Социальное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:27, доклад

Описание работы

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно.

Работа содержит 1 файл

Управление.docx

— 40.38 Кб (Скачать)

Управление с точки зрения его  организации в принципе одинаково  во всех сферах, однако следует различать  общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено  для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области  — финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и  иностранные дела и т. д.

Функции государственного управления

Проблема управленческих функций  позволяет создать оптимальную  структуру и систему управления, определить объективные потребности  органов управления в различных материалах и средствах.

Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

 

Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным  управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление  организационно-правового воздействия  органа государственного управления на конкретные объекты управления.

Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные  для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности  в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.

2. Прогнозирование и моделирование  развития системы государственного  управления, государственных органов,  стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение  изменений в развитии и результате  каких-либо событий или процессов  в системе государственной деятельности, в государственных органах на  основе полученных данных, профессионального  опыта и практики, достижений  научно-теоретического анализа.  Прогнозирование — это необходимый  инструмент в деле принятия  важнейших управленческих решений,  без него невозможно определить  последствия социальных процессов,  будущее состояние общества в  целом, мобильность и эффективность  деятельности государственных органов.

3. Планирование — это определение  направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных  показателей развития тех или  иных процессов в системе государственного  управления и, в частности,  реализации государственных функций  (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с  организованной преступностью и  коррупцией в системе государственной  службы и т. д.). Кроме того, это  разработка целей, задач и направлений  развития и реформы государственной  деятельности и государственного  управления. В процессе реализации  функции планирования создаются  программы по развитию отношений  в различных отраслях и сферах  государственного управления (федеральные,  региональные и комплексные программы), а также программы по изменению  и улучшению деятельности органа  государственного управления и его структуры.

4. Организация — это формирование  системы государственного управления  на основе установленных принципов  и подходов, определение структуры  управляющей и управляемой систем  в государственном управлении. Организация  в узком смысле — это упорядочение  структуры органов государства,  штатов, персонала, процессов государственного  управления. Организующая деятельность  включает действия и решения,  конечной целью которых является  обеспечение надлежащего функционирования  органов государственного управления.

5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).

6. Руководство — это установление  правил и нормативов деятельности  и отдельных действий государственных  органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение  содержания государственной деятельности (например, управленческой).

7. Координация — это согласование  деятельности различных государственных  органов для достижения общих  целей и задач государственного  управления. Координация — это  формирование «ансамбля» управленческой  деятельности автономных административных  центров и обеспечение гармоничного  его функционирования. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно-надзорные функции).

8. Контроль — это установление  соответствия или несоответствия  фактического состояния системы  государственного управления и  ее структуры требуемому стандарту  и уровню, изучение и оценка  результатов общего функционирования  государственных органов, а также  конкретных действий субъектов  управления; установление соотношения  намечаемого и сделанного в  системе государственного управления. Контроль — это наблюдение  за качеством управленческой  деятельности, выявление ошибок  в управлении и степени соответствия  управленческих действий и административных  актов принципам законности и  целесообразности. В определенных  сферах государственной деятельности  органы государственной власти  постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор1, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

9. Регулирование — использование  методов и способов управления  в процессе организации системы  государственного управления и  ее функционирования. Регулирование  — это установление общеобязательных  требований и процедур для  объектов управления и различных  субъектов права в целях обеспечения  общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических  отношений, основ демократической  конкурентности, прав и свобод граждан.

Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования  достаточно велик; укажем лишь некоторые  из них: определение правил поведения  и действия в конкретной сфере  посредством нормативного правового  акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и  т. д.); установление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуществление  контрольной и координационной  деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д.

Содержание государственного регулирования  складывается из следующих элементов: нормативное установление общих  требований в конкретной сфере управленческой деятельности; экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная поддержка  и защита российских разработчиков, производителей и потребителей; контроль за выполнением установленных законом требований и положений; координационное управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.

В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство  и управление невозможно, да и нецелесообразно  заменять государственным регулированием. Например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией подчинено  режиму централизованного прямого  управления. Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется  на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей  мере способствует созданию благоприятных  экономических, организационных и  юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Государственное регулирование  отрицает прямое административное вмешательство  органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную  деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также  налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный заказ.

Государственное регулирование характеризуется  как «положительное» государственное  управление, т. е. непрерывное решение  вопросов общественной и государственной  жизни государством и его исполнительно-распорядительными  органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц  попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую  чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т. д.

 

10. Учет — это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления. Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.


Информация о работе Социальное управление