Система права. Правовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе я постараюсь раскрыть два вопроса: система права и правовая система.
Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.
Понятие правовой системы шире, объемнее, чем понятие система права.
В современном мире существует множество правовых систем. Некоторые из них будут раскрыты в данной контрольной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Теоретическая часть……………………………………………………..4
Правовая система…………………………………………………4
Система права……………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………...13
Практическая часть……………………………………………………..14
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

черновик.docx

— 31.51 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                            
     

 

 

Система права 

     Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. 

Ее первичным  элементом выступают нормы права, и в целом все ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и  единство, она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами. Система  права объективна. 

Понятие "системы права" не следует  отождествлять с понятием "правовая система". Последнее шире по своему объему и включает в себя:

  • систему права (законодательство);
  • юридическую практику;
  • господствующую правовую идеологию.

Ну а  сама система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права . 

     Система права обладает следующими признаками:

  • Чёткой иерархией структурных элементов, а именно: норм прва, институтов, подотраслей, отраслей;
  • Целостностью и единством элементов;
  • Объективно обусловленным характером (1, стр 70).

     Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчинённые нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права. 

     Единство  и целостность праву как системе придают системообразующие связи различного характера. Это прежде всего связи генетические (связи происхождения).

     Материальной  предпосылкой единства права выступает  единая система социально-экономических  отношений. Единство праву придаёт  единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему  основополагающих ценностей, признанных в обществе, которые призваны подтверждать и охранять право. Эти основные ценности находят выражение в праве  в виде принципов, на которых строится вся система права и которые в определённой мере цементируют право как нечто единое и целое.  

     Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права (2, стр. 237).

     Институт  права – это обособленная часть отрасли права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих определённый вид общественных отношений ( 3, стр.274). Если отрасль права регулирует определённый род общественных отношений, то институт – определённый вид отношений внутри данного рода (2, стр.237). Примером института права является институт гражданства в отрасли конституционного права, институт наследования в отрасли гражданского права, институт необходимой обороны в отрасли уголовного права (3, стр.274).

     Подотрасль  права – совокупность правовых норм родственных институтов отрасли права (например, подотрасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

     Отрасль права – совокупность правовых норм, институтов и подотраслей права, регулирующая однородные общественные отношения, обладающие внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием (1, стр. 70).

     Национальная  система права Республики Беларусь состоит из следующих отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, семейного, трудового, административного, финансового, земельного,  уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального права.

     Конституционное (государственное) право – это совокупность норм. Упорядочивающих наиболее важные отношения в обществе, закрепляющих принципы его правовой системы, юридически определяющей устои общества, его социальных систем, особенно политической, государственной, принципы её формирования и функционирования, положение личности в государстве и в обществе.

     Гражданское право регулирует основанные на равенстве участников имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а также иные, предусмотренные законом, личные неимущественные отношения.

     Семейное  право упорядочивает личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления, опеки и попечительства.

     Трудовое  право являет собой отрасль, регулирующую отношения, складывающиеся по поводу личного применения труда, его организации, условий и оплаты (приёма на работу, перевода с одной работы на другую, условий трудовой деятельности и её оплаты, увольнения с работы).

     Административное  право – это система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления публичной исполнительной и распорядительной деятельности полномочных органов. Нормы административного права определяют структуру, компетенцию, формы и методы управленческой деятельности. Специфика этих отношений в том, что они являются отношениями властвования, безусловного подчинения одних другим. Французские административисты определяют его как общее право публичной власти, администрации; американские – как право, которое регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией.

     Финансовое  право – это система норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности, связанной с аккумуляцией и распределением денежных средств в государстве и осуществлением финансового контроля.

     Земельное право регулирует отношения, складывающиеся на базе использования земли.

     Уголовное право определяет, какие общественные деяния являются преступлениями и какое наказание предусматривается за их совершение.

     Уголовно-исполнительное право – система норм, регламентирующих порядок деятельности правоохранительных органов (суда, прокуратуры, следственных и дознавательных учреждений) по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

     Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения судами гражданских дел и исполнения судебных решений (3, стр.274)

     Для деления норм права на отрасли  применяют определённые критерии:

    • Предмет правового регулирования;
    • Метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования – это общественные отношения, регулируемые правом.

     Данный  критерий является основным, поскольку  тот или иной вид общественных отношений объективно существует и  требует правового регулирования. Например, гражданско-правовые отношения  выступают предметом регулирования  гражданского права.

     Однако  общественные отношения чрезвычайно  разнообразны, часто одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому и  применяется дополнительный критерий – метод правового регулирования.

     Метод правового регулирования представляет собой совокупность приёмов, способов воздействия права на определённую область общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения. Метод правового регулирования характеризует нормы определённой отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. многообразие методов правового регулирования проявляется главным образом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юридических последствий (санкций), способе защиты прав.

     Наиболее  ярко выражено различие методов в  отраслях гражданского и административного  права. Гражданское право характеризуется  методом автономии. Субъекты гражданского права выступают как равноправные, независимые друг от друга участники  отношений. Административному праву  присущ «авторитарный» метод, метод  властвования. Субъекты административного  правового отношения, как правило, неравноправны: один из них всегда выступает  в качестве носителя власти, предписывающего  другому субъекту определённый образ  действий в рамках, установленных  законом.

     Метод правового регулирования проявляется  также в характере оснований  возникновения и движения правоотношений, т.е. в характере юридических фактов (отраслям административного, финансового  права в качестве таких оснований  свойственны властные акты государственных  органов, гражданскому праву – сделки, договоры); юридических санкций (для  гражданского права специфичны пени, неустойки, возмещение причинённого ущерба и т.д., для уголовного – лишение  свободы, конфискация имущества, ссылка и т.д.); форм юридической защиты субъективных прав (основной формой защиты гражданских субъективных прав является судебная и арбитражная, для трудового права – с участием профсоюзов и судебная, финансового права – административная и судебная и т.д.).

     Метод правового регулирования является необходимым признаком, который  наряду с предметом правового  регулирования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы  права на отрасли, так как некоторые  общественные отношения регулируются нормами гражданского, административного  права, но осуществляется это регулирование  разными методами (2, стр.239).

     Выделяют  следующие методы правового регулирования:

    • Императивный – метод властно-категоричных предписаний, не допускающих отклонений в регулируемом поведении, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Характерен для уголовного, административного, уголовно-исполнительного права;
    • Диспозитивный – метод, предполагающий свободу выбора поведения, равноправие сторон, основанный на дозволениях. Характерен для отраслей частного права – гражданского, трудового и д.р.;
    • Поощрительный – метод стимулирования социально полезного поведения;
    • Рекомендательный – метод рекомендации наиболее приемлемого варианта поведения.

     Применение  того или иного метода правового  регулирования зависит от содержания общественных отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной  практики, уровня правовой культуры населения. Методы могут примениться как  самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.

  
 

 

Заключение

         Из изложенного в контрольной работе можно сделать вывод:

     Несмотря  на схожесть выражения, нужно четко  различать два понятия - «правовая  система» и «система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и  собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Правовая система в отличие от системы права характеризует  исторические, правовые и культурные отличия систем права разных государств. Правовая система – это предельно  широкое и собирательное понятие, охватывает всю правовую организацию  данного общества.  

     Система права - это внутренняя структура  права, состоящая из взаимосвязанных  норм, институтов и отраслей права.

     Она обладает своими чертами:

     -    ее первичным элементом выступают  нормы права;

     -    ее элементы не противоречивы,  внутренне согласованы, взаимосвязаны,  что придает ей целостность  и единство;

     -    она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными,  историческими факторами;

     -    имеет объективный характер.  

     Таким образом, понятие правовой системы  шире, объемнее, чем понятие система  права. Таким образом правовая система и система права соотносятся между собой как целое и часть. 
 

 

 

Список  источников:

  1. В.Н. Дмитрук, Теория государства и права: учебное пособие. М.: Новое знание, 2002. – 184с.
  2. А.Ф. Черданцев, Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 1999. – 432 с.
  3. С.Г. Дробязко/В.С. Козлов,  Общая теория права: учебное пособие для вузов. Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
  4. Давид Р, Основные правовые системы современности. М., 1999.
  5. В. М. Корельский, В.Д. Перевалов,  Теория государства и права. М., 1997

Информация о работе Система права. Правовая система