Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
В соответствии с целью сформулированы задачи работы:
1) осветить результаты социальных реформ, раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества;
2) показать важность социальных преобразований и необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Место социальной политики государства в государственном управлении………………………………………………………………………...7
1.1. Социальная политика государства: происхождение и сущность…………7
1.2. Функции и методы социальной политики………………………………...12
1.3. Главные направления социальной политики……………………………...18
1.4. Проблемы согласования экономической социальной политики………...23
1.5. Механизм формирования…………………………………………………...26
Глава 2. Социальное развитие государства: актуальные проблемы и пути их решения…………………………………………………………………………..29
2.1. Социальная политика: реформы и обязательства………………………...29
2.2. Приоритеты российской социальной политики…………………………..34
2.3. Социальные проблемы России на современном этапе…………………...38
2.4. Результаты реализации социальной политики в России…………………42
Заключение……………………………………………………………………...46
Список литературы………………………
Третий. Социальная сфера становится все более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры, искусства в развитых странах растет опережающими темпами, увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего высокие прибыли. В начале 90-х годов продажа видеокассет в США превысила 10 млрд. долл. в год. Быстро растет рынок программного и мультимедийного продукта, огромны доходы мощных телерадиокомпаний. Ренессанс искусства, превышение его в крупнейший экономический ресурс, американский футуролог Джон Нэсбитт считает одной из десяти глобальных тенденций 90-х годов. Это одна из характерных черт становится гуманистически - информационной постиндустриальной цивилизации, которая станет доминирующей в следующем веке. Десятки миллиардов долларов прибыли вкладываются в медицину, здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке, потеснив нефть.
На этом фоне мирового прогресса, сложившиеся в России, в связи с переходом к рынку, тенденции представляются уродливыми и противоестественными. А именно: обнищание десятков миллионов работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства населения.
Россия исторически обладает крупнейшим в мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон плохо, расхищается, скудеет.
Россия может сохранить высокое звание великой державы, одно из лидирующих мест в мировом сообществе XXI века не путем увеличения добычи и экспорта исчерпаемых полезных ископаемых (нефти), не на основе могущества своего ВПК (который теряет одну позицию за другой). Основа ведущего места России в мировом сообществе - в ее духовном потенциале, высоком интеллекте и богатейшем культурном наследии, развитой системы образования. Если у нас сохранятся преобладающие ныне тенденции, то народ будет продолжать нищать, страна надолго откатится на дальнюю периферию мирового прогресса, накопленное за тысячелетие российской истории духовного богатства будет бездарно растрачено. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально-экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального характера будет успешно решена.
После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод:
для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин А. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. - Альфа-Пресс, 2008г.
2. Асжина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М., «Норма», 1996г.
3. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. - М.: Финансы, 2003г.
4. Волгин Н.А. Социальная политика: Энциклопедия. - Альфа-Пресс, 2006г.
5. Волгин Н.А., Егоров В.К., Калашников С.В. Социальная политика в муниципальных образованиях: Учебник. - Альфа-Пресс, 2006г.
6. Волгин Н.А. Учебник. - 2 изд., стереотип. – Экзамен, 2006г.
7. Волгин Н.А. Социальная политика. - М.: Экзамен, 2008г.
8. Глазьев С.А. О правительственном плане действий в области социальной политики на 2000-2001 г.г.: «РЭЖ - 2000», №8.
9. Гулина М. Словарь-справочник по социальной работе. - Питер, 2008г.
10. Денисова И., Клиновенко Л. Социальная политика: Учебник. - Феникс, 2007г.
11. Захаров В.И., Удалов Ф. П. Контуры социальной политики России: «ЭКО – 2000», №10.
12. Корнейчук Б.В. Информационная экономика. - СПб.: Питер, 2006г.
13. Лексин В., Шевцов А. Общероссийские реформы и территориальные развития “РЭЖ - 2000”.
14. Московская А.В., Московская С.В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости: «Вопросы экономики»: 1999 г., №11.
15. Парамонов В.В. Социальная политика. - М.: РУДН, 2006г.
16. Реальная Россия: Социальная стратификация современного российского общества. - Европа, 2006г.
17. Российская газетА, 2007г, 2 октября.
18. Сатаров Г. Доклад по итогам исследования коррупции в России, 2002г. - Фонд ИНДЕМ.
