Система права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляется с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает ведущее место. В юридической литературе право рассматривается как общесоциальное явление и как волеизъявление государства (юридическое право).

Содержание

Введение 3
1 Система права и ее структурные элементы 5
1.1 Система права и правовая система 5
1.2 Структурные элементы системы права 6
1.3. Право частное и публичное 15
2. Основные отрасли российского права и их дальнейшее развитие 20
2.1 Характеристика основных отраслей российского права 20
2.2 Развитие системы права современной России 29
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Система права.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Административное, налоговое, уголовное и процессуальное правоотношения, как правило, имеют субординационный характер. Хотя в определенных случаях, указанных в законе, административное и налоговое правоотношения могут возникать и на координационной (договорной) основе. Так, согласно ст. 65 (3) ч. 1 Налогового кодекса РФ, «налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанными лицами».

     Соответственно  сказанному о характере правоотношения решается вопрос о методе каждой основной ветви права. Во-первых, такой метод, по нашему мнению, не может быть полиэлементным. Во-вторых, он должен непосредственно вытекать из характера общественного отношения, регулируемого нормами соответствующей ветви права, т.е. быть зависимым от предмета ветви права, или, другими словами, иметь вторичную по отношению к предмету классификационную природу критерия, определяющего понятие ветви права.

     Для гражданского права - это метод правового  регулирования, основанный на равенстве  сторон в общественном отношении, находящемся в сфере действия гражданско-правовых норм (метод координации). Для трудового права - это метод правового регулирования, основанный на свободе трудового договора (контракта) и функциональном характере прав и обязанностей работника в договорном правоотношении. Для административного, налогового, уголовного, процессуального права - это метод субординации.

     Регулирующие  возможности ветвей права проявляются  в двух основных направлениях. Во-первых, они создают то единое структурное  правоотношение с присущим ему методом правового регулирования общественных отношений, которое лежит в основе указанного правоотношения. И во-вторых, они придают правовым нормам необходимые качества для участия в создании комплексных правовых образований. Данный критерий применим прежде всего к гражданскому, трудовому, административному и налоговому праву.

     Что касается уголовного и процессуального  права, то в отношении этих ветвей права ситуация иная. Названные отрасли  права находятся в особом положении. Их связь с другими правовыми образованиями носит совершенно иной характер. Уголовное право может формировать свои же уголовно-правовые нормы на основе правонарушений, совершаемых в рамках действия норм других ветвей права. Процессуальное право связано с нормами других отраслей права как с нормами материального права, не образующими комплексные правовые образования в обычно принятом понимании.

     В обоих случаях речь идет о взаимосвязях правовых норм в особом сочетании, выходящем  за рамки того понятия, которое рассматривается в рубрике третьего критерия.

     Третий  критерий системы права - правовые образования, функционирующие в отдельных  сферах жизнедеятельности общества и государства. Их целевое назначение состоит в том, что они призваны обеспечивать специфику правового  регулирования одной или нескольких сфер. По своему характеру они являются комплексными правовыми образованиями. По юридическому составу они состоят из правовых норм и институтов основных ветвей права, а также специальных норм, придающих правовым образованиям целевой регулятивный характер. В качестве наиболее яркого примера можно назвать экологическое право, состоящее из норм и институтов ряда основных ветвей права, а также относительно небольшого числа чисто экологических норм, формирующих данное правовое образование в качестве экологического права.

     Комплексные правовые образования нельзя относить к разряду ветвей права, поскольку  они не обладают теми тремя качествами, о которых говорилось выше применительно  к основным ветвям права.

     К числу рассматриваемых правовых образований принадлежат образования, именуемые земельным правом, природоохранительным правом, энергетическим правом, таможенным правом, транспортным правом, банковским правом, торговым правом, и другие образования комплексного характера. В перечисленных образованиях одно из ведущих положений занимают нормы гражданского, административного, налогового и трудового права.

