Систематизация законодательства: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:13, реферат

Описание работы

Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. П

Содержание

Введение
Понятие систематизации законодательства
Виды систематизации законодательства

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ЗТ 7 СЕМЕСТР.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Понятие систематизации законодательства
  2. Виды систематизации законодательства

Заключение 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Систематизация  законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей  правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.

       Потребность в систематизации очень актуальна  для законодательства Российской Федерации, так как число действующих  нормативных актов всех уровней – и федерального, и регионального, и муниципального – постоянно растёт. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели. Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства.

       Цель  данной работы – рассмотреть понятие и виды систематизация законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Понятие систематизации законодательства

       Правовая  наука и практика правового регулирования  свидетельствуют, что один из главных  требований к правовому регулированию  является его системность. Однако постоянное динамичное развитие системы законодательства делают невозможным сохранение в неприкосновенности сложившийся структуры системы права. Постоянные изменения в законодательстве, создание новых нормативных правовых актов, внесение изменений в существующие, отмена их – все это в значительной мере десистематизирует законодательство, нарушает его структуру и изменяет соотношения в взаимодействие нормативных правовых актов. Системность правового регулирования требует периодического упорядочения законов и подзаконных актов, удаление повторений, коллизий, недействующих постановлений, унификации предписаний и приведение их в соответствие друг с другом. Все это обуславливает значительную роль функционировании законодательства систематизаций.

       Систематизация  законодательства может быть определена как комплекс мер, направленных на проведение нормативных правовых актов в определенную структурную упорядоченность. Систематизация представляет собой внесение в массив нормативных правовых актов порядка, размещение их в соответствии с определенным критерием. В результате систематизации законодательство в определенной мере восстанавливает свою внутреннюю структуру, гармоничность, утраченную в ходе развития и изменения, восстанавливает свои регулятивные возможности. Законодательство нуждается в периодическом проведении систематизации различного уровня и формы.

       Целью любой систематизации является облегчение участникам правоотношений установление всех правовых предписаний, которыми надлежит руководствоваться, в их системе. Постоянное динамичное развитие законодательства, создание новых нормативных правовых актов, внесение изменений в уже существующие – все это создает большие трудности с выбором правомерного варианта поведения, затрудняет своевременное нахождения подлежащей реализации нормативного правового акта. Систематизация призвана создать определенные основания для поиска нормативных правовых предписаний в зависимости от характера регулируемых общественных отношений. Бессистемное нагромождения актов законодательства, к тому же противоречащих друг другу, не способно быть полноценным регулятором общественных отношений и может только создать у людей антипатию к закону, стремление жить , не связывая свое поведение с его велениями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Виды систематизации законодательства

       1. Инкорпорация, которая представляет собой размещение нормативны правовых актов в соответствии с каким-либо критерием в определенным порядке, размещение на группы (например, размещение их в хронологическом порядке по дате принятия или разделение на группы в зависимости от предмета правового регулирования). Инкорпорация основывается на внешней систематизации законодательства – его объединении в разного рода сборниках на основании определенных объединяющих признаках без изменения нормативного содержания. Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников законодательства уполномоченными на то государственными органами. Это самый простой и примитивный вид систематизации законодательного массива, который не играет большой роли в облегчении поиска нужного для регулирования конкретных отношений нормативного правового предписания. Субъекты правоотношений в результате инкорпорации могут более быстро и точно отыскать подходящее для конкретного случая нормативные правовые акты, но при этом не имеют возможности оперативно определить, подлежит ли конкретный акт применению, имеет ли оно законную силу, не претерпели изменений.

       Нередко инкорпорация подкупает государственных деятелей кажущейся простотой проведения и мнимой необходимостью. В истории нашей страны предпринимались несколько попыток проведение глобальной официальной инкорпорации, которая, вероятно, представлялась как наиболее удобный, доступный и безопасный вид систематизации законодательства. В 1926 г. в СССР было принято решение о создании Систематического собрания действующих законов, однако фактически такой акт и не был создан (в отечественной юридической литературе высказывалось вполне обоснованное мнение о том, что создание такого официального сборника в то время не только бессмысленным, но и невозможным).

       В 70-х годах прошлого века были созданы  Свод законов СССР и Свод законов  РСФСР. Однако практическая значимость проведенной в ходе их создания титанической работы оказалось незначительной. Объединение  в этих сводах нормативные правовые акты в дальнейшем претерпели значительные изменения и не могли использоваться в ходе правореализации в том виде, в каком они изолгались в этих собраниях. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 года, было признанно необходимым осуществить подготовку к составлению и созданию Сводов законов Российской Федерации как «официального систематизированного полного собрания действующих нормативных актов», но фактически инкорпорационные работы так и не начались. Это ,возможно, объясняется тем, что был опыт инкорпораций, доказывающий несоответствие усилий, прилагаемых при обобщении огромного объема законодательства, созданного в масштабах всей страны, и практической востребованности их результатов.

       Однако, несмотря на малую практическую значимость в ходе правореализации, инкорпорация очень важная для других видов систематизации.

       2. Консолидация, в ходе которой нормативные правовые акты не просто размещаются в определенном порядке, но излагаются при этом только в действующей редакции. Консолидация позволяет субъектам правового регулирования не просто ориентироваться в массе законов и подзаконных актах, но и получить точное указание о том, какие из них и в какой форме надлежит руководствоваться  при определении своего правозначимого поведения. Результатами консолидации являются разного рода сборники, содержащие только действующие акты законодательства. Современные технические средства делают возможным регулярное обновление таких сборников, поддержании их в таком состоянии, чтобы законы и подзаконные акты в них были проведены только в действующей редакции. Примерами могут служить активно используемых в России правовые информационные базы (Гарант, Консультант  + и др.). консолидированные сборники нормативных правовых актов дают возможность более эффективно разбираться в огромном и постоянно изменяющимся массиве действующего законодательства и весьма востребованы в практической жизни.

  1. Но для законодательной техники значение имеет только одна форма систематизации законодательства, которая представляет собой весьма специфичный вид законодательства – кодификация. Кодификация представляет собой очень интересный  с технической точки зрения процесс, исследование которого играет огромную роль в правовой науки. В результате проведения такой систематизации создается новый единый и комплексный нормативный правовой акт (как правило, закон).

       Кодификацию можно определить как особый вид  систематизации законодательства, представляющих собой выражения норм права, содержащихся в систематизируемых нормативных правовых актах в одном новом акте, принятие которого лишает законной силы все эти акты. В ходе кодификации в одном новом кодифицирующем акте объединяются все нормативно-правовые предписания систематизируемого массива законодательства, при этом с принятием этого кодифицирующего акта все старые акты утрачивают свою регулятивную необходимость и отменяются.

       Кодификация является, пожалуй, самым эффективным  способом систематизации нормативных  правовых актов. Она представляет собой прекрасный способ «разгрузить» действующее законодательство, избавив его от огромного массива разрозненных нормативных правовых актов, путем объединения их смысла в одном новом едином комплексном законодательном акте. В результате кодификации нормативно-правовые предписания выражаются в концентрированном виде, объем законодательства, подлежащий изучению субъектами правоотношений, уменьшается, а у людей возникает возможность усвоить требование норм права более полно и системно, не исследуя в поисках отдельных положений всю систему законодательства. Кодификация – действенное средство увеличения регулятивной эффективности права, она служит для устранения множества бессистемных и разнородных нормативно-правовых актах путем объединения их смысла в одном едином акте, носящим комплексный характер и служащей для комплексного единого выражения нормативно-правовых предписаний, ранее содержащихся в большом массиве законодательства. Такое кардинальное изменение законодательства позволяет сконцентрировать элементы норм права (гипотезу, диспозицию, санкцию), сосредоточив их в одном системном комплексном нормативном правовом акте. Кодификация представляет собой метод борьбы с излишнем объемом законодательства, с его разбуханием, запутанностью, дублирует друг друга различными его элементами.

       Кроме того, следует отметить, что кодификация  представляет собой очень удобный  способ восполнить существующие проблемы в законодательстве. Главной целью  кодификации является системность  законодательства, его стройность, структурное совершенство, а стало быть, целостный характер, всеобъемлемость, отсутствие пробелов, которые тоже суть нарушении системности. В ходе проведения кодификации в законодательстве выявляются не только повторения и коллизии, но пробелы. У участников законотворчества появляется прекрасная возможность определить и восполнить эти пробелы как нарушении единства и системности нормативных правовых предписаний. В ходе проведения кодификации пробелы в законодательном регулировании как грубейшее нарушение его системности, скоординированности и единства становится заметны. Восполнить же их, что так же немаловажно, можно не внося в законодательство новелл, не создавая новых актов, которые еще более запутывают субъектов правового регулирования, а просто введя соответствующие положение в создаваемый единый комплексный кодификационный акт.

       Кодификация кардинально изменяет систему законодательства, устраняя из него одни элементы и вводя новые, уничтожая коллизии и, что особенно важно, в борьбе за системность законодательного регулирования, восполняя существующие в праве пробелы.

       Этот  вид систематизации представляет собой  очень специфическую форму законотворчества, результатом которой является возникновение  системы особых нормативных правовых актов – кодексов и кодифицирующих (или комплексных) законов, определяющих систему отраслей и институтов права. Специфика этой формы законотворчества выражается в том, что создаваемый нормативный правовой акт, с одной стороны, выражает в упорядоченной форме раннее уже изолгавшиеся правовые предписания, но, с другой стороны, законодатель может включить в него и новые, ранее законодательству неизвестные положения. В любом случае, получившийся в результате кодификации акт законодательства занимает особое место в системе правового регулирования, являясь ключевым, основополагающим в определенной подсистеме норм права (отрасли, подотрасли, институте и т.д.). он не просто содержит в себе предписания к поведению, такой акт выступает как системообразующее начало, основа для структурирования соответствующей отрасли или института права. Такой акт содержит в себе основные специфические принципы правового регулирования в конкретной области общественных отношений, основные дефиниции и правовые схемы, а также иные основополагающие начало определенного комплекса норм права. «Кодификация не ограничивается изменением только формы, она дает систематическое объединение и содержание. Кодекс является не только формой старого закона, а новым законом в полном смысле слова»1. Именно по этому правила и приемы проведения кодификации законодательства являются важнейшими элементами законодательной техники. Пренебрежение ими влечет утрату проводимой кодификацией всякой ценности.

Информация о работе Систематизация законодательства: понятие, виды