19. Смирнов С.С., Исаев Н.А. Социальная политика. Новый курс: «Вопросы экономики», 1999г, № 2.
20. Смирнов С.Н. Социальная политика. - М.: Государственный университет – высшая школа экономики, 2004г.
21. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. Науч. монография, под ред. Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. - М.: Вариант, 2008г.
22. Социальная политика: энциклопедический словарь. Под ред. Н. А. Волгина, - М.: Академический проект: Трикста, 2005г.
23. Стребков А.И. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002г., выпуск 12.
24. Тишин Е.А. Актуальные проблемы социального развития: «Экономист», 1997г., №4.
25. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа.//Серия: Золотой фонд учебной литературы - М.: ИТК Дашков и К, 2008г.
Приложение
Таблица 1
Распределение общего объема денежных доходов населения
Показатели | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Денежные доходы - всего | 100,0 | 100.0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100.0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в т.ч. по 20-ти процентным группам населения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первая (с наименьшими доходами) | 5,4 | 5,2 | 5,2 | 5,2 | 5,1 | 5,0 | 5,0 | 4,9 | 4,8 |
вторая | 10,2 | 9,9 | 9,9 | 9,8 | 9,7 | 9,6 | 9,6 | 9,5 | 9,3 |
третья | 15,2 | 14,9 | 14,9 | 14,8 | 14,8 | 14,6 | 14,6 | 14,6 | 14,4 |
четвертая | 22,7 | 22,6 | 22.6 | 22,5 | 22,5 | 22.4 | 22,4 | 22,4 | 22,3 |
пятая (с наибольшими доходами) | 46,5 | 47,4 | 47,4 | 47,7 | 47,9 | 48,4 | 48,4 | 48,6 | 49,2 |
Таблица 2
Распределение населения по величине среднедушевых доходов
(в процентах)
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Все население | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе со среднедушевыми |
|
|
|
|
|
|
|
до 1000,0 | 20,4 | 12,5 | 6,8 | 3,3 | 1,9 | 0,8 | 0,4 |
1000,1-1500,0 | 19,9 | 15,0 | 10,6 | 6,5 | 4,3 | 2,3 | 1,3 |
1500,1-2000,0 | 16,4 | 14,4 | 11,8 | 8,5 | 6,1 | 3,9 | 2,4 |
2000,1-3000,0 | 20,7 | 21,7 | 21,0 | 17,7 | 14,3 | 10,5 | 7,4 |
3000,1-4000,0 | 10,4 | 13,4 | 15,2 | 15,1 | 13,7 | 11,6 | 9,1 |
4000,1-5000,0 | 5,3 | 8,2 | 10,4 | 11,7 | 11,7 | 10,9 | 9,3 |
5000,1-7000,0 | 4,4 | 8,2 | 11,9 | 15,4 | 17,0 | 17,7 | 16,8 |
7000,1-12000,0 | 2,5 | 6,6 | 12,3 | 15,2 | 19,6 | 24,2 | 26,8 |
свыше 12000,0 |
|
|
| 6,6 | 11,4 | 18,1 | 26,5 |
Таблица 3
Величина прожиточного минимума
в Приволжском федеральном округе
на 21 апреля 2008 года
Приволжский | Все | В том числе по социально-демографическим группам | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Республика Башкортостан | 3371 | 3594 | 2785 | 3295 |
Республика Марий Эл | 3277 | 3497 | 2594 | 3176 |
Республика Мордовия | 3260 | 3560 | 2500 | 3114 |
Республика Татарстан | 3172 | 3514 | 2251 | 3125 |
Удмуртская Республика | 3605 | 3868 | 2887 | 3374 |
Чувашская Республика | 3351 | 3593 | 2701 | 3260 |
Пермский край | 4237 | 4548 | 3382 | 4046 |
Кировская область | 3753 | 4047 | 2980 | 3708 |
Нижегородская область | 3865 | 4181 | 3087 | 3792 |
Оренбургская область | 3442 | 3667 | 2788 | 3356 |
Пензенская область | 3448 | 3732 | 2802 | 3290 |
Самарская область | 4279 | 4711 | 3486 | 4064 |
Саратовская область | 3735 | 4032 | 3010 | 3605 |
Ульяновская область | 3507 | 3798 | 2753 | 3371 |
Информация о работе Социальное развитие государства: актуальные проблемы и пути их решения