Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:59, реферат
На рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и рефор¬маторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политичес¬кого и правового опыта в сравнительно-историческом сопостав-лении с опытом Европы и народов Востока.
1. Введение………………………………………………………………3
2. Славянофильство……………………………………………………..4
2.1. Понятие…………………………………………………………4
2.2. А.С.Хомяков и И.В.Киреевский………………………………5
2.3. Кружок славянофилов…………………………………………8
2.4. Политико-правовые воззрения славянофилов……………….9
3. Западничество………………………………………………………..14
3.1. Понятие………………………………………………………...14
3.2. Представители: К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский……………..15
3.3. Политико-правовые воззрения западников…………………17
4. Заключение…………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………21
Не смотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня. Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являлись крупными писателями, учеными, публицистами.
Большинство их — воспитанники Московского университета. Теоретической основой взглядов и тех и других была немецкая классическая философия. И так же как и других волновали судьбы России, пути ее развития, хотя они понимали их по-разному.
Герцен писал впоследствии об известной условности деления на славянофилов и западников по той простой причине, что все они были патриотами своего народа и отечества - "Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно".
Их объединяло, по крайней мере в начальный период, решительное осуждение крепостного рабства и административно-судебного произвола, а также боязнь того, что если перемены не придут сверху, то переворот явится снизу. В этом отношении они близки в отдельных пунктах своих политических программ и декабристам и народникам.
Так, существовавшая в 1845—1847 гг. в Киеве тайная религиозно-политическая организация (Кирилло-Мефодиевское общество) унаследовала от декабристов идею республиканизма и сближалась со славянофилами в провозглашении христианского учения исходным началом и основанием для «правления, законодательства, права собственности и просвещения».
После реформ 60-х гг. острота
разногласий между
Славянофильство эволюционировало в сторону почвенничества и сблизилось во многом с консервативными противниками реформ, однако значительная часть их ожиданий и надежд в отношении русской общины была воспринята идеологами «русского социализма» (Герцен, Чернышевский и др.).
Для славянофильства 70—80-х гг. характерны известная инертность и идейный догматизм. В этот период они становятся критической мишенью для русских марксистов и наиболее дальновидных консерваторов. Константин Леонтьев, один из наиболее талантливых выразителей трагизма социальной и политической ситуации в пореформенной России, склонный в какой-то момент даже к «монархическому социализму», заметил однажды в отчаянии: «Аксаков во время пожара читает благородную лекцию о будущей пользе взаимного страхования любви». В XX в. вопрос о самобытности русской истории вновь актуализировался в связи с социалистическим экспериментом и таким образом вопрос Хомякова и Киреевского о том, «что такое Россия, в чем ее сущность, призвание и место в мире» (Н. А. Бердяев), получил новые истолкования и новые оценки.
Список использованной литературы:
1) «История политических
и правовых учений»
под редакцией доктора юридических наук,
профессора В.С.Нерсесянца
Москва, 2000 г.
2) Сборник лекций «Русская
общественная мысль»
Москва, 1999 г.
3) Большая Советская Энциклопедия
4) Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г.
5) Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г.
6) Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое
будущее России. - М., 2007.
7) Киреевский И. В. Девятнадцатый век; О
характере просвещения Европы и его отношение
к просвещению России; О необходимости
новых начал для философии // Киреевский
И. В. Критика и эстетика. - М., 1979.