Соотношение и взаимосвязь государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть соотношение и взаимосвязь государства и права.

Поставленная цель определяет конкретные задачи курсовой работы:

- определить понятие и признаки государства;

- рассмотреть понятие и признаки права;

- изучить проблему соотношения и взаимосвязи государства и права;

- выявить воздействие государства на право;

- раскрыть воздействие права на государство.

Содержание

Введение 3

1 Понятие и признаки государства и права 5

1.1 Понятие и признаки государства 5

1.2 Право: понятие и признаки 8

2 Соотношение и взаимосвязь государства и права 11

2.1 Проблема соотношения и взаимосвязи государства и права 11

2.2 Воздействие государства на право 15

2.3 Воздействие права на государство 19

Заключение 22

Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГиП.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

       7. Государство оказывает мощную  идеологическую поддержку праву, превращает его в официальную идеологию. Государство способствует восприятию права индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на правовом менталитете нации.

     Государство, тем самым способствует распространению  права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

     Несомненно, объективно существуют пределы воздействия  государства на право, это обусловлено  регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением, поэтому важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

     Юридическая политика представляет собой основные на общих и специфических закономерностях  развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

     Институт  юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.[13, с.89]

     Таким образом, воздействие государства  на право проявляется в сфере  правотворчества и право реализации, т.е. обеспечивает развитие всей системы  источников права. Следовательно, государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Воздействие права  на государство 

     В юридической литературе проблеме влияния  права на государство уделено  мало внимания, но между тем государство  нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.[13, с.90] Данная концепция, признающая приоритет права над государством, характерна для государств с демократическим режимом, в которых право, с одной стороны, выражает государственную волю, а с другой стороны, гарантирует соблюдение законности при реализации государственной власти, предотвращает возможность произвола со стороны государства.[9, с.254]

     Зависимость государства от права проявляется:

      1. Во внутренней организации государства. 

      Для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. С помощью  права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные  связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. 

      2. В деятельности государства. 

      Выделяют  два метода, посредством которых  государство навязывает свою волю обществу: метод насилия и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность, право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности.

     Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих           организующую роль права в отношении к государству:

      1) право воздействует на государство  при его взаимоотношениях с  населением, отдельной личностью; 

      2) право легализует государственную  деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;

      3) посредством права определяются  границы деятельности государства,  обозначаются пределы вмешательства  в частную жизнь граждан;

      4) право закрепляет специфические  интересы наций и народностей  и  воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями;

      5) правовая форма обеспечивает  возможность  осуществления действенного  контроля за деятельностью государственного  аппарата и создает юридические  гарантии ответственного поведения  государства перед населением;

      6) право выступает в современных  условиях языком общения государства  не только с населением, но  и с другими государствами,  мировым сообществом в целом;

      7) право (и только оно) является  основным средством легитимации  государственного принуждения.

     Принцип связанности государства правом (верховенство права) заключается в  том, что современное государство  как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция права как раз и  исходит из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом, именно оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В этом смысле право выступает как сила, способная подчинить государство, т.е. право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.

     Влияние права на современное государство  столь значимо, что последнее  только и может существовать как  государство правовое. В современных  условиях связующая роль права в  отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

     В результате чего принцип связанности  государства правом (верховенство права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность современного государства, поэтому в этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.[13, с.93] 

     Таким образом, воздействие права на государство заключается в том, что оно прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В результате рассмотрения основных вопросов курсовой работы, необходимо сделать  следующие выводы:

     Государство – это публично-политическая организация  власти в пределах определенной территории, обладающая государственным суверенитетом  и выступающая официальным представителем интересов своих граждан (подданных); характеризующееся следующими признаками –

      - наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным  аппаратом управления и принуждения; 

      - территориальная организация населения; 

      - государственный суверенитет; 

      - всеобъемлющий, общеобязательный  характер актов, издаваемых государством;

      - налогообложение и взимание налогов.      

     Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных  или санкционированных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения в случае их нарушения, выражающих государственную волю и направленных на регулирование общественных отношений; существенными признаками которого являются:

      - нормативность, 

      - общеобязательность,

      - государственно-волевой характер,

      - формальная определенность,

      - системность.

     Государство и право, являясь различными явлениями по своему социальному предназначению и роли, органически взаимосвязаны между собой и находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Данная взаимосвязь включает три главных аспекта такие, как единство, различие, взаимодействие. Однако среди них наиболее существенным аспектом является взаимодействие, т.е. непосредственное воздействие государства на право и наоборот воздействие права на государство.

     Воздействие государства на право проявляется  в сфере правотворчества и  право реализации, т.е. обеспечивает развитие всей системы источников права. Следовательно государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.

     Воздействие права на государство заключается  в том, что оно прежде всего  легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 

     1. Алексеев С.С. Право на пороге  нового тысячелетия / С.С. Алексеев. - М.: Статут, 2000.- 256 с.

     2. Бабурин С.Н. Территория государства.  Правовые и геополитические проблемы  / С.Н. Бабурин. - М.: Изд-во МГУ, 1997.- 480 с.

     3. Байтин М.И. О современном нормативном  понимании права /            Байтин М.И. // Журнал российского  права.  - 1999. - №1. С. 103 - 106

     4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.

     5. Клименко А.В. Теория государства  и права / Клименко А.В.,     Румынина В.В. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

     6. Козлова Е.И., Конституционное право  России / Козлова Е.И.,    Кутафин О.Е. - 4-е изд. - М.: Проспект, 2010. – 608 с.

     7. Любашиц В.Я. Теория государства  и права  / Любашиц В.Я.,           Мамычев А.Ю., Мордовцев А.Ю. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Феникс, 2010. – 704 с.

     8. Малько А.В. Правовое государство  / Малько А.В. // Правоведение. -  1997. - №3. С. 137-146

     9. Малько А.В. Теория государства  и права / Малько А.В. - М.: Юристъ, 2000. – 304 с.

     10. Мальцев Г.В. Понимание права.  Подходы и проблемы / Мальцев Г.В.  - М.: Прометей, 1999. – 419 с.

     11. Масюкевич О.П. Теория государства  и права. Учебное пособие / Масюкевич  О.П. - М.: Дашков и Ко, 2002. – 320 с.

Информация о работе Соотношение и взаимосвязь государства и права