Автор: a************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:52, реферат
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Систематизация нормативно-правовых актов
Систематизация -
это деятельность по упорядочению и совершенствованию
нормативного материала путем его внешней
и внутренней обработки с целью поддержания
системности законодательства и обеспечения
субъектов права необходимой нормативно-правовой
информацией.
Необходимость систематизации обусловлена
тем, что постоянно идет процесс издания
новых нормативно-правовых актов, с течением
времени некоторые акты фактически утрачивают
силу, устаревают, накапливаются противоречия
между юридическими предписаниями и т.
п.Современная юриспруденция знает и использует
в основном три вида (способа) систематизации
- инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация
- это вид (способ) систематизации, при
котором нормативно-правовые акты подвергаются
только внешней обработке (или вообще
не подвергаются) и размещаются в определенном
порядке - алфавитном, хронологическом,
систематическом (предметном) в единых
сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации, и частные лица;
3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
5) внешняя обработка заключается в том, что:
а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
в) в результате
инкорпорации издается сборник законов,
собрание законодательства или иной нормативный
акт.
Консолидация -
это вид (способ) систематизации, при
котором несколько близких по содержанию
нормативных актов сводятся в один, укрупненный
нормативно-правовой акт с целью преодоления
множественности нормативных актов и
обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации
характерны следующие черты:
1) она представляет собой своеобразный
правотворческий прием (инкорпорация,
даже официальная, отношения
к правотворчеству не
имеет);
2) проводится только правотворческими
органами, и лишь в отношении принятых
ими актов;
3) при консолидации объединенные акты
утрачивают силу, а вместо них действует
вновь созданный нормативный акт, который
имеет собственные официальные реквизиты
(наименование, дату
принятия, номер и подпись
должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает
промежуточное положение между инкорпорацией
и кодификацией.
Кодификация -
это такой вид систематизации, который
имеет правотворческий характер и направлен
на создание нового сводного нормативно-правового
акта (основ законодательства,
кодекса и др.) путем коренной переработки
действующего законодательства с целью
обеспечения единого, внутренне согласованного
регулирования определенной социальной
сферы.
Для кодификации характерны
следующие черты:
1) она представляет собой наиболее
сложную и совершенную форму систематизации;
2) по существу является видом правотворчества,
поскольку объектом кодификации выступают
непосредственно нормы права;
3) кодификацию всегда осуществляют
только компетентные государственные
органы на основании конституционных
или других законных полномочий;
4) в отличие от инкорпорации, которая
имеет постоянный характер, производится
периодически, и ее результаты рассчитаны
на длительный срок;
5) кодификация всегда вносит элемент
новизны в правовое регулирование (это
всегда некая "правовая реформа")
и зачастую связана с крупными социальными
преобразованиями;
6) результатом кодификации является
кодификационный акт, который отличает
юридическая и логическая целостность,
сводный характер (объединяет не утратившие
своего значения нормативные предписания),
значительный объем и сложное строение,
широкий охват социальной сферы и главенствующее
положение среди других отраслевых актов.
Кодификационные акты -это прежде всего
основы законодательства и кодексы. К
ним относятся также уставы, положения,
правила и др.
Признаки
подзаконных актов.
Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:
Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
Разница
в системе законодательства
в унитарном и
федеративном государстве.
Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект
федерации не имеет права выхода из состава
федерации (сецессии) и, как правило, не
может быть субъектом международных отношений.
Субъекты федерации могут иметь различные
наименования, которые, как правило, определяются
историческими или правовыми факторами:
штаты, провинции, республики, земли или
федеральные земли (как в Германии и Австрии)
и иное. Федерацию следует отличать от
конфедерации, которая является международно-правовым
союзом суверенных государств. Однако
на практике различить правовую природу
тех или иных образований бывает весьма
затруднительно.
Унита́рное
госуда́рство — форма государственного
устройства, при котором его части являются
административно-
Основные признаки унитарного государства
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов