Социологические концепции права и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:42, доклад

Описание работы

В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т. д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно.

Работа содержит 1 файл

Социологические концепции права и государства.docx

— 15.73 Кб (Скачать)

Социологические концепции права  и государства

В основе права  лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т. д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно.

Отношение, соблюдаемое  по привычке, обладает особенной прочностью и именно в силу этого не нуждается  в юридической санкции. Юридическая  защита необходима только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Юридической санкцией обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и  государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения.

Группы общества: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство.

Правовые общественные отношения:

Неорганизованная  защита — защита прав граждан в зависимости от обстоятельств; в каждом конкретном случае определяется соответствующая форма защиты.

Организованная  защита (юридическая) — применяется для защиты типичных для общества интересов; возникает, когда необходимо урегулировать несколько интересов; осуществляется государственными институтами.

  1. Социологическая концепция права Муромцева явилась результатом критического осмысления автором доктрины естественного права, утверждавшей внеисторический подход к праву, вечность и неизменность правовых норм, коренящихся в природе человека. В естественно-правовой теории единый правопорядок оказался разделенным на два: «абсолютно объективный правопорядок», низведенный до уровня простой совокупности неподвижных правовых норм, и конкретный «исторический правопорядок», сложившийся в данном государстве в его конкретно исторических условиях. Однако последний так и не получил удовлетворительного объяснения в рамках этой теории, поскольку она не сумела вскрыть необходимые, закономерные основания его развития.
  2. В научно-познавательном плане социологический подход к праву был подготовлен немецкой исторической школой права, внесшей в процесс правообразования идеи закономерности и законосообразности, и концепцией права Р. Иеринга как защищенного интереса, соединившей идею о закономерном возникновении и развитии права с целенаправленной деятельностью людей.
  3. Муромцев показал ограниченность исторической школы права, вскрыл серьезные пороки отстаиваемой ею концепции правообразования. Утверждая зависимость права от народной жизни, историческая школа стремилась показать, что содержание юридических норм обусловлено всем прошедшим ходом истории народа. Однако она не смогла выявить факторы, которые определяют содержание народного правового убеждения и вытекающего из него права. В результате это убеждение, являющееся общим источником права в прошлом и настоящем, становится не только самобытным, неподвижным, постоянным, но и чем-то мистическим. Историческая школа так и не поднялась до понимания закономерностей развития права, присущих ему объективных свойств.
  4. Муромцев сумел преодолеть влияние исторической школы права и, на несколько десятилетий опередив не только русских, но и немецких юристов, выдвинул и обосновал новый, социологический подход к праву. В противоположность позитивистской концепции, отождествлявшей право и закон, Муромцев под правом понимал совокупность юридических отношений (правовой порядок), а нормы рассматривал как атрибут этого порядка. Это в корне меняло традиционное представление о праве как результате сугубо волевой деятельности законодателя и нацеливало на поиски истоков права в системе общественных отношений. Основное отличительное свойство права, обусловливающее другие его характерные свойства, по мнению Муромцева, составляет юридическая (организованная) защита, которая не сводится к государственной защите и не исчерпывается ею. Значение Муромцева в развитии российской и мировой юриспруденции определяется тем, что он явился основоположником того направления в социологической теории права, которое в качестве центральной категории рассматривает правовые отношения.
  5. Муромцев является сторонником так называемого формального подхода к делению права на частное и публичное. В его основе лежит порядок юридической защиты публично- и частноправовых отношений. Первые защищаются по инициативе органов общественной (государственной) власти, вторые - по инициативе частного лица - субъекта отношения. Такой подход с необходимостью следовал из социологической концепции права. Публичное право образует правопорядок, непосредственное значение которого состоит в том, что он «определяет строй и органы общежития». Непосредственное значение частного правопорядка заключается в том, что, «охраняя интересы общежития, он гарантирует сферу индивидуальной самодеятельности и индивидуального интереса».
  6. Изменения, происходившие в системе общественных отношений России, привели Муромцева к выводу о необходимости ее серьезного реформирования. Составленный им план государственно-правовых преобразований страны на началах конституционализма и парламентаризма создавал правовую основу для установления в России конституционной монархии. Он нашел отражение в разработанном при его деятельном участии проекте Основного закона Российской империи, выдвинутом земским движением, и в проекте, представленном партией конституционных демократов.

Информация о работе Социологические концепции права и государства