     Отдельно  необходимо сказать о предпринимательском  праве, которое в самой своей  основе является гражданским правом. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Включение в предпринимательское право организационных отношений (в области регистрации граждан-предпринимателей, юридических лиц и т.п.) не дает оснований для конструирования самостоятельной отрасли - ветви права.

     Гражданско-правовые отношения сами по себе в их практическом осуществлении нередко сопровождаются отношениями, регулируемыми нормами других ветвей права, прежде всего нормами налогового и административного права. Не приходится уже говорить о законодательстве, которое, как правило, строится на комплексной основе. Исключения обычно составляют кодексы, но и в них включаются отдельные нормы других ветвей права, хотя и могут видоизменяться (адаптироваться) с учетом осуществления взаимодействия с нормами других ветвей права и иных правовых образований.

     Рассматривая  проблему комплексных правовых образований, необходимо подчеркнуть, что входящие в их состав нормы и институты отдельных ветвей права не теряют своей видовой принадлежности к соответствующим ветвям права.

     Отдельно  следует сказать о международном  праве как части системы российского  права. Согласно ст. 15 (4) Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью системы российского права". При этом общепризнанные принципы и нормы международного права, естественно, не утрачивают своей самостоятельности в области общего международного права.

     Вышеизложенное  о системе российского права  относилось к объективному праву  и, соответственно, не касалось субъективных прав участников правоотношений. Мы придерживаемся мнения, высказанного в свое время Рудольфом Иерингом, относившим понятие частного и публичного права к субъективным правам участников правоотношений, но не к нормам объективного права. Объективное право всегда имеет публичный характер. Правовые же отношения, возникающие на основании норм объективного права, могут быть публично-правовыми и частноправовыми. Соответственно, аналогичная градация применима и к субъективным правам участников правоотношений в обществе с рыночной экономикой. 

     2.2 Развитие системы  права современной России 

     Система права современной России развивается прежде всего в виде изменений тех функций, которые она выполняет в различные периоды существования трансформирующегося общества.

     Рассматривая  право в качестве социального института общества, мы изучаем его как систему, порожденную социальными потребностями. Эти потребности отражены в функциях, в той роли, которую играет право в обществе. Право выполняет ряд важнейших социальных функций общества22. Социальные институты имеют функции двух типов: во-первых, общие для всех институтов; во-вторых, внутренние или специализированные функции23. Последние отличают правовые институты от всех других институтов.

     Сквозными (социальными) функциями социальных институтов, которыми обладает и право, являются:

     - функция установления легальных  и общепризнанных способов и  форм удовлетворения особо значимых потребностей;

     - регулятивная;

     - интегративная;

     - функция обеспечения устойчивости  социального статуса и ролей  индивидов и социальных групп  в обществе;

     - функция предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми;

     - функция социальной мобильности.

     Специализированными функциями являются функция нормотворчества и функция правоисполнения.

     Развитие  правовой системы в России можно  проследить через развитие ее основных функций, прежде всего - социальных, поскольку право является важнейшим социальным институтом.

     За  годы перестройки и трансформации  нашего общества получила полное развитие функция установления легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения особо значимых потребностей.

     Материальные  потребности теоретически можно удовлетворить как правомерным, так и неправомерным способом. Но последнее является правонарушением. Растрата, грабеж, кража, взяточничество, мошенничество и другие формы неправомерного обогащения преследуются законом. Нарушителя ждет наказание. За неправомерное поведение наступает санкция, поскольку оно наносит ущерб гражданам, организациям, самому государству. Общество заинтересовано в том, чтобы наиболее значимые потребности людей удовлетворялись только правомерным путем. Особенно это важно для демократического общества, которое направлено на реализацию прав и свобод граждан. Однако проблемой российского общества является до сих пор то, что данная функция в целом не может быть реализована полностью. Более того, в последние годы общество наконец-то пришло к очень важному выводу – правопорядок необходим не только для простых граждан, необходимо бороться и бороться активно с коррупцией чиновников и казнокрадов.

