижения ими 18 лет ( за исключением случая эмансипации (ст. 27 ГК РФ)) находятся под особой защитой государства, включающую комплекс мер экономического, организационного, правового характера.

Согласно словаря С.И. Ожегова «Забота - 1. Мысль или  деятельность, направленная к благополучию кого-чего-нибудь. 2. Внимание, попечение, уход. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Это означает, что родители имеют равные права и равные обязанности  по воспитанию детей, обеспечению их здоровья и обучения.

В этой норме используется слово «равное», которое согласно словаря С.И. Ожегова, означает - одинаковый, совершенно сходный.

Таким образом, родительские права, являются одновременно и обязанностями  родителей в отношении детей. Основанием для возникновения родительских прав и обязанностей является происхождение ребенка от родителей, подтвержденное свидетельством о рождении.

Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. Согласно ч. 2 ст. 61 СК РФ «2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия».

 Теперь перейдем  к части 3 ст. 38 Конституции РФ, в которой используется слово  «трудоспособный, который согласно  словаря С.И. Ожегова означает  способный к труду». Как уже выше отмечалось, родительские права действуют: до достижения ребенком 18 лет, либо до вступления в брак несовершеннолетнего, либо до эмансипации ребенка, достигшего 16 лет. До указанных сроков ребенок имеет права исключительно в отношении родителей. После достижения ребенком 18 лет, если он является трудоспособным, у него возникают обязанности в отношении родителей, в частности обязанность по содержанию нетрудоспособных родителей.

Конституционная обязанность  совершеннолетних трудоспособных детей  заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Статья 218 Арбитражно-процессуального  кодекса Российской Федерации «Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

 

1. Арбитражный суд  устанавливает факты, имеющие  юридическое значение для возникновения,  изменения или прекращения прав  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражный суд  рассматривает дела об установлении:

1) факта владения и  пользования юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем  недвижимым имуществом как своим  собственным;

2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

3) факта принадлежности  правоустанавливающего документа,  действующего в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

4) других фактов, порождающих  юридические последствия в сфере  предпринимательской и  иной экономической деятельности.

ОТВЕТ

Данная норма по функциональной роли является исходной т.е. определяет основы  правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. правового регулирования общественных отношений. По разновидности является нормой – принципом, поскольку это законодательное предписание, выражающие и закрепляющие принципы права. Вся норма содержащиеся в статье 218 АПК РФ не имеет в своей структуре как гипотезы, так и санкции, а состоит только из диспозиции т.к. трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте), в частности, ее не содержат дефинитивные нормы, то есть нормы, дающие определения тех или иных правовых институтов.

К этой же категории относятся нормы-принципы, закрепляющие основополагающие идеи права, которая у нас и имеется. По виду диспозиция является обязывающей, поскольку устанавливает обязанность совершать определённые действия. Далее п.1 данной статьи есть простая диспозиция, т.к. предполагает один вариант поведения, а п.2 – сложная диспозиция, поскольку предполагает несколько вариантов поведения.

Информация о работе Соотношение международного и внутригосударственного права