Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 03:25, курсовая работа
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Рассмотреть пути развития и формирования социального государства
2. Определить социальное государство, его сущность и сформулировать понятие
3. Выделить современные пути формирование социального государства
Введение…………………………………………………………………2
1. Развитие и формирование понятия социального государства…….5
2. Социальное государство: сущность и понятие…………………….9
3. Характерные черты современного социального государства……15
Заключение…………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………22
Российская Федерация
провозгласила себя социальным государством,
опираясь на свой опыт социализации экономической
и социальной жизни, а также учитывая
менталитет ее общества.
Практика социальных
государств показывает, что все они
в процессе своей деятельности опираются
на ряд принципов, включая:
-экономическую
свободу человека и признание
права предпринимателей и их
объединений, лиц наемного
-доверие к
регулирующей роли рынка через
спрос, предложение,
-социальную
справедливость и солидарность
общества, в том числе путем
налогового перераспределения
-участие работников
в управлении производством и
распределением, в общественной
и государственной жизни,
Главная задача
социального государства - достижение
такого общественного развития, которое
основывается на закрепленных правом
принципах социальной справедливости,
всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство призвано помогать
слабым, влиять на распределение экономических
благ исходя из принципа справедливости,
чтобы обеспечить каждому достойное
существование[8, C.145].
Первое место
в ряду положений, относящихся к
концепции социального
Второе положение,
связанное с концепцией социального
государства, - социальное партнерство.
Определение его дает ст. 23 Трудового
кодекса РФ: это система взаимоотношений
между работниками (представителями
работников), работодателями (представителями
работодателей), органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
направленная на обеспечение согласования
интересов работников и работодателей
по вопросам регулирования трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними
отношений. Проблема в том, что данные
нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают
всего многообразия отношений, возникающих
между гражданином и государством. В сфере
конституционного права социальное партнерство
должно осуществляться в следующих формах,
как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников
и работодателей, представленных их организациями,
по экономическим вопросам, политических
партий - по принципиальным вопросам жизни
общества, принцип и порядок мирного разрешения
социальных конфликтов, участие различных
слоев населения в решении общенациональных
задач[15, C.54].
Следующий постулат
- социально-экономическое
Социальная справедливость
- важнейший теоретический аспект
концепции. Около трети рассматриваемых
в Конституционном Суде жалоб
относится, по существу, к вопросам
ее обеспечения[4, C.48]. Практически это
связано с решением вопросов инфраструктуры,
установлением минимального размера
оплаты труда, потребительской корзины:
то ли минимум оказывается слишком
мал, то ли корзина слишком "легкая".
Между тем социальная справедливость
- принцип, который социальное государство
должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает
мысль, что данный тип государства
выступает социально-политическим арбитром,
так как регулирует экономическую, социальную,
политическую и даже духовную сферы жизни
общества.
При осуществлении
этих позиций главным остается финансовый
вопрос. Ввиду этого невозможно существование
социального государства без
социально ориентированной
Ошибочным является
мнение, согласно которому государство,
гарантируя гражданам социальные права
и создавая условия для их свободного
развития, делает это себе в ущерб.
Правоведы оценивают
сегодняшнее состояние
3.
Характерные черты
современного социального
государства
Современная наука
пока не выработала единого понимания
социального государства. До сих
пор не решен вопрос, обладает ли
понятие "социальное государство"
относительной
Социальная функция
- это деятельность государства, направленная
на минимизацию различий в доступе
членов государства к общественным
благам с целью обеспечения
Современное социальное
государство - это этап развития социального
государства, следующий за патерналистским
социальным государством. Социальное
государство - это не этап развития
правового государства, а этап развития
государственно-организованного общества
в целом. Можно согласиться с мнением ряда
авторов, которые считают, что социальное
и правовое государство как "атрибуты
государства приобретают ясный смысл
только в альтернативном, а не кумулятивном
режиме употребления"[6, C.26], и толкуют
о "фундаментальных противоречиях между
правовым и социальным началом его бытия"[13,
C.10]. Такой атрибут государства, как социальная
функция, является имманентным атрибутом
любого типа государства, развивающегося
в рамках индустриального или постиндустриального
общества. Не только государство (публичная
власть и ее структуры) обязаны осуществлять
социальную функцию, это обязанность всего
современного государственно-организованного
общества. Причем основным актором осуществления
социальной функции в современном государстве
в зависимости от множества факторов могут
быть либо публичная власть, либо структуры
гражданского общества. Возможен и такой
вариант - оба эти соактора реализуют социальную
функцию субсидиарно.
Современное неопатерналистское
социальное государство - это модернизированная
форма социального государства,
отвечающая требованиям времени. Но
следует отметить, что видоизменяющаяся
роль органов публичной власти в
реализации социальной функции влечет
за собой обретение общественными
отношениями иного формата. Социальная
функция в рамках неопатерналистского
социального государства
Идея новой
исторической формы социального
государства должна консолидировать
весь накопленный опыт социальной деятельности:
в нее включаются и обязанности
государства по социальной защите,
и обязанности гражданина активно
и продуктивно трудиться. Реакция
общества на тенденцию приватизации
социальной функции должна быть креативной,
меры по сокращению государственного
финансирования социальной деятельности
воспринимались бы и реципиентами,
и спонсорами как новаторские
и вместе с тем необходимые
и справедливые.
Надо отметить,
что и приватизация социальной функции
не может быть полной, всеохватывающей.
Потребности тех групп
Идея модификации
социальной функции не является исключительной
прерогативой современной России, это
общемировая тенденция, обусловленная
объективно. В последнее время
практически во всех современных
государствах весьма существенно проявляется
тенденция сокращения бюджетных
расходов на социальные нужды, что требует
своего научного осмысления. Все без
исключения социальные государства
приступили к подобного рода модификации
еще в 80 - 90-х годах XX в. Сегодня и Россия
вынуждена пойти по новому пути развития
социальной функции. И Президент Российской
Федерации, и Правительство РФ уделяют
особое внимание развитию социальной
функции государства. Но она по необходимости
осуществляется в рамках современных
условий, данных объективно. С одной стороны,
Федеральная программа по увеличению
рождаемости и попытка стабилизации демографической
ситуации, Федеральная программа "Семью
для каждого ребенка", а с другой - "монетизация
льгот", которую можно считать модифицированным
способом оказания социальной помощи
определенным группам населения. "Монетизация
льгот" - уступка необходимости, это
тот самый вынужденный рациональный подход
к реализации социальной функции государства.
Некоторые политики оценивают ситуацию
по реформированию образования, здравоохранения,
науки, культуры весьма пессимистично:
"Доведение до логического конца политики
коммерциализации этих сфер ставит под
вопрос конституционные права граждан
России и установленные Основным законом
принципы социального государства"[9,
C.36]. Конечно, можно сожалеть о том, что
социальная функция государства изменяет
методы своего осуществления, можно публично
возмущаться, используя создавшуюся ситуацию
для приобретения определенных преференций
в предстоящей предвыборной борьбе, но
задача ученых - беспристрастно проанализировать
мировой опыт, выявить критерии современной
социальной функции, основные направления
ее развития, современные методы ее осуществления.
[12, C.82].
Наиболее характерные
черты социального государства
определяются в его социальной политике,
которая в соответствии с Конституцией
РФ (ст. 7) направлена "на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека".
Важная роль
в реализации социальной политики России
отводится федеральным целевым
программам, а также аналогичным
программам, разрабатываемым в регионах.
Например, в перечень
федеральных целевых программ на
2009 г. предлагалось включить 50 программ
общей стоимостью более 300 млрд. руб.,
распределенных по шести направлениям,
в число которых входят:
"Развитие
инфраструктуры", в том числе
Программа "Жилище" (стоит более
20 млрд. руб.);
"Новое поколение",
в том числе Программа "Дети
России", Федеральная целевая
программа развития
"Безопасность
жизнедеятельности и
"Новая экономика",
в том числе "Исследования
и разработки по приоритетным
направлениям развития науки
и техники" (8 млрд. руб.);
"Региональный
паритет", в том числе программы
"Юг России" (2,1 млрд. руб.), "Восстановление
и развитие экономики
"Реформирование
правосудия", в том числе Программа
"Реформирование уголовно-
Заключение.
Подводя итоги
нашему исследованию можно сделать
следующие выводы:
Исследователи
сходятся во мнении, что идея социальной
государственности
Россия не отстала
в этом смысле от европейских стран,
определив себя в ст. 7 Конституции
РФ 1993 г. как социальное государство.
Понятие "социальное
государство" столь многогранно,
что специалистам так и не удалось
прийти к единому мнению.
Существует несколько
моделей социального