     Государство должно не только создавать правовые предписания, но и экономические, социальные и иные условия для удовлетворения потребностей россиян легальным правомерным путем. Пока что мы наблюдаем рост преступности, спровоцированный, в частности, низким уровнем сознания населения, а также разрывом между декларативными правовыми нормами и экономическими и социальным» возможностями членов общества.

     Регулятивная функция системы права России связана с координацией деятельности членов общества. Именно регулятивная функция права особенно важна при решении споров при установлении сложных правоотношений между сторонами. Тонкость понимания видов правоотношений позволяет выявить те правовые нормы, которые являются основными при решении сложных жизненных вопросов. Рыночные отношения, в которые вступила Россия, породили и новые общественные отношения. Их регулирование является актуальным для нашего общества. И только развитие самого права, его обновление, появление новых отраслей и подотраслей права (например, коммерческого, предпринимательского, муниципального и др.) и их развитие позволило решить эту сложную проблему Социально-правовые институты, регулирующие предпринимательскую деятельность, способствовали его развитию, что отмечается значительной частью россиян. По данным всероссийского опроса, респонденты положительно оценивают развитие частного предпринимательства, возможности зарабатывать без ограничений (53% оценивают со знаком «плюс», 15% со знаком «минус»)24. Регулятивная функция является приоритетной среди общих функций для права как системы социальных институтов. Она реализуется социально-правовыми институтами способами нормотворчества и правоприменения.

     Интегративная функция системы права направлена на социальную консолидацию индивидов и социальных групп. Так, избирательное право направлено, в частности, на социальную консолидацию индивидов в решении политических проблем, в выдвижении и избрании кандидатов во все органы власти. Обеспечивая прямые, тайные, равноправные выборы, определяя порядок проведения выборов, законодатель обеспечивает единство реализации избирательного права для всех граждан России. В то же время до сих пор наблюдаются признаки агрессивного национализма и экстремизма. Разрушают общество и постоянные конфликтные ситуации, связанные с правовым бессилием государства в защите людей. Так, именно это правовое бессилие не даст обществ оказать активную помощь обманутым дольщикам, лицам, попавшим в сети аферистов-риэлторов. Слабость закона до сих пор создаст условия для манипулирования правом для недобросовестных лиц и тем самым, создаст угрозу возникновения новых социальных конфликтов и раскола общества. Так, остаются незащищенными такие категории граждан, как пожилые граждане и пенсионеры, поверившие рекламе недобросовестных риэлторов, активно предлагающей заключить договор ренты и тут же выставляющих на торги приобретенную даром квартиру. Миллионы людей стали заложниками слабого нового Жилищного кодекса РФ, определившего немыслимую по своим масштабам и качествам материальную ответственность членов Товарищества Собственников Жилья (далее по тексту ТСЖ).  ТСЖ отвечает своим общим имуществом за любые сделки, которые закон позволяет проводить председателю ТСЖ даже без доверенности, отвечают крышей, подвалами, лестничными площадками и другим имуществом, непосредственно связанным с жилыми помещениями. В любой момент слабость жилищного законодательства может быть использована мошенниками.

     Функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе позволяет обществу не разрушаться даже в период перемен. Особенно это важно в условиях реформ. Важно не только сохранить правовой статус привычных для общества категорий лиц, но и обеспечить новый стабильный социальный статус новым категориям лиц, которые в условиях рыночных отношений появились впервые, например, предприниматели, избираемые должностные лица. Развитие этой функции правовой системы России является социально позитивным. Принятые Государственной Думой РФ законы, позволяют существовать разным слоям общества, имея четкий правовой и социальный статус.

     Заключение 

     Систему права принято определять как  совокупность взаимосвязанных между  собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различиями – в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Информация о работе